руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
03 май
13:58
Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski

Энциклопедия / Искусство

Изменить категорию | Все статьи категории

Из истории иллюстрированной детской книги в России.

Познакомимся немного с историей искусства книжной иллюстрации, назовем только основные периоды и направления ее развития, имена тех художников, которые сыграли особую роль в становлении этого вида искусства.
До нас дошли богато иллюстрированные миниатюрами еще в XI веке рукописные книги Древней Руси, которые выполнялись только в одном экземпляре. Появление в конце XIV - начале XV века печатной книги явилось переворотом и в области иллюстрации. Гравюры вытеснили из книги рисованные миниатюры. Вначале иллюстрации резались на одной доске с текстом, они были лаконичны и хорошо гармонировали со шрифтом. Они так же, как и текст, печатались черной краской.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.
Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь").
Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта. Среди них можно было увидеть историка, держащего в руках раскрытую книгу и чернильницу, звездочета со зрительной трубой и многое другое.
Занимательные и высоко художественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.
...С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы. Сколько выдумки и изобретательности они проявили, какие неожиданные художественные техники стали использовать, работая над иллюстрациями! Широко известный цикл рисунков Е. А. Кибрика к драме " Борис Годунов" А.С. Пушкина сделан чернилами для авторучки. "Усатый полосатый" выполнены цветными карандашами, которые наилучшим способом передают мягкую шерстку котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике масляной живописи. Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В.И. Суриков. М.В.Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.
Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела только для неё характерный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для маленьких стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

Source: сайт Томской обл. деской библиотеки http://odub.tomsk.ru/illustr/history/index.html

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine