руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
29 апр.
16:46
Журналы
Женька и Ждун
© Portu

Энциклопедия / Авторы

Изменить категорию | Все статьи категории

Чапек Карел

родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице, умер 25 декабря 1938 года в Праге.

Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908—13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918; «Сияющие глубины», 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события 1-й мировой войны 1914—18 определили напряжённые поиски Чапека критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия «Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд»; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы «R. U. R.», 1920, — о восстании роботов;; «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924).
(Карел Чапек с его братом и соавтором Йозефом являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» человекоподобные мезанизмы и назвали их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом, он решил назвать эти механизмы чешским словом, имеющим такое же значение.)

В начале 20-х гг. Чапек создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. Чапек сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба — 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932).

Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе — 1934). Вершина творчества Чапека — роман «Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Чапека «Мать» (1938).

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей «На стржи» и мемориальный музей на родине писателя.

 
Сайт: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/belletristika/chapek/


Журналы
Остров
© Leshinski