руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
29 апр.
12:27
Журналы
"Зубастые шарики, пожирающие реальность......
© Portu

Энциклопедия / Авторы

Изменить категорию | Все статьи категории

По Эдгар Аллан

19.1.1809 - 10.7.1849

Современная массовая литература - на три четверти вышла из "шинели" американского романтика Эдгара По. Он создал почти весь набор ее основных жанров. Детектив, научная фантастика, готическая проза - все это изобретения По. Но не только. Творец "Маски красной смерти", родитель сыщика Дюпена вдохновлял и "высокую" литературу. Идеями и стихами Эдгара По вскормил себя Шарль Бодлер. И весь французский символизм. Именно По придумал и явил миру чистое искусство и чистую поэзию.
Отец и мать Эдгара По были актеры, а в те времена быть актером значило вести жить бродяги. Они умерли, когда сыну было два года, - не то от чахотки, не то от пьянства. Ходила легенда, что они погибли в горящем театре. Но в действительности театр, в котором играла мать Эдгара, прекрасная Лайза, сгорел спустя две недели после ее смерти. Mалыша Эдгара взяла на попечение семья преуспевающего табачного коммерсанта Джона Аллана, которые без меры баловали своего приемного сына… Отчим Эдгара Джон Аллен занимался распространением в Америке британских журналов, и мальчик рано познакомился с особым миром британской массовой литературы: готика и фантастика, изощренное злословие, утонченная поэзия романтиков...
Легкий, милый, остроумный, любитель поговорить, душа компании, По очаровывал и женщин, и мужчин. Он волшебно читал стихи, свои и чужие. Но один стакан выпивки совершенно преображал любимца публики. Внешних признаков опьянения не было, просто он превращался в другого человека - злобного, вспыльчивого, не знающего никаких тормозов. "В нем просыпался демон, и аура безумия вокруг него была просто осязаемой", - так написал в некрологе товарищ Эдгара по журнальной работе.
Всю жизнь По мучили тревожность и беспокойство. Он был подвержен мании преследования, клаустрофобии, депрессиям и неврозам. Эти мании и фобии заметно усугублялись пьянством. А под конец жизни По, по некоторым сведениям, стал употреблять морфий.
В полной мере Эдгар По был подвержен и психосексуальным расстройствам. Все его романы были попытками приблизиться к "норме" или создать хотя бы видимость нормального. Но даже брак его трудно признать "нормальным": По женился на своей тринадцатилетней кузине Вирджинии, которая отставала в умственном развитии и до самой смерти сохраняла детские повадки.
Год его рождения (1809) - это год рождения Шопена, Линкольна, Теннисона, Дарвина и Николая Гоголя. Сам Эдгар По не только обладал исключительно острым умом, но был необыкновенно работоспособен, коммуникабелен и упорен. В молодости Эдгар По был атлетом, служил в армии и зарекомендовал себя отличным солдатом.
В армию он завербовался от бедности. Опекун не давал денег на занятия литературой, требовал выбрать более достойное и доходное занятие. Следуя его указаниям, Эдгар даже хотел поступить в престижную военную академию в Уэст-Пойнте. Но тут отчим женился вторично, и у него родился сын - так что претендовать на наследство Эдгар уже не мог. А стало быть, не стоило и пытаться выбраться в генералы. И тогда По начал зарабатывать на жизнь пером. "Послание из бутылки" - первый рассказ Эдгара (до того он писал только стихи), написанный ради денег.
Поначалу Эдгар По создал себе имя как критик и литературный обозреватель. Потом он писал рассказы для журналов и литературных приложений - так увидели свет и "Золотой жук", и "Падение дома Ашеров", и "Лигейя", да почти все. Пристальное внимание к деталям, точный расчет, полное правдоподобие, непротиворечивое объяснение всех, даже самых фантастических элементов сюжета - это тоже отличительное качество прозы По.
Он очень точно вызывает в читателе нужные эмоции и внушает нужные мысли и настроения. По - не мистик, он наблюдатель и аналитик. Он разбирает и анатомирует. У него острый глаз и критический ум, он - тот самый черт на колокольне в незабвенном городе Школькофремене. Мрачные и страшные загадки для него - словно математические уравнения, в которых он всегда знает значение икса. Во многих своих фантастических рассказах По начинает с одного четко сформулированного суждения, а затем шаг за шагом полностью опрокидывает логику и выворачивает наизнанку все законы природы - притом в его цепи рассуждений не найти никакого изъяна, ничего темного и неясного!
Широкая публика заговорила о писателе По после "Золотого жука" (1843), а двумя годами позже его широко - на всю Америку и за ее пределами - прославил как поэта бессмертный "Ворон".
Жена По умерла в 1847 году - в возрасте 25 лет. Сохранилось только одно письмо По к жене: "...Я бы уже давно потерял всякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя жена... Ты сейчас осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе против этой невыносимой, напрасной и жестокой жизни..."
Однако жизнь По еще продолжалась. Летом 1849 года он оказался в родном Ричмонде и провел среди близких людей счастливое и спокойное лето. Он даже посватался вторично - к Эльмире Ройстер, на тот час вдове Шелтон и снова стал женихом...
27 сентября 1849 года По отплыл в Балтимор из Ричмонда. Из Балтимора он собирался поездом ехать в Филадельфию, но между прибытием корабля и отправлением поезда оставалось несколько часов. Они и решили судьбу писателя...В первых числах октября некоего балтиморского врача, немного знакомого с По, известили, что какой-то джентльмен, "весьма скверно одетый", просит его помощи. По нашли в дешевом трактире в окружении публики самого низкого пошиба. Он был почти невменяем и непрерывно бредил...Одним из самых сильных страхов, всю жизнь преследовавших Эдгара По, был страх преждевременного погребения: пять дней в больнице были днями бреда и самых страшных видений и галлюцинаций. Лишь однажды случилось краткое просветление, и По спросил врача, есть ли надежда. Врач ответил, что надежды нет. Но По возразил: "Я имею в виду другое. Есть ли надежда у такого ничтожества, как я?"
Он умер в три часа ночи 7 октября 1849 года.


Source: Люди
 
Сайт: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/poe/


Журналы
Остров
© Leshinski