руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
20 апр.
00:09
Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Батурин Михаил Матвеевич - разведчик

6.11.1904 - 13.2.1978

Михаил Батурин родился 6 ноября 1904 г. в городе Таганроге в семье бедного ремесленника, работавшего по найму то у одного, то у другого владельца мастерских. В 1913 г. отец, забрав семью, переехал на заработки в Баку. А в 1916 г. сам Михаил устроился посыльным-уборщиком в частное машинописное бюро. Днем разносил заказы, а по ночам, прибрав помещение, мальчишка соревновался со своим приятелем, кто быстрее напечатает на пишущей машинке "Ремингтон" подвернувшиеся под руку тексты. Через год ребята стучали на машинке с впечатляющей скоростью.

В дни Бакинской коммуны Михаил со старшим братом вступили добровольцами в Красную гвардию. Брат ушел с отрядом на Астрахань, где в то время проходил фронт с белыми, и больше от него никаких вестей не было. А Михаил стал посыльным у П.А. Джапаридзе, комиссара внутренних дел Бакинского совнаркома. Турецкие войска заняли большую часть Азербайджана. Голод и турецкая угроза сломили коммуну. Большинство депутатов Бакинского совета поддержали требование эсеров пригласить для защиты города английский отряд.

Когда арестованных бакинских комиссаров погрузили на пароход и куда-то повезли, помогавшие им ребята добровольно отправились с ними. Позже Михаил Матвеевич вспоминал: "Джапаридзе сказал мне: "Дело плохо. На первой же стоянке уходи с парохода. И друзьям скажи". Я послушался, и мы с товарищами ночью покинули пароход. Кто не ушел - погиб".

Когда в Баку вступили части 11-й армии, у Михаила не было сомнений что делать. Он вступил добровольцем в Красную Армию. 3 мая 1920 г. Батурин стал военным человеком. С этой даты началась его самостоятельная жизнь. В походах и боях прошло несколько месяцев. Потом Михаил тяжело заболел и после выздоровления был оставлен при штабе полка переписчиком - хорошо печатать на машинке тогда мало кто умел, а в штабной работе это ценилось высоко. Там он впервые соприкоснулся с работой особых отделов. Позже Батурин вспоминал, как был взят на работу в ВЧК: "Чекисты проводили какую-то серьезную операцию, и что-то у них не ладилось. А я, случайно услышав кусочек разговора и зная местные условия, дал совет, понравившийся их начальству. После успешного завершения операции меня спросили: "Хочешь работать у нас?": Конечно, я сказал: "Да". Но ничего не изменилось в моей службе. В ноябре мне стукнуло шестнадцать, наступила зима, новый год. Я по-прежнему был красноармейцем 283-го полка 32-й дивизии 11-й армии.
И вдруг меня вызвали в Особый отдел. Биография моя была короткой, управился я быстро. Мой собеседник пробежал листок глазами и, видимо, остался доволен.

- Так ты из Баку, - словно бы удивился он. - Очень кстати. У меня будет к тебе поручение. Надо срочно доставить важный пакет в Азербайджанскую ЧК. Завтра в девять ноль-ноль явишься лично ко мне и получишь пакет и инструкции. А сейчас отдыхай...".

Именно в особых отделах 11-й армии Михаил получил первый опыт оперативной контрразведывательной работы. Пули щадили его, единственное ранение - осколком гранаты в левую руку. После этого плохо стали слушаться мизинец и безымянный палец.

В конце 1921 г. для обслуживания пограничного Ленкораньского района формируется пограничное особое отделение особого отдела 1-го Кавказского корпуса. 2 января 1922 г. Батурин был откомандирован в это отделение. В 1924 г. появляется единая структура погранвойск: округ, отряд, комендатура, застава. Летом того же года началось формирование погранотрядов, и Михаил был переведен в 44-й Ленкораньский погранотряд на должность уполномоченного секретно-оперативной части управления отряда. В этой должности он прослужил до 1927 г.

2 августа 1927 г. Михаил стал слушателем основного курса Высшей пограничной школы ОГПУ. Иногда слушатели ВПШ привлекались в помощь оперативным работникам при проведении реальных операций. Именно в одной из таких операций в 1928 г. Батурин получил второе ранение - левого предплечья. В августе 1929 г., окончив ВПШ, Батурин получил назначение уполномоченным секретно-оперативной части 37-го Батумского пограничного отряда. Менее чем через год стал помощником коменданта, а спустя еще полгода - комендантом погранучастка. В 1932 г. получает новое назначение - на пост уполномоченного оперативного отдела Управления пограничных и внутренних войск Закавказского ГПУ в городе Тбилиси и помощника начальника Закавказского погранотряда. В 1933 г. его переводят на должность начальника Батумского погранотряда по секретно-оперативной части, а в 1935 г. - начальника Отдельного морского пограничного пункта в городе Баку.

8 августа 1937 г. в Институте востоковедения имени Н.Н. Нариманова, располагавшемся на улице Маросейка, появился новый студент. Исходя из биографии и опыта службы, Михаилу определили изучать турецкий язык в качестве основного, а также французский. Турецким он впоследствии овладел в совершенстве. 8 июня 1939 г. Батурину, студенту второго курса, было присвоено воинское звание майор РККА. Тогда же он был принят на работу в 5-й отдел Главного управления государственной безопасности НКВД СССР (внешняя разведка), но ему дали возможность завершить учебу в институте.

В конце мая 1940 г. Батурин выехал в Турцию, где проработал в течение семи лет: сначала резидентом в Анкаре, затем заместителем резидента в Стамбуле, а с мая 1942 г. - главным резидентом НКВД в этой стране. По линии прикрытия являлся заместителем торгпреда, а с 1944 г. - торгпредом СССР в Турции.

9 октября 1941 г. между Турцией и Германией было подписано новое торговое соглашение, предусматривавшее товарооборот на сумму 100 млн. турецких лир. Причем Турция в обмен на поставляемые Германией военные материалы обязалась снабжать немцев стратегическими материалами - медью и хромом, в которых особенно нуждалась гитлеровская промышленность. А фон Папен служил посредником в серии личных посланий между Гитлером и президентом Исметом Иненю.
Во всем этом предстояло разбираться советским разведчикам в Турции. Исходя из ответственных задач, стоявших перед стамбульской резидентурой, Центр в конце 1941 г. перевел Батурина из Анкары в Стамбул и назначил его заместителем Мордвинова.

24 февраля 1942 г. в 10 часов утра на бульваре Ататюрка в Анкаре взорвалась бомба. Человек, несший взрывное устройство и оказавшийся, как выяснилось позднее, болгарином турецкого происхождения, при этом погиб. В то же самое время в немногим более полутора десятках метрах от места взрыва оказались Франц фон Папен и его жена, которые направлялись пешком в посольство. Немецкий дипломат с супругой не пострадали и продолжили свой путь.

Турецкие власти незамедлительно заявили, что на германского посла было предпринято покушение, за которым якобы стояли советские спецслужбы. Уже через сутки полиция задержала студента Абдурахмана и парикмахера Сулеймана, которые были объявлены коммунистами, причастными к террористическому акту. Вслед за ними были арестованы работники советского торгпредства Мордвинов и советского генерального консульства Корнилов (также сотрудник резидентуры), которых полиция обвинила в том, что они якобы "замешаны в организации покушения на фон Папена".

Советские представители были приговорены к 20 годам тюремного заключения каждый. Более двух лет провели советские разведчики в заключении. Лишь в августе 1944 г., когда положение на фронтах Второй мировой войны окончательно сложилось в пользу антигитлеровской коалиции и Турция разорвала дипломатические отношения с Германией, узники были освобождены и возвратились в Москву.

Сразу же после ареста Мордвинова стамбульскую резидентуру возглавил Батурин. Через два года он стал главным резидентом НКГБ в Турции. Только за период с мая 1940 по март 1944 г. Леонид (таким был оперативный псевдоним Михаила Матвеевича) лично завербовал 9 ценных агентов. С пятью из них активная работа продолжалась длительное время и после отъезда разведчика из Турции. Можно представить, как важна была для руководства СССР накануне и во время войны с гитлеровской Германией секретная информация относительно германо-турецких отношений и о деятельности немецкой разведки в этой стране.

В конце 1944 г. резидент выехал в Москву. Находясь в Центре, он обратился к руководству разведки с просьбой перевести его на другое направление работы. Вспоминая об этом, разведчик позже рассказывал: "Я чувствовал, что при таком драконовском контрразведывательном режиме, который был установлен в Турции, и учитывая длительность моего пребывания в стране, турки могли проследить некоторые мои связи, что создавало потенциальную опасность для агентуры. Но нравы тогда были суровые, и я получил короткий ответ: "Вы нужны в Турции...".

За успешное выполнение заданий Центра в условиях военного времени Михаил Матвеевич был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и вторым почетным нагрудным знаком "Заслуженный работник НКГБ". 23 февраля 1945 г., в День Красной Армии, ему было присвоено воинское звание полковник. В мае 1945 г. он возвратился в Турцию.

В январе 1947 г. Батурин возвратился в Москву. А 30 мая постановлением правительства был образован Комитет информации при Совете министров СССР, куда вошли Первое главное управление МГБ (внешняя разведка), а также добывающие и аналитические подразделения Главного разведывательного управления Министерства Вооруженных Сил. Михаил Матвеевич назначается заместителем начальника одного из отделов. В сентябре 1948 г. его переводят на должность начальника контрразведывательного факультета Высшей разведывательной школы Комитета информации (впоследствии - Краснознаменный институт имени Ю.В. Андропова, в настоящее время - Академия внешней разведки. - Прим. В.А.). В июле 1949 г. этот факультет из Комитета информации передается МГБ. В Высшей разведшколе осталась лишь кафедра контрразведки. Батурин становится начальником отдела в Комитете информации и одновременно остается заведовать кафедрой контрразведки.

В августе 1951 г. после 30 лет службы в войсках и органах государственной безопасности полковник Батурин вышел на пенсию по выслуге лет. Его не хотели отпускать, предлагали повышение - поехать в Казахстан министром госбезопасности. Он отказался. Много лет спустя объяснил: "Я остался жив, потому что всегда сторонился политики и предпочитал заниматься только оперативной работой".

Умер Михаил Матвеевич 13 февраля 1978 г. в Москве, в госпитале КГБ на Пехотной улице. Никаких богатств не скопил. На сберегательной книжке была только переведенная за январь пенсия. Так закончился большой путь военного человека, который честно служил Отечеству, отдавал всего себя работе и никогда не думал, что придет время и в Кабинете истории российской внешней разведки появится его фотография.



Владимир АНТОНОВ
ведущий эксперт Кабинета истории внешней разведки,
полковник в отставке


Сын М.И. Батурина - летчик-космонавт Юрий Батурин принимал участие в двух полётах в космос на космических кораблях Союз ТМ-28 (1998) и Союз ТМ-32 (2001), в общей сложности 19 суток.







Source: http://svr.gov.ru/history/baturin.html
 
Сайт: http://www.vpk-news.ru/print.asp?pr_sign=archive.2007.170.articles.history_02


Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski