руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
06 май
15:29
Журналы
Тыловое
© Rosish

Энциклопедия / Баку. Культура и образование. Школы

Изменить категорию | Все статьи категории

Школы и училища в дореволюционном Баку.

Писатель Солтан Меджид Ганизаде, основатель новой учебной методики, инспектор просвещения Бакинской губернии, старейший азербайджанский педагог вспоминает:

В 1850-м году правительстве открыло для детей мусульман первую школу с начальным обучением. В эту школу бы ли определены три учителя и пятьдесят учеников. Учителю русского языка платили из государственной казны, два педагога-мусульманина получали жалованье за счет платы родителей учеников.
В ту пору городское население, даже его зажиточные слои относились к школе с пренебрежением. Каждый старался обучить свое чадо какой-нибудь профессии. Богатые купцы, торговцы тоже весьма неохотно определяли свои великовозрастных сынков в учебные заведения. «Пустое это дело», - говорили они.
В 1872- м году открыли шестилетиюю городскую школу. Плата за обучение определялась в зависимости от материального полежения родителей. Окончившим четыре класс с отличием предоставлялось право поступления в гимназию или реальное училище.

В 1887- м году, в результате многолетних усилий старейших деятелей отечественного просвещения -Солтана Меджида Гани-заде и Габиббека Махмудбекова - были открыты первые русско-татарские школы. Вообще, эти две личности сыграли выдающую роль в развитии азербайджанского просвещния и национальной культуры.
Развивалась нефтяная промышленность, бурно рос город и одновременно росло внимание к образованию. В 1890-м году Баку было уже более сорока школ, а число учеников достигло десяти тысяч.
Для девочек-христианок основали Мариинскую гимназию и школу «Святой Нины». В 1891-м году появляются две русско-татарские школы, а через год-еще одна. В 1892-м году городская управа издала приказ, в соответствии с которым питейные заведения, лавки, где продают вина должны располагаться в отдалении от мечетей, церквей и школ.

В ведении городских благотворительных обществ также было несколько школ. Например, русское благотворительное общество открыло женскую школу «Святой Нины» (она находилась напротив управы). В сооружении здания школы, приобретении необходимого оборудования большую помощь оказал Тагиев. Позже, в 1901 году, по инициативе Гаджи Зейналабдина, подобная школа была открыта в Баку и для девушек-мусульманок.

Старейший азербайджанский писатель Абулькасым Гусейнзаде рассказывал, что число мест в государственных школах было ограничено. Поэтому благотворительное общество решило открыть для мальчиков специальную школу с символичным названием - «Саадет» («Счастье»). Однако денег не хватало. Тогда Г.З.Тагиев внес солидный вклад - 5.000 рублей. Дирекция школы арендовала здание, примыкающее к лечебнице Векилова (сейчас городская поликлиника №2). Начальником учебного заведения был иранец Мирза Алекпер-хан, образованный молодой человек, окончивший Сорбонну в Париже, в совершенстве владевший французским, арабским и турецким языками. Он женился в Баку, сосватав дочь гласного думы - Кербелая Исрафил Гаджиева.

В рождении «Саадет» важную роль сыграли: прогрессивно настроенный купец Мешади Юсиф Наджафов, Гаджи Ризван Бабазаде, ахунд Абдуррагим Гаджизаде. Так, например, ахунд Абдуррагим Гаджизаде специально для этой школы написал учебник по шариату, который был отпечатан в типографии Гашум-бека Везирова «Сада» на его собственные деньги. Если принять во внимание, что в книгах по шариату в то время давали обстоятельные сведения об азербайджанском языке и литературе, можно представить значение подобного учебника для первых мусульманских школ.

Поборником азербайджанского просвещения был М.Ю.Наджафов, который тратил на дело образования немалые средства и длительное время принимал активное участие в административно-хозяйственных делах школы «Саадет».
Через два-три года «Саадет» переехала в новое здание. Здесь было до двадцати классных комнат. За аренду платили восемьсот рублей в месяц. Педагогический состав подобрался из коллектива единомышленников, людей передовых и всесторонне образованных: достаточно назвать имена Алибека Гусейнзаде, Фархада Агазаде, братьев Терегуловых - Али и Ганифы, братьев Гаджибековых - Узеира и Джейхуна, отца Михаила Мушфика Мирзы Гадира Исмаил-заде, Бахрамбека Ахундова, который являлся доктором школы, и др.
Уроки пения вел Узеир Гаджибеков. Звуки мелодий - веселых и печальных - разносились далеко по кварталу. Прохожие невольно задерживали шаг и слушали пение учеников. В некоторых песнях говорилось о тяжком положении народа, придавленного многовековым игом невежества.
Какая горькая участь постигла мой народ!
У всех сердца печалью полны, но где исход?
Такого одичанья терпеть нельзя, нельзя…
Такого обнищанья терпеть нельзя, нельзя…

Это стихотворение, написанное Али-беком Гусейнзаде, было в то время у всех на устах, его даже включили в учебники. А Узеир написал на стихотворение музыку и разучивал песню с учениками старших классов.
Хоть самая истинная правда на кончике языка,
Сказать не позволяют, и рот не заткнут пока…
Застыло все на месте, но странно видеть мне:
Нельзя ни пробудиться, ни пребывать во сне,
Пером не добудился собратьев, хотя - пора,
Не позволяют писать мне, и не лишают пера…
Хоть не чужие друг другу, единства не обретем,
Враг ломится уж в двери, мы дома не знаем о том…
Учащиеся «Саадет» с первого класса носили китель с золотыми пуговицами и голубыми полосками на обшлагах, со специальным знаком и названием школы на шапке.
Выходцы из Ирана открыли в Сабунчах школу под названием «Темеддун» («Развитие»), а в городе - учебное заведение под громким менем «Иттихад» («Объединение»).
Школьники в «Иттихаде» носили суконный китель с зеленым стоячим воротником и зелеными полосами на рукаве, а также суконные брюки. На шапках красовался металлический герб с изображением солнца и льва, а также словами «медресе иттихад».
Гимназисты до четвертого класса носили брюки и гимнастерки из серого сукна с серебряными пуговицами. Фуражки гимназистов пятого и старших классов были с белыми полосами и сербряным гербом посередине. Выпускникам разрешалось появляться в «альма-матер» в черном костюме, белой рубашке и при галстуке. Особое внимание в гимназии уделяли гуманитарным наукам - истории, литературе, языкам, в том числе латыни и греческому. Гимназисты-старшеклассники готовились к поступлению в университет.
В реальных училищах предпочтение отдавали точным наукам: математике, физике, механике; не случайно поэтому выпускники этих училищ пополняли ряды студентов высших технических школ и технологических институтов. Одевались «реалисты» в черные суконные гимнастерки и кителя и черные брюки. Учащиеся старших классов носили черные шапки с желтыми полосами и гербом впереди…

Были в Баку и коммерческие школы, где готовили специалистов в области торговли, финансов, экономики. Здесь тоже была своя форма-костюм из черной диагонали и золотые пуговицы.
В 1881- м году в Баку открыли мореходную школу.

Учащиеся русско-татарских школ одевались попроще: обязательным элементом одежды у них был широкий пояс с металлической пряжкой, на которой выбивали эмблему и название учебного заведения. В одном дирекция школ была щепетильна до крайности: учеников, которые не начищали обувь до блеска, не пускали в здание школы.

Число учащихся «Саадет» все увеличивалось, и вскоре им стало тесно в стенах старого здания. Мирзу Алекпер-хана отозвали в Иран, назначив послом Швейцарии. Начальником школы стал Алибекзаде. На одном из собраний благотворительного общества он доложил, что школа нуждается в более просторном здании. Решили ассигновать деньги на строительство помещения. В это время встает каменщик-строитель и говорит: «У меня в городе два дома. Один из них я временно - пока не завершится строительство здания - предоставляю в безвозмездное распоряжение дирекции. Мы с женой поселимся в одной комнате и будем присматривать за ребятишками. Лишь бы им было хорошо». На этом меджлисе было много людей побогаче, но ни один из них не проявил такой щедрости, как этот простой, неграмотный каменщик.

На месте нынешней глазной больницы было мусульманское кладбище. Решили построить на этом месте здание для «Саадет». Ахмедбеков подготовил проект. В одну из пятниц народ пришел на кладбище. Ахунд прочитал молитву. Родные и близкие покойных перенесли останки на кладбище в нагорной части города, пустые могилы сровняли с землей и заложили фундамент. Были готовы уже два этажа, когда началась первая мировая война. Торопливо возвели крышу и приспособили помещение под лазарет.
А за год до первой мировой войны Али-бек Гусейнзаде переехал в Турцию. Проводить его собралась вся азербайджанская интеллигенция. В честь его отъезда был дан обед а школе на Ганлы-тепе. Стол накрыли по-мусульмански, без вина. Подали лишь шербет. Приступая к еде, Алибек грустно улыбнулся и сказал: «Я покидаю Кавказ. Это, наверное, последний плов, который мне доведется поесть в Баку… Поэтому, с вашего разрешения, кушать я буду по народному обычаю». Он засучил рукава и стал есть плов руками. Остальные интеллигенты последовали примеру Алибека. Звучали напутственные слова, прощальные речи. На следующий день Алибек Гусейнзаде навсегда расстался с Баку.

Образование в школах было в основном платным. Половина ежегодной платы вносилась в учебную часть в начале года, иначе учеников не допускали на занятия. Лишь незначительная часть бедных и сирот обучалоась за государственный счет.

Во всех кварталах города были мол-лахана - школы старого типа, где детей учили череке - арабскому алфавиту, письму, умению читать Коран.
Методы воспитания в моллахане славились своей суровостью: провинившихся секли длинными хворостинами, привязывали к фалакке, ставили коленями на горох. Моллапахана помещалась, как правило, в подвальных помещениях или, в лучшем случае, на первом этаже. В комнатах стояли мангалы с углем, лежали циновки да разное тряпье, на котором сидели ученики. Земляной пол, сочащиеся сыростью стены, гнилые балки потолка, маленькие, вечно мутные, оконца, почти не пропускающие дневной свет. Сколько маленьких ребятишек подхватило здесь ревматизм, сколько молодых людей скончалось от туберкулеза, пройдя в детстве жестокую школу-моллахана…

Мариинская женская гимназия
На горе, против угла городского сада, было выделено место для строительства здания женской гимназии. На строительство было ассигновано 53 000 рублей. Проект разработал архитектор Михаил Денисович Ботов, работавшим в то время производителем работ при губернском правлении. Постройку на себя принял г.Гирш и обязался закончить его к 1 сентября 1886 года. Но основные работы проводились уже при непосредственном участии Н.фон дер Нонне. В ознаменование дня Священного Коронования в 1883 году, женскому учебному заведению было присвоено имя Государыни Императрицы Марии Федоровны. Так появилось общеизвестное название -"Мариинская женская гимназия", в которой пастор Гансен преподает Закон Божий для лютеранских детей.




© TBS
loading загрузка

Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski