руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
05 май
09:09
Журналы
"Зубастые шарики, пожирающие реальность......
© Portu

Энциклопедия / Парки и сады: А. А. Гасанова "Сады и парки Азербайджана" (главы из книги)

Изменить категорию | Все статьи категории

Из главы 1. 4 - Формирование общественных садов и скверов Баку. стр. 33 - 34.

Михайловский сад, который многие бакинцы именовали Губернаторский, является первым зеленым массивом, появившимся на карте Баку в середине 30-х годов XIX века. Этот сад, занимающий относительно небольшую территорию (около 5 га), прошел интересный путь эволюции. Вначале планировка сада складывалась стихийно. Основой его структуры явились частные насаждения имевшиеся около крепостных стен.

Была произведена посадка новых деревьев и кустарников, между которыми пролегла аллея. По мере расширения сада, пополнялся ассортимент его растений. Зеленую
палитру сада составили: акация, шелковица, тополь, смоковница, ракита, маслины. Были созданы цветники, придававшие саду особое очарование. Появились грядки с различными овощами; по крепостным стенам и перголам расползлись широколистные лозы виноградников, создавая столь необходимую тень.

Комендант города Р. Р. Ховен, будучи главным инициатором "зеленой" политики, сумел с
помощью городского садовода создать великолепный зеленый оазис в самом центре Баку. При озеленении сада использовались не только местные, но и привозные породы деревьев. Для улучшения гумуса использовалась привозная почва, а для полива деревьев - чистейшая кягризная вода.
В начале 60-х годов XIX века, после сноса внешних крепостных стен, стало возможным увеличить территорию Михайловского сада. В течение пяти лет значительно возросло число новых посадок и общее количество деревьев в саду достигло 12 тысяч.

Увеличение зеленой массы шло в основном за счет декоративных растений. Это, а также строительство на территории сада парковых сооружений и малых форм, все более подчеркивало его общественное значение. Сад приобрел ярко-выраженные планиро-
вочные черты и индивидуальный художественный образ. Существенную роль в этом сыграл сложный рельеф местности, удачно использованный при формировании общей дендрологической струкуры сада.

Характер рельефа предопределил "островную" композицию Михайловского сада. Главная аллея и прилегающие к ней дорожки как-бы связывали воедино зеленые островки. В процессе движения возникали разнообразные перспективы, раскрывались выразительные пейзажи. Исторический фон в виде крепостной стены придавал романтический характер художественному образу сада.

В результате расширения сада в начале XX века его нижняя и верхняя части полностью слились, создав единую ландшафтную композицию. В эту композицию органично включились объекты садово-парковой архитектуры: павильоны, беседки, бассейны, фонтаны, которые подчеркивали те или иные природные участки.
На всем протяжении сада возникают воздушные панорамы и глубокие перспективы. "Тенистые аллеи с почти сомкнутым над ними зеленым пологом перемеживаются с просторными открытыми площадками на главных террасах" (329, с. 282). Пышная зелень и необычайная красота Михайловского сада снискали ему особую славу и он по праву стал для бакинцев одним из самых любимых мест отдыха. Вот почему резкие дебаты среди членов строительной комиссии и населения города вызвало решение Думы о предоставлении для строительства летнего клуба некоторой части садовой территории.
Это приводило к утрате примерно 220 больших деревьев, растущих на верхней террасе сада. Однако принятое решение было реализовано вскоре, в 1912 году, на углу Садовой и Николаевской улиц красовалось изящное по архитектурному облику здание Общественного собрания, с концертным залом и летней эстрадой. Оно придало Михайловскому саду импозантный вид, подчеркивая возможности
достижения гармонии между архитектурой и природной средой.

Цициановский сквер располагался в центральной части Баку у подножья Базарной улицы. С этой улицы, одной из наиболее многолюдных в городе, открывался хороший вид на зеленый сквер и окружающее пространство. Каменнная лестница полукруглой формы удачно связывала пространство сквера и пространство улицы. Красивая баллюстрада над подпорной стенкой, зеркало бассейна и расположенный рядом с лестницей фонтан создавали выразительный колорит Цициановского сквера и гармонировали с его зелеными насаждениями.

Безусловной заслугой архитектора К.-б Гаджибабабекова является органическое включение в композицию сквера малых архитектурных форм. Архитектор удачно использовал ландшафтные качества участка.
Расположив сад курдонером, в окружении зданий и прилегающих улиц, он сумел "изолировать" зеленое пространство и придать ему интимный характер путем группировки деревьев и кустарников в виде кулис, располагая зеленые насаждения параллельно друг другу, достигалась многоплановость перспективы.

Вместе с тем, они закрывали несущественное и, - наоборот, улучшали восприятие наиболее выиграшных панорам. Другое важное обстоятельство - за счет кулис осуществлялось притенение других растений от действия лучей палящего солнца, что отвечало жаркому климату южного города.
Цициановский сквер занимал важное узловое место в городе - на границе между форштадтом и Шемахинской дорогой. Его возникновение было связано не только с открытием в 1846 году памятника князю Цицианову, но и наличием здесь "чистой воды из Ханского родника".

Рядом с памятником размещался построенный в 60-х годах огромный каменный резервуар, предназначавшийся для снабжения водой жителей форштадта.
Таким образом имелись благоприятные условия для озеленения территории хотя и небольшой по площади (примерно 0,6 га), но очень важной по своему пространственному положению. Уже в начале 80-х годов сквер почти полностью сформировался и представлял собой цветущий сад с живописно прорисованным зеленым партером. На этот сквер открывался интересный обзор не только с верхней террасы Базарной улицы, но и с окон расположенного поблизости двухэтажного караван-сарая.

Мариинский сквер создавался в начале 70-х годов XIX века на месте слободы, в непосредственном соседстве с богатыми жилыми кварталами. Имея небольшую территорию (до 1 га) и простую архитектурно-пространственную композицию, этот сквер тем не менее занял важное место в истории развития ландшафтной архитектуры Баку. Как создание сквера, так и его проектирование сопровождались многими трудностями. Прежде всего трудности возникали из-за плохого снабжения водой.
Отсутствовало также внимание к этому скверу со стороны городского садовода, членов управы и думы.
Об этом в газете "Каспий" сообщалось следующее: "Баку не может похвастаться обилием зелени, а потому подобное индифирентное отношение к саду... более чем преступно"50. И только в конце 90-х годов здесь, как и в ряде других садов, была осуществлена посадка новых деревьев51.
Она производилась в соответствии со сложившейся планировочной структурой сквера. Композиция плана строилась на основе диагонально расположенных аллей, в центре пересечения которых находился бассейн с фонтаном. Кроме того, ряд деревьев размещался по периметру сквера, имевшего квадратный по очертанию план. Это позволило создать дополнительную обходную аллею сквера и тем самым повысить визуальные и функциональные качества озелененного участка.

В начале XX века возникла необходимость перепланировки Мариинского сквера, поскольку как отмечал главный садовод А. Е. Васильев "город задался целью устройства общественных садов, а в последнее время даже и Ривьер". Им в 1904 году на основе изучения ситуации, был составлен проект переустройства Мариинского сквера, который предусматривал расширение аллей и посадку устойчивых к жаркому климату пород деревьев.
Предлагалась полная замена существующей растительности деревьями с высокими декоративными качествами для достижения большей художественной выразительности сквера. Симметричное, почти зеркальное решение плана несколько оживлялось
разнообразием трактовки партера в серединной части сквера.

Наряду с этим предполагалось осторожное вкрапление малых архитектурных форм. Однако, несмотря на положительные стороны проекта переустройства сквера, он так и не был воплощен в жизнь.


Автор: © TBS
 
Сайт: http://www.elibrary.az/docs/sadi.pdf


Журналы
Остров
© Leshinski