руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
26 апр.
04:19
Журналы
"Зубастые шарики, пожирающие реальность......
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Ковалева Екатерина Петровна - учительница, директор детского дома в Мардакянах

1914

ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА КОВАЛЕВА

В далекой и теперь чужой стране
Есть маленький поселок Мардакяны.
Там море, солнце и песок,
Наполнен воздух ароматом пряным.
......

Так начинаются стихи, которые написала Екатерина Петровна, когда ей перевалило за 90 лет.
Она благодарна судьбе за то, что после многолетних мытарств она приютила её в райском уголке, в курортном местечке Мардакяны, близ Баку.
Она прожила здесь почти полвека, работая директором детского дома и преподавателем детского санатория, где в тяжелые послевоенные годы отдала много сил и душевной знергии своей работе и где оставила о себе хорошую и добрую память.

Можно прожить целую жизнь, но так и не познать прекрасного, не разглядеть в обыденном – прелестное, яркое, нежное. А можно прожить так, что каждый день и даже час будут наполнены ярким красками жизни.

Екатерина Петровна родилась в далеком сибирском городе Ишиме.
Её мама, Евгения Федоровна Александрова – коренная сибирячка, училась в гимназии, когда в Ишим на вечное поселение в 1912 году прибыли политические ссыльные.
Один из них – Петр Иванович Ковалев, уроженец Воронежской губернии, служил в царской армии и был приговорен военным трибуналом к расстрелу за революционную деятельность, но потом расстрел заменили каторжными работами.
Так встретились юная гимназистка и политический изгой.

Они обвенчались, и в 1914 году у них родилась дочь Екатерина.
Несколько лет семья жила в достатке, так как отец организовал артель по производству колбас, но в 1923 году ему предъявили чудовищный налог на имущество, и он вынужден был все бросить и скрыться из Ишима.

Начались семейные скитания.
Переезжая из одного города в другой, Екатерина закончила школу, потом с отличием Сухумский педогагический техникум.
В Гудауте она преподавала русский язык и литеретуру в грузинской школе, где старшие ученики были одного с ней возраста.
Там же, в Гудауте, в 1935 году она вышла замуж за Михаила Гавриловича Федорова, сына расстреленного полковника царской армии.
По этой причине ему пришлось «отмотать» срок на Беломорканале, но тут начались новые аресты, и он перебрался в Баку, где жил его сводный брат.
Екатерина Петровна вновь встретилась с мужем на нефтяных промыслах близ станции Аляты. Она приехала к нему. В одной руке месячный ребенок, в другой – чемодан.

Вначале они жили на нефтяном промысле в девятиметровой хибаре, но постепенно жизнь стала налаживаться.
Переехали в Баку, оба преподавали в школе, поступили заочно в Бакинский пединститут.
Однажды они решили поехать отдохнуть на местный курорт в Мардакянах.

Началась война. Михаил добровольцем ушел на фронт, а Екатерину Петровну мобилизовали преподавать в Исмаилинским районе.

После войны судьба вновь забросила Екатерину Петровну в Мардакяны.
С этого момента ее жизнь целиком и полностью была связана с 10-ым детским домом, где она была директором, а затем с детским туберкулезным санаторием, где преподавала русский язык и литературу.
«Время было послевоенное, тяжкое, - говорит Екатерина Петровна, - но ни одного беспризорного ребенка вы бы тогда не встретили. Детские дома обеспечивались хорошо, получали много американских подарков».

Конечно, нелегко было управлять большим детским коллективом.
Здесь важно было подобрать ключ к каждому ребенку, а, следовательно, понять его, заглянуть в его душу. Такова нелегкая задача педагога и воспитателя.
И этим качеством обладала Екатерина Петровна. Профессия выбранная ею, несомненно, по призванию, велению души и зову сердца, обязывала ее находиться в гуше дел и событий, принимать в них непосредственное участие.

Общение с детьми, которых она очень любила, делала ее жизнь ярче и счастливее.
А дети были разные – сильные и слабые, упрямые и ершистые, целеустремленные и яркие. Для всех у Екатерины Петровны находились те необходимые и нужные слова.
И дети (ох, как это важно!) тянулись к ней, верили ей и верили в нее, доверяли ей свои тайны и большие секреты, как родному и дорогому человеку. Она стала для них не только педагогом и воспитателем, но и другом, яркой и сильной личностью, с которой можно брать пример.

«В нашем корпусе было 80 детей и один воспитатель – Екатерина Петровна, но я не помню случая, чтобы она повысила на кого-то голос или говорила на повышенных тонах, - вспоминает бывшая ученица Галина Вебер, ныне проживающая в Германии. – Это потому, что к детям у нее было уважительное отношение как к личности, и в каждом ребенке она находила лучшие качества и изюминку, открывала способности и развивала их.
Она увлекала детей интересными занятиями и делами, читала книги и рассказывала увлекательные истории.
А праздники были настолько интересные и красочные, что запомнились навсегда.
Дети любили и слушались Екатерину Петровну, учились у нее и хотели ей подражать. Я считаю, что Екатерина Петровна – Человек и воспитатель от Бога!"

Личная жизнь, как принято говорить, у Екатерины Петровны, к сожалению, не сложилась, но радовала работа с ее буднями и праздниками, она стала для нее вторым домом. Здесь она забывала о своих невзгодах и неприятностях.
Муж Михаил вернулся с фронта совсем другим человеком – сломленным и озлобленным, и они вскоре расстались.
Но рос сын Юра, не доставляя ей особых хлопот. Более того, радовал свою маму успехами в школе и охотно делился с ней своими мыслями и планами.

Екатерина Петровна принадлежит к тем благородным людям, для которых чужая беда становится ее собственной. Она никогда не проявляла равнодушия к чужому горю и всегда старалась помочь добрым советом и активным участием.
Будучи депутатом Бакинского Совета, она курировала правоохранительные органы и принимала участие в судьбах людей.

Благодаря ее поручительству был освобожден из тюрьмы Триепольский Ант.
Помогла Екатерина Петровна и Сатразяну Азаду, потерявшему надежду на справедливое решение своего вопроса. До конца своей жизни он был благодарен ей за эту помощь.
Да и сама Екатерина Петровна встречала по жизни немало по-настоящему добрых людей. С теплотой вспоминает она Гусейна Муталибова, Володю Маргания и Полину Грузберг, которые бескорыстно помогали ей в трудную минуту жизни.

Екатерина Петровна никогда не теряла связи со своими учениками и воспитанниками.
Всегда рада звонкам и письмам учеников и друзей. Ее ученик Касумов Нейман, на протяжении многих лет писал своей учительнице, когда служил в армии, а потом учился в институте. Уже будучи специалистом он написал ей: « Вы сделали меня человеком, благодаря Вам я получил образование и я горжусь этой дружбой».

Ее бывшие ученики и воспитанники, которые сегодня живут в разных странах, стали инженерами, врачами, учителями, но не забывают свою учительницу и поддерживают с ней связь.
Ведь по сути дела все они были и остались ее детьми. И даже тогда, когда повзрослевшие приходили к ней, к своей любимой учительнице. И она была очень рада этим встречам.
Ее дом был всегда открыт для них и для всех гостей – коллег и друзей, в том числе и для меня.
И я хорошо помню эти встречи в ее уютной мардакяновской квартире с видом на фруктовый сад. А вдалеке, между деревьями и домами, была видна синяя полоса моря и золотистый берег.
В ее доме не было скучно и всегда находилась тема для интересной и доверительной беседы, а Екатерина Петровна очень дружелюбный человек и проста в общении.

Бакинские события в начале 90-х годов разбросали бакинцев по миру.
Уехала в Тюмень, на свою Родину в Ишим, после долгих лет странствий и Екатерина Петровна.
Связи со многими были потеряны. Сейчас, благодаря Интернету и с помощью ее внуков, почти восстановлены.
И Екатерина Петровна, несмотря на свой преклонный возраст не теряет интерес к жизни, к людям, к судьбам своих учеников и друзей. Она всегда очень рада новой весточке и звонку.
А это значит, что жизнь продолжается!





© Jonka

Source: Статья предоставлена ©Valery39 (Валерий Саби)
loading загрузка

Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine