руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
26 апр.
07:18
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Ибрагимбеков Фуад Ахмедович - первый азербайджанец-психиатр, репрессирован

16.12.1901

Родился 16 декабря 1901года в городе Шемахе, бывшей Бакинской губернии, в семье канцелярского служащего.
В 1918 году окончил Шемахинское реальное училище. В 1919-1920-х годах обучался на историко-филологическом факультете Азербайджанского Государственного Университета (ныне Бакинский Государственный Университет), в 1920 году был переведен на медицинский факультет, который окончил в 1925 году.
Он был выпускник первого выпуска азербайджанской высшей школы - Бакинского Университета, организатор первой в Азербайджане лаборатории экспериментальной психологии, первый азербайджанец-психиатр.

Начал работать в 1917 году, наблюдателем Шемахинской Сейсмической Станции. В течении 1921-1927 гг. был преподавателем в 44, в 60 школах I ступени, в 23 школе II ступени Бакинского Отдела Народного Образования. С 1927 по 1930 год был преподавателем Рабфака.

С 1926 года начал преподавать психологию в Азербайджанском (бывшем тюркском) Педагогическом Институте, а после слияния его с Азербайджанским Государственным Университетом (ныне БГУ) в АГУ, позднее - в Педагогическом Институте (ныне Азербайджанский Государственный Педагогический Университет), где читал курсы общей психологии, специальные психологические дисциплины и вел семинар по изучению детей.

В 1926 году организовал первую в Республике богато оснащенную экспериментально-психологическую лабораторию, служившую главным образом учебным целям. Оттуда вышли многие его исследования.
В конце двадцатых годов участвовал в организации психологической лаборатории Бакинского Отдела Народного Образования, а в начале тридцатых - организовал Сектор Психологии Азербайджанского Научно-исследовательского Института Педагогики и Психологии, которым заведовал на протяжении ряда лет.

В 1938-1948 гг. педагогическую работу вел на кафедре психиатрии Азгосмединститута (ныне Азербайджанский Медицинский Университет).
В 1948 году вернулся к чтению курса психологии в Азербайджанском Педагогическом Институте (АГПУ).

С 27 октября 1948 года, в самом зените творческой деятельности Ф.А.Ибрагимбеков, оказался жертвой политической репрессии. В конце 1953 году Ф.А.Ибрагимбеков был реабилитирован, вернулся в Баку, начал активную творческую деятельность в области психологии. Ему было присвоено ученое звание профессора, и он в 1954г.был избран заведующим кафедрой психологии Азербайджанского педагогического института иностранных языков (Бакинский Славянский Университет), с 1962 года - в должности зав.кафедрой психологии.

4 августа 1938 года на основании решения Квалификационной комиссии Наркомпроса Аз.ССР утвержден в ученой степени кандидата психологических наук и в ученом звании доцента по кафедре "Педагогика" (психология). Решения ВАК-а от 11 марта 1939 года присуждена степень кандидата медицинских наук и утвержден в ученом звании доцента по кафедре "психиатрия".

На протяжении всего этого времени им написано свыше 70 научных работ, из числа которых в печати опубликовано более 50. Многие из них он докладывал на Международных психологических конгрессах, на Всесоюзных, Межреспубликанских и республиканских научных конференциях, на почти всех ежегодных научных конференциях института языков им. М.Ф.Ахундова, на конференциях по повышению эффективности обучения русскому языку в Баку и в Ташкенте.

Имел слово для выступления на XVI Конгрессе по прикладной психологии (Амстердам, 1968 г.). Его доклад был включен для обзора в программу XIX Конгресса (Лондон, 1960г.), был докладчиком XVIII Когресса (Москва, 1966 г.).

Составил терминологию по психологии и психопаналогии (рукопись), редактировал азербайджанский перевод учебника по психологии К.Н.Корнилова, первый учебник на азербайджанском языке по психиатрии Х.Г.Гасанова, свои взгляды на дальнейшее развитие азербайджанской психологической терминологии изложил с статье "Некоторые вопросы психологической терминологии на азербайджанском языке".

В соавторстве с другими издал учебник по психологии на азербайджанском языке для педагогических институтов (1966 г.). Участвовал в качестве официального оппонента при защите диссертаций на ученую степень кандидата педагогических наук по психологии ряда соискателей; руководил подготовкой многих кандидатских диссертаций. Рецензировал много диссертаций, книг, статей и других в печать. Являлся членом ученого совета по защите диссертаций при АПИ (АГПУ).

Был членом учредителем и ответственным секретарем Азербайджанского Отделения Общества Психологов СССР (1957 г.), с 1961 года являлся его председателем, а также членом Центрального Совета Общества.

За годы своей работы удостоен следующими правительственными наградами: Орденом "Знак Почета", медалью "За оборону Кавказа", двумя медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", почетным званием "Заслуженного врача Азербайджанской ССР", медалью "100 летие со дня рождения В.И.Ленина".


ЕГО НАЗЫВАЛИ "ЛУЧШИМ ВРАЧОМ ГУЛАГа"

Ибрагимбеков Фуад Ахмедович относится к плеяде выдающихся представителей медицины, психологии и педагогики республики. Ученый и практик, специалист поистине мирового масштаба, доктор наук, профессор Ибрагимбеков был основателем школы психологии и психиатрии в республике, наставником и воспитателем многих высококвалифицированных специалистов, автором монографий, учебников и методических пособий.
Но еще одно важное, а быть может, решающее событие в его жизни во многом определило судьбу талантливого ученого и педагога. Трагические обстоятельства заставили его на длительный срок оставить любимую работу, семью, оказавшись узником ГУЛАГа.
В год столетия со дня рождения Фуада Ибрагимбекова мы решили напомнить о драматической странице его жизни, внезапном аресте и ссылке, разделившими его жизнь на “до” и “после”.
...Казалось, все шло хорошо: плодотворная научная работа, надежный семейный уют, широкий круг коллег и друзей, аудитории АПИ им. Ленина и мединститута, до отказа заполненные студентами, считавшими за счастье поприсутствовать на его лекциях. И, тем не менее...
Кандидат филологических наук, доцент Азербайджанского университета языков, известный в республике преподаватель английского языка, репрессированный в конце 40-х годов, а впоследствии реабилитированный новыми властями, близкий друг Ибрагимбекова Исмихан Рагимов вспоминает, как вместе им довелось, в ожидании следствия, а затем суда, почти год пребывать в тюрьме, а после этого отбывать каторгу в Сибири.
Началось все... с праздничных приготовлений к 20-летию образования Азербайджанской Республики. Должен был выйти в свет фолиант, рассказывающий о развитии и становлении азербайджанской науки. Статью о психологии и психиатрии было поручено подготовить Ибрагимбекову как известному, всеми признанному специалисту в этой области.
— Обладая поистине энциклопедическими знаниями, — вспоминает Рагимов, — Фуад Ибрагимбеков тогда много работал в архивах, исследуя по данной теме огромное количество материалов, “выкапывая” редкие данные. Дойдя до личности Абдулхалыга Ахундова и его вкладе в медицину республики, внезапно “споткнулся”, словно почувствовал неладное: тонкая интуиция профессионала-психолога не подвела.
С именем Ахундова была связана известная реформа в здравоохранении республики, касающаяся необходимости разделения на время лечения душевнобольных от всех остальных стационарных пациентов. Казалось бы, сфера вовсе далека от политики. На базе 4й городской больницы (бывшей Михайловской) было открыто такое особое отделение.
Ибрагимбеков звонил в ЦК, стремясь выяснить, насколько лояльны власти к личности Ахундова, которого исследователь упоминал в своем реферате. Последовал оперативный ответ: “В списках врагов народа не значится, упоминайте”. Кто автор и под чьим черным покровительством было получено это ложное “добро” — до сих пор неизвестно. Предположительно лишь, что подобные “подножки” в те времена не являлись делом случая, а были точкой отсчета тайно спланированного заговора. И вот на Бюро ЦК, в выступлении секретаря парторганизации мединститута внезапно прозвучало гневное обличение “тех среди нас, кто пишет о врагах народа!”.
Выяснилось, что Ахундов, бежавший в Иран, написал несколько антисоветских статей. А Ибрагимбеков, не будучи в курсе сей “крамолы”, по сути, пострадал ни за что.
— Пока шло заседание, рассказывает Исмихан муаллим, — Ибрагимбеков был уже арестован и заточен в тюрьму. Мы находились с ним рядом, оба — убежденные патриоты, обвиненные по статье “Антисоветская пропаганда”. Почти десять месяцев шло следствие, Фуаду Ибрагимбекову тщетно пытались “пришить” конкретное дело, но зацепиться было не за что. По этой причине, получив “всего” 10-летний срок, он был этапирован в Сибирь.
— Все это страшное время Фуад Ибрагимбеков держался мужественно и стойко, несмотря на то, что очень переживал по поводу случившегося, — говорит Исмихан муаллим. — И иногда то, что он носил в глубине души, прорывалось наружу. Помню, как, еще находясь в тюрьме, мы имели право всего раз в месяц получать передачи из дома. Его днем было третье число. Однажды, получив и развернув посылку 3 марта, вынув среди прочих гостинцев мыло “Семейное”, он ... разрыдался. И когда я начал утешать друга, он объяснил причину своего “срыва”. “Третьего марта — день нашей свадьбы, самый счастливый в моей жизни”. Фуад очень трепетно относился к своей семье — жене и трем дочуркам.
Уже позже, в заснеженном Тайшете, знания и опыт бакинского специалиста Фуада Ибрагимбекова по достоинству оценят заключенные, которых он лечил, и даже начальство. Его называли лучшим врачом ГУЛАГа, а ведь среди “политических” были такие профессионалы, как кремлевский врач, лечивший членов Политбюро...
...Судьба оказалась снисходительной к доктору Ибрагимбекову. Он пережил Сибирь сам и помог избежать многих осложнений и даже смертей тем, кто до последнего жил и трудился с ним рядом.
— Он был не только высококлассным специалистом, но и образованным, мудрым человеком, — говорит И. Рагимов. — В самые тяжелые минуты ссылки умел снять стресс, подбодрить, мобилизоваться...
Освободившись из заключения, Ибрагимбеков вернется на Родину для того, чтобы продолжать нести свое славное и нелегкое бремя ученого и патриота во имя процветания Родины. Об этом говорит уже тот факт, что на престижном международном конгрессе в Японии одним из трех представлявших СССР ученых был наш соотечественник Фуад Ибрагимбеков. Сегодня научные разработки выдающегося ученого развивают и претворяют в жизнь многочисленные сподвижники и ученики “школы Ибрагимбекова”.
А бывшая 5-я Параллельная улица, где жил и творил профессор, где часто собирал друзей и родственников, вспоминая тревожные годы сибирской ссылки, ныне носит его имя.




© Jonka

Source: http://nashvek.media-az.com/28/pamyat.html http://apa.aznet.org/fuadru.htm

Журналы
Тыловое
© Rosish