руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
28 апр.
23:43
Журналы
"Зубастые шарики, пожирающие реальность......
© Portu

Энциклопедия / Люди

Изменить категорию | Все статьи категории

Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро

17.12.2006

Всю жизнь этот выдающийся авантюрист, обладавший незаурядными гипнотическими способностями, отказывался от своего имени. Он уверял, что не имеет ничего общего с деревенщиной Джузеппе – хотя бы потому, что родился более тысячи лет назад… Ему рукоплескали простецы и вельможи, а французский король Людовик XVI лично грозил немилосердными карами тем, кто усомнится в чудодейственных способностях мага и чародея. Таков был век. Таков был свет. Впрочем, и тогда встречались трезвые циники с державой и скипетром: Екатерину, «матушку всея России», заезжему кудеснику очаровать так и не удалось.

Италия. Юные годы.
Джузеппе Бальзамо – именно так величали одного из ярчайших героев авантюрного XVIII столетия «графа Калиостро». Он родился в 1743 году в грязном переулке сицилийского города Палермо. В тот день, когда семнадцатилетний Джузеппе покидал впервые родной город, до мировой известности ему было еще очень далеко. Он по настоянию родных отправился продолжать свое образование в небольшой городок Колтажироне, расположенный неподалеку от Палермо. Чего действительно никак нельзя было отнять у будущего «мэтра оккультизма», так это жажды знаний. Она была в нем необычайно сильна. Бальзамо умел расположить к себе людей, возможно, он с младых лет обладал даром гипнотического внушения. Эту способность, кстати, не оспаривали даже его враги, те, кто стремился разоблачить его как шарлатана. И неудивительно, что монахи доброго братства Кастильонского полюбили способного молодого человека.
Правда, Джузеппе располагал к себе не только монахов. Известно, что Калиостро магнетически действовал на женщин. И это при том, что он вовсе не был хорош собой. Бальзамо смутил покой многих дочерей и жен мирных обывателей провинциального Колтажироне. Но на подобные похождения учителя-монахи смотрели более или менее сквозь пальцы. Грех, конечно, но ведь на Сицилии горячая южная кровь многих толкает на разные приятные безрассудства. К тому же Джузеппе прилежно учился всему, чему его могли научить. Монастырь в Колтажироне, конечно, не был крупным научным центром. Но в нем имелась неплохая для такого заштатного городка библиотека. И там Джузеппе Бальзамо нашел труды по химии и астрономии, которые постигал практически самостоятельно. Но, как выяснилось, он изучал не только безобидные дисциплины, но и науки оккультные - алхимию и астрологию, которыми увлекся более всего. В конце концов, по городку поползли нехорошие слухи. Поговаривали, что Бальзамо общается с демонами, занимается алхимией и некромантией - вызывает души умерших и беседует с ними. Многие верили в то, что он продал душу дьяволу, оскверняет святые дары и служит черную мессу. Назревал скандал, и Джузеппе поторопился «сделать ноги» - в первый, но далеко не в последний раз в своей жизни.
Он вернулся в Палермо и в рамках подготовки к великому будущему занялся мелким жульничеством - подделкой театральных билетов. Но вскоре ему пришла в голову более увлекательная идея. Он втерся в доверие к золотых дел мастеру Марано и за изрядное вознаграждение поведал ему о том, что в окрестностях Палермо зарыт богатый клад. Начинающий волшебник очертил на земле магический круг и предложил Марано копать. Как только лопата вонзилась в землю, раздался дикий вой и невесть откуда взявшиеся «бесы» набросились на ювелира и избили его до потери сознания. Казалось бы, винить тут некого, никто ведь не обещал, что будет легко. Но полицейские почему-то отнеслись более чем скептически к потусторонней версии членовредительства. В результате магу и алхимику Бальзамо пришлось покинуть и Палермо.
Джузеппе надолго исчез из поля зрения итальянских властей. Он отправился «усовершенствовать свои познания в тайных науках» - видимо, для того, чтобы в следующий раз при поисках кладов не возникало никаких досадных недоразумений. Правда, сам он утверждал, что его обучение в великих храмах Востока и постижение тайной мудрости имело совершенно бескорыстные и возвышенные цели. А то, что при этом он узнал секрет философского камня и рецепт эликсира бессмертия, - лишь побочный эффект. Вопрос о коммерческой отдаче этого эффекта в комментариях не нуждался.
Во время своих странствий он выступал под различными псевдонимами: граф Хара, маркиз Пеллегрини, граф Феникс, маэстро Ахарат. Но, в конце концов, остановился на графе Калиостро. Именно под этим именем он и будет впоследствии блистать во многих городах Европы.

В Лондоне
В 1777 году в Лондон прибыл великий маг, астролог и целитель граф Александр Калиостро. Слух о его чудесных способностях быстро распространился по британской столице. Говорили, что Калиостро умеет вызывать души умерших, превращать свинец в золото, читать мысли… Такое мнение, впрочем, сложилось о нем у «непосвященных». Что же до английских масонов, то по своим тайным каналам они узнали: к ним прибыл «Великий Копт», адепт древнего египетского обряда, посвященный в мистические тайны древних египтян и халдеев.
Калиостро на удивление умело провел свою рекламную кампанию. Ведь до сих пор он не был известен никому в Англии. Никто не знал, откуда он явился, чем занимался прежде. Калиостро воспользовался этим и распространял о себе в местном обществе самые невероятные слухи - рассказывал о том, как побывал внутри египетских пирамид и встретился с тысячелетними бессмертными мудрецами, хранителями тайн самого Гермеса Трисмегиста, бога алхимии и тайного знания.
По описаниям очевидцев, граф Калиостро, прибывший в Лондон, был смуглолицым, широким в плечах человеком средних лет и невысокого роста. Говорил он на трех или четырех языках, притом на всех, без исключения, с иностранным акцентом. Держался таинственно и напыщенно. Щеголял перстнями, украшенными редкой величины бриллиантами и иными драгоценными камнями. Граф обычно давал понять, что эти «безделицы» - собственного производства. В результате в течение всего срока своего пребывания в Лондоне таинственный иностранец был занят двумя важными делами - изготовлением драгоценных камней и угадыванием выигрышных номеров лотерей. Оба занятия приносили весьма недурной доход. Но когда выяснилось, что большая часть угаданных номеров - пустышки, обманутые лондонцы начали преследовать незадачливого мага. Видимо, в Лондоне XVIII века граф Калиостро создал прообраз современного лохотрона. В конце концов, он почел за благо не задерживаться в Англии и отправился на континент.

В Санкт-Петербурге
Великий авантюрист добрался и до Санкт-Петербурга – Россия Екатерины Великой была в тогдашней «просвещенной» Европе в большой моде. Калиостро прибыл сюда из Курляндии, и планы у него были самые обширные и дерзкие. Он рассчитывал ни много ни мало занять прочное место при российском дворе, очаровав блистательную самодержицу. Но, видимо, граф переоценил свои возможности, тем более что у Северной Семирамиды был достаточно большой выбор именитых почитателей, и она не отличалась впечатлительностью курляндских баронесс, превозносивших Калиостро.
Впрочем, Екатерина, хоть и не прибегала сама к услугам мага и астролога, рекомендовала его своим приближенным – дабы они «пригляделись» и сами разобрались, «что к чему». Начал он с сеансов черной и белой магии, которые имели некоторый успех. Но успех этот следовало укрепить, и граф «изгнал дьявола» из «одержимого» Василия Желугина, после чего занялся исцелением всех возможных болезней. Причем поначалу не брал никаких денег с больных и даже, напротив, помогал нуждающимся. Но когда известность его возросла, он собрал обильную жатву со своей тонко просчитанной рекламно-благотворительной деятельности и принялся требовать непомерных гонораров за свои услуги.
Потерпев поражение с императрицей Екатериной, граф решил пойти по другому пути. Он познакомил и свел красавицу Лоренцу, свою жену и верную помощницу во всех «деликатных предприятиях», с фаворитом Екатерины - светлейшим князем Потемкиным. И Потемкин, сперва настроенный по отношению к магическим способностям Калиостро довольно скептически, все-таки согласился принять участие в некоторых экспериментах. Так, например, Калиостро предложил князю увеличить втрое весь его золотой запас. Григорий Александрович был по понятным причинам одним из самых богатых людей Европы, но на опыт согласился. Во-первых, из любопытства, а во-вторых, из чувства симпатии к графине Калиостро. После манипуляций Калиостро золото взвесили и подвергли анализу. Как это ни удивительно, его и вправду стало в три раза больше – фокусником Бальзамо был действительно изрядным. И в накладе он не остался, получив себе в награду за труды треть – причем наиболее «качественную» - этого таинственного золота.
Казалось бы, графу Калиостро в России сопутствовал успех. Ему благоволил Потемкин, его принимали в высшем свете. Но все-таки российское общество в целом оказалось гораздо более скептическим, чем доверчивые англичане или романтические курляндцы. Да к тому же и покровительство Потемкина, в конце концов, вышло графу боком. Матушка Екатерина быстро смекнула, что ее фаворит увлечен вовсе не тайными науками, а прелестями госпожи Калиостро. Будучи женщиной решительной, императрица быстро поставила «светлейшего» на место, а Калиостро повелела «елико возможно поспешно» покинуть пределы Российской империи. И вдобавок сочинила о нем комедию под названием «Обманщик», где вывела «магистра тайных наук» под именем шарлатана Калифлакжерстона. Высший свет над комедией очень смеялся и о графе Калиостро особенно не жалел. А обращаться за врачебной помощью охотно стал к популярному народному целителю Ерофеичу, который изобрел свой эликсир жизни, состоящий как минимум на сорок процентов из спирта. Куда уж там всяким заморским чародеям! Так бесславно закончились похождения Калиостро в России.

Франция. История с ожерельем.
Скандал, разразившийся во Франции в 1785 году, поразительно напоминает историю трех мушкетеров. Здесь было все – и несчастная королева, и влюбленный кардинал, и бриллиантовые украшения. Не доставало только благородного Д’Артаньяна и его товарищей, спасающих честь Ее Величества. Зато в этой истории не обошлось без куда менее благородного графа Александра Калиостро, который прибыл в Париж в 1785 году и тут же стал самым модным иностранцем во французской столице…
Париж конца XVIII века был колыбелью научного рационализма, истинной столицей европейского Просвещения. Но именно в этом царстве разума нашли себе прибежище шарлатаны всех мастей. Как ни странно, успехи естественных наук сильно способствовали увлечению оккультизмом и разнообразными проявлениями иррационального. Как писал Мирабо, «границы возможного сильно расширились и реальное уже не всегда кажется правдоподобным».
История с ожерельем королевы - это одна из самых запутанных детективных загадок прошлого. Началась она больше чем за десять лет до прибытия Калиостро в Париж. В 1772 году Людовик XV решил преподнести своей фаворитке мадам Дюбарри ожерелье невероятной ценности, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Он заказал это чудо придворным ювелирам Бемеру и Бассанжу, и спустя два года украшение было готово. Но Людовик XV не смог получить свой заказ, потому что скоропостижно скончался. Новая правящая чета - Людовик XVI и Мария Антуанетта - выкупать ожерелье не стали. Мария Антуанетта была поражена его великолепием, но сочла несколько вульгарным. А Людовик XVI предпочел на те же деньги приобрести несколько военных кораблей. И вот Бемер и Бассанж, едва избежавшие разорения из-за этого ожерелья, для которого все камни были закуплены в кредит, получили письмо от кардинала герцога де Рогана. Кардинал сообщил им, что Мария Антуанетта решила все-таки выкупить бриллианты в рассрочку, но хочет сделать это втайне от короля, и потому прибегла к посредничеству Рогана. Кардинал предоставил ювелирам гарантийное письмо, подписанное королевой, и лично забрал ожерелье. Когда срок первого платежа прошел, ювелиры решились напомнить королеве о долге. Но Ее Величество высказала недоумение, а затем и негодование. Поручительное письмо оказалось подделкой, а ожерелье бесследно исчезло. Ничего не знал о судьбе ожерелья и герцог де Роган. Оказывается, некая дама (видимо, столь же склонная к интригам, как и миледи из «Трех мушкетеров») сообщила герцогу, что королева испытывает к нему тайное чувство. В доказательство де Рогану была устроена встреча в Версале с женщиной, похожей на Марию Антуанетту. Кардиналу было дозволено приложиться к руке, а в подтверждение своего сердечного расположения он согласился выступить посредником в покупке ожерелья. Загадочная дама - графиня де Ламотт - оказалась очень близкой знакомой графа Калиостро. А сам Калиостро, учитывая его влияние на де Рогана, вполне мог задурить герцогу голову. После того как кардинал передал ожерелье графине де Ламотт для Марии Антуанетты, муж графини спешно отбыл в Лондон, где впоследствии всплыли некоторые камни из знаменитого украшения. Графиня же зачем-то задержалась в Париже, была арестована и на допросе объявила, что авторство всей интриги целиком принадлежало графу Калиостро.
21 августа 1785 года Париж был поражен известием о том, что граф Калиостро арестован и заточен в Бастилию. Вскоре состоялся суд. Калиостро и его адвокаты провели дело вполне успешно. Правда, один из очевидцев процесса иронически заметил: «Впервые под сводами Дворца Правосудия раздавалась речь о подземельях Мемфиса и лабиринтах пирамид». Калиостро был, в конце концов, оправдан за недостатком улик. И даже на некоторое время стал народным героем как жертва режима. Но Людовик XVI на следующий же день после суда прислал Калиостро предписание в двухнедельный срок покинуть пределы королевства. Что тот и сделал. Предварительно он проклял ненавистную Бастилию и предсказал, что простоит она недолго и обратится в прах. Так и случилось. Не прошло и десяти лет, как Бастилия была сметена бурей Французской революции, а Мария Антуанетта лишилась не только украшений, но и головы.

Италия. Конец Калиостро
Калиостро вернулся из странствий по Европе в Италию в 1789 году и обосновался в Риме. Главным его делом в Вечном Городе стали попытки создания одной из тайных масонских лож египетского обряда. В этом он не видел для себя большого риска. Ведь среди масонов числились и многие князья католической церкви. Но Калиостро просчитался. За то время, что он прожил в Риме, ситуация в корне изменилась. Великая Французская революция, которую многие связывали с масонским влиянием, очень напугала духовенство. И священнослужители стали спешно покидать масонские ложи. Так что Калиостро выбрал неудачный момент для своего начинания. И неудивительно, что вскоре после приезда он был арестован по обвинению во франкмасонстве.
Начался долгий судебный процесс. Графа обвинили в чернокнижничестве и мошенничестве. Большую роль в разоблачениях Калиостро сыграла Лоренца, которая давала показания против мужа. Но это ей не особенно помогло - она была приговорена к пожизненному заключению в монастыре, где вскоре умерла. Сам же граф Калиостро был приговорен к публичному сожжению, но вскоре смертную казнь Папа заменил пожизненным заключением. 7 апреля 1791 года в церкви Санта-Мария состоялся торжественный ритуал покаяния. Калиостро, босой, в простой рубахе, стоял на коленях со свечой в руках и молил Бога о прощении, а в это время на площади перед церковью палач сжигал все его магические книги и волшебный инвентарь.
Затем Калиостро был препровожден в замок Сан-Лео в горах Тосканы. В мрачной камере Калиостро провел четыре года. Причем после того, как он, по свидетельствам очевидцев, умудрился без каких-либо инструментов «превратить» ржавый гвоздь в прекрасный стальной стилет, испуганные стражи заковали его в цепи. Тюремная клеть сделала свое дело, и в 1795 году граф скончался. По свидетельству одних - от пневмонии, другие утверждают, что от яда, подсыпанного ему тюремщиками.

Вадим Полонский, ст. научный сотрудник Института мировой литературы РАН] [2004-06-03]


Source: интернет

Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski