руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
07 май
16:16
Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski

Энциклопедия / Биографический справочник Древности и Средневековья

Изменить категорию | Все статьи категории

Эльдад Данит

Эльдад Данит (ивр. Eldad ha-Dani) (2-я пол. 9 в.) - еврейский путешественник. Происхождение и личность Эльдада остаются загадочными. Он утверждал, что принадлежит к исчезнувшему колену Дан (отсюда и его прозвище). Его рассказы о судьбах исчезнувших десяти колен Израилевых приобрели значительную популярность; они сохранились в шести версиях, наиболее полные из которых были записаны с его слов другими людьми. Около 880 г. Эльдад прибыл в Кайруан в Тунисе, а в 883 написал послание в общины Испании и затем отправился туда. В ответе Цемаха бен Хаима, гаона Сурской иешивы в 889–898, на запрос кайруанской общины следует, что до своего путешествия в Северную Африку Эльдад побывал в Вавилонии. По утверждению караимского ученого 12 в. Иехуды бен Элияху Хадасси, Эльдад совершил два путешествия, первое — в Египет, второе — в Магриб. По рассказам самого Эльдада в начале путешествия его корабль затонул, а он и его товарищ попали в плен к племени людоедов. Его товарищ погиб, Эльдад был захвачен племенем "огнепоклонников", затем выкуплен неким евреем-торговцем из колена Иссахара.

Основная часть повествования Эльдада посвящена коленам Израилевым, среди которых он якобы жил. По его утверждению, даниты вместе с коленами Нафтали, Гад и Ашер создали свое государство в восточной Африке около Ям-Суф (Красное море), окруженное страной Куш (Эфиопией). Их земля называлась Хавила — "страна золота" (ср. Быт. 2:11); ею управлял царь Аддиэль (Уззиэль). Колена Израилевы разделяли между собой обязанности по изучению Торы и ведению войн (исключительно оборонительного характера). Наибольшей храбростью в войнах отличались потомки Самсона и Далилы. У колен был судья по имени Авдон и законы, в том числе четыре закона о смертной казни. Жители страны говорили исключительно на священном языке (иврите). Их галахическая традиция напрямую восходила к Моисею и Иехошуа бин Нуну.

Эльдад также упоминает, что поблизости жили "сыны Моисея" (бней Моше), отделенные рекой Самбатион. Так как в будни река течет бурным потоком и ее невозможно переплыть, а в субботу, когда она останавливает воды, переход ее был бы нарушением Закона, они могли общаться друг с другом, лишь находясь на разных берегах.

Колено Иссахара, согласно сведениям Эльдада, — независимое кочевое скотоводческое племя. Сыны Иссахара изучали Тору, у них был свой судья Нахшон, который мог выносить решения даже о смертной казни. Они пользовались не только священным языком, но и языками Параса (персидский) и Мидии (тюркский).

К югу от колена Иссахара, "за горами Парана", в шатрах располагалось колено Звулуна; колено Эфраима и половина колена Менаше находились в "горах Нагед" в "стране Мака". Храброе и воинственное колено Шимона и вторая половина колена Менаше пребывали в земле хазар и собирали дань с 25 царств, в том числе и мусульманских.

Во время пребывания Эльдада в Кайруане местные евреи записали с его слов и отослали гаону Цемаху подробное описание хилхот шхита (ритуальный убой) и трефа. Источники этих оригинальных законов неизвестны. Часть из них близки к караимским нормам, однако многие обнаруживают очевидное знакомство с элементами талмудического права, а также некоторое мусульманское влияние. Несмотря на то, что практически все халахот Эльдада не были приняты средневековыми раввинистическими авторитетами, многие цитировали их с большим уважением (Раши, Ашер бен Иехиэль, тосафисты), да и сам гаон рабби Цемах в своем ответном послании не отрицал возможности существования различных версий халахот. На Эльдада ссылались Хисдай ибн Шапрут в послании к хазарскому царю, рабби Иехуда ибн Курайш (9 в.), рабби Аврахам бен Моше бен Маймон (1186–1237, сын Маймонида) и др. Однако Аврахам ибн Эзра и рабби Меир бен Барух из Ротенбурга считали Эльдада лжецом.

Несмотря на явно легендарный характер рассказов Эльдада и богатую фантазию автора, они были, по-видимому, основаны на вполне реальных исторических прецедентах независимого существования еврейских государств в период средневековья, в числе которых, видимо, были Хазария, фалашские княжества и Химьяритское государство Зу Нуваса (нач. 6 в.). Целью Эльдада, очевидно, было поднять дух евреев, живших в диаспоре под властью правителей-иноверцев, рассказами о свободной и независимой жизни десяти колен Израилевых и пробудить в них мессианские надежды. Его рассказы должны были опровергнуть утверждения христианских теологов о невозможности еврейской независимости после разрушения Второго храма.

Вопрос о происхождении самого Эльдада до настоящего времени является причиной научных споров, основанных преимущественно на построениях спекулятивного характера. Эльдад использует иврит (а не арамейский язык) и халахот, не нашедшие отражения в Талмуде. Это означает, что он не мог принадлежать к еврейским общинам Вавилонии, Эрец-Исраэль, Северной Африки или Испании. Высказывались предположения о том, что он эфиопский еврей или еврей из прикаспийских регионов иудейской Хазарии. Наиболее аргументирована гипотеза (основанная на анализе особенностей его иврита) о принадлежности Эльдада к йеменским евреям, проживавшим в северном районе Наджран.

Впервые рассказы Эльдада были опубликованы в Мантуе в 1480, а затем издавались несколько раз по различным рукописям, значительно отличающимся друг от друга. Наиболее полное критическое издание текстов рассказов Эльдада было осуществлено в Пресбурге (ныне Братислава) в 1891 рабби А. Эпштейном (1841–1918). Повествование Элдада ха-Дани переводилось на многие языки, в том числе на идиш (Фюрст, 1769; Вильно, 1849) и русский (в книге П. Марголина «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», СПб., 1881).
 
Сайт: http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=126&letter=E&search=eldad

loading загрузка

Журналы
"Зубастые шарики, пожирающие реальность......
© Portu