руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
08 май
01:26
Журналы
Когда заканчивается зима..
© Portu

Энциклопедия / Биографический справочник Древности и Средневековья

Изменить категорию | Все статьи категории

Дамиани, Петр, Св.

Петр Дамиани (Petrus Damiani) (между 988 и 1007, Равенна — 21/22 февраля 1072) — итальянский церковный деятель, кардинал, теолог. В 1823 г. провозглашен Учителем Церкви.

В молодости, рано оситеротев, пас стада свиней, потом один из его братьев, архидиакон равеннский, взял его к себе в дом и дал ему хорошее воспитание. Он вступил в монастырь эремитского типа, основанный св. Ромуальдом в Фонте-Авеллане, и в 1044 стал там настоятелем. Получив сан кардинала (осень 1057), он посвятил оставшиеся годы жизни церковной реформе, ставшей к тому времени крайне необходимой. Его деятельность развивалась по трем направлениям: реформа епархиального духовенства, обновление монашеской жизни и урегулирование церковно-государственных отношений. Несмотря на то, что интересы св. Петра Дамиани касались прежде всего реформы и вопросов духовной жизни, он, кроме того, создал трактат De fide catholica, содержащий толкование Писания, и книгу De divina omnipotentia, в которой обсуждалось соотношение между теологией и философией и в которой было введено выражение "philosophia ancilla theologiae".

Положения св. Петра Дамиани, касавшиеся реформы, часто были суровыми, иногда доходящими до жестокости, но, когда реформатор писал о Иисусе или Деве Марии, он делался нежным и любящим, как ребенок. В этом он напоминал Иоанна Феканского и св. Ромуальда, оставаясь при этом типичным представителем Средневековья. Подобно св. Августину, он настаивал на том, что аскеза (крайне строгая у отшельников Средневековья) должна быть не самоцелью, но средством для достижения совершенной любви и божественной премудрости.

Тем не менее в своем учении о реформе монашеской жизни он отстаивал необходимость самобичевания и применения разных суровых методов умерщвления плоти. В некоторых случаях его советы наталкивались на сопротивление и негодование как монахов, так и клира. Помимо обязательных молитв по бревиарию и ночных бдений, он стремился вменить монахам почти постоянный пост и строгое соблюдение обета нищеты. Его концепция монашеской жизни состояла в уходе от мира и в сосредоточенности на Божественных сущностях; в покаянии и молитве.

Реформируя институт епархиального духовенства, св. Петр Дамиани проявлял неутомимость в борьбе с сексуальной распущенностью и невежеством приходского священства, а также с симонией. Свои аргументы он основывал на Писании, на работах Отцов Церкви и на церковном каноническом праве. Помогая духовенству преодолеть невежество, корыстолюбие и невоздержание, он призывал к изучению Писания и к практике размышления над словом Божиим. Позднее Церковь определит для епархиального духовенства общинный образ жизни.

Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski