руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
02 май
10:04
Журналы
Остров
© Leshinski

Энциклопедия / История

Изменить категорию | Все статьи категории

Азербайджанский театр - История создания

Истоки театр. искусства азербайджанского народа связаны с древнейшими народными празднествами и плясками.
Элементы театральности содержались во многих видах нар. творчества,
сопровождавшего трудовые процессы (коллективный посев риса, уборка
урожая и т. д.). Эти элементы содержались в календарных празднествах
(\\"новруз\\" - наступление весны, \\"кэв-сэдж\\" -- подготовка к зиме), в
обрядах (\\"году-году\\" - вызывание солнца в ненастные дни и дождя - в дни
засухи), в свадебных церемониях (\\"нишан\\" - обручение, \\"дуваггапма\\" -
снятие вуали с лица невесты, \\"той\\"- свадебный пир), в играх (\\"гизлянач\\"
-игра в прятки, \\"кесалдыгач\\" - игра в поло), игровых песнях (\\"кэпэнэк\\" -
мотыл„к, \\"бэнэфшэ\\" - фиалка). Первичные формы театр. представлений
связаны с синкретич. творчеством ашугов; к ним относятся также
коллективный мужской танец \\"яллы\\", выступления скоморохов, канатоходцев,
кяндирбазов (фокусников), мухрадуздов и мухребазов, представления
дервишей, \\"заклинателей\\" змей и т. д. С давних врем„н известны
представления азерб. нар. т-ра - оюн и тамаша\\" из к-рых наиболее
известны: \\"Кечал-пехлеван\\" (\\"Плешивый богатырь\\"), \\"Кафтаркос\\" (\\"Гиена\\"),
\\"Ма,-рал-оюну\\" (\\"Оленья игра\\"), \\"Хан-хан\\" (\\"Повелитель - судья\\"),
\\"Тапдыг чобан\\" (\\"Пастух Тапдыг\\"), \\"Тенбель гардаш\\" (\\"Брат лентяй\\"),
\\"Джейран ханум\\" (\\"Госпожа Джейран\\") и \\"Кес-кеса\\" (игра в масках).
Древнейшим явлением театр. культуры Азербайджана был кукольный т-р
\\"Килим-арасы\\" (\\"Из-за ковра\\"), представления к-рого высмеивали уродливые
явления быта, социальное неравенство, несправедливость. В средние века
возник и в дальнейшем получил широкое распространение азерб.
религиозно-мистериальный т-р, отражавший в своих многоэпизодных
представлениях (\\"Шабих\\") идеологию феодального общества.
Воздействие прогрессивной культуры и иск-ва рус. народа, усилившееся
с присоединением в начале 19 в. территории Сев. Азербайджана к России,
способствовало возникновению профессионального драм. т-ра Азербайджана.
В сер. 19 в. начали организовываться спектакли в Шуше (1848), Ленкорани
(1850), Шемахе (4857-58) и др. азерб. городах. В это же время комедии М.
Ф. Ахундова \\"Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый
колдун\\", \\"Медведь, победитель разбойника\\", Везир ленкоранского ханства\\"
были показаны в рус. т-рах (в Петербурге-1851, в Тифлисе - 1852).
Решающую роль для дальнейшего развития азерб. нац. т-ра имели пост.
комедий М. Ф. Ахундова \\"Везир ленкоранского ханства\\" и \\"Гаджи Кара\\"
(\\"Приключение скряги\\") в Баку в марте и июне 1873 при участии видного
обществ, деятеля Г. Меликова (Зардаби) и его учеников, будущих
драматургов Н. Везирова, А. Адигезалова. В конце 19 в. спектакли на
азерб. яз. ставились в Баку, Шуше, Гандже (ныне Кировабад), Нухе,
Сальянах, Нахичевани и др. городах. Организаторами этих пост. были
передовые представители азерб. интеллигенции - писатели и учителя Г.
Меликов, Ю. Мелик-Ахназаров, Н. и Г. Везировы, Н. Нариманов, Г.
Махмудбеков, М. Азизбеков, С. М. Ганизаде, А. Ахвердов, Г. Бадалбеков,
Р. Таиров, А. Велибеков, Р. Эфендиев, Д. Мелик-Еганов и др.
В 1888 по инициативе Махмудбекова, при активном участии Ганизаде, а затем Нариманова была создана театр. труппа в Баку. В 1897 Меликов сформировал первый проф. коллектив - \\"Мусульманская драм. труппа\\".
Репертуар азерб. дореволюц. т-ра строился гл. обр. на пьесах азерб.
драматургов - М. Ф. Ахундова, Н. и Г. Везировых, Н. Нариманова, А.
Ахвердова, Дж. Мамедкулизаде и др. Он обогащался также произведениями
русских (Гоголь, Тургенев, Л. Толстой) и зап.-европ. классиков (Шекспир,
Шиллер, Мольер). С первых лет своего возникновения А. т. становится
центром просветительных и демократич. идей. Такие пьесы, как \\"Горе
Фахреддина\\", \\"Из-под дождя, да в ливень\\" Н. Везирова, \\"Разоренное
гнездо\\", \\"Несчастный юноша\\", \\"Ага Мухаммед-шах Каджар\\", \\"Волшебница
пери\\" (\\"Пери Джаду\\") Ахвердова, \\"Невежество\\" и \\"Надир-шах\\" Нариманова
наряду с комедиями М. Ф. Ахундова разоблачали нравы феодального
общества, гнет и деспотизм помещичье-капиталистич. строя, религиозный
фанатизм и мракобесие.
Огромное влияние на развитие А. т. оказала революция 1905-07. В эти
годы возникают новые театр. труппы, т. н. \\"товарищества\\". Наряду с драм.
кружками в нефтяных р-нах создается специальная труппа при рабочей
газете \\"Текамюль\\" под названием \\"Гамийет\\" для обслуживания рабочих
зрителей. В 1907 при благотворительном об-ве \\"Ниджат\\" была организована
труппа, в к-рой собрались лучшие актеры. Эта труппа располагала своим
помещением, гардеробом, реквизитом и т. п. В 1910 новая театр. труппа
создается при благотворительном об-ве \\"Сафа\\". Значит. событиями в
истории А.. т. были спектакли \\"Ага Мухаммед-шах Каджар\\" Ахвердова
(1907), \\"Кузнец Гяве\\" Ш. Сами (1908), \\"Разбойники\\" (1907); \\"Мертвецы\\"
Мамедкулизаде (1916), \\"Отелло\\" (1910). В этих спектаклях прославился
выдающийся актер и режиссер Г. Араблинский, искусство которого было
проникнуто революц.-романтич. пафосом. Крупнейшим актером-реалистом,
основоположником нац. актерской школы был Дж. Зейналов.
Рост нац. культуры сопровождался неуклонным ростом популярности т-ра
в народе и способствовал возникновению новых форм театр. иск-ва.
Развитие азерб. нар. музыки, создание ансамблей сазандаров, ашугов и
зурначей, муз. номера к драматич. спектаклям способствовали формированию
муз. т-ра. Непосредственной предтечей нац. оперы явились одноактные
сценич. картины по поэмам \\"Лейли и Меджнун\\" Физули и \\"Фархад и Ширин\\"
Навои, показанные в Шуше в 1897-98 и Баку в 1901 и 1902. В 1908 в Баку
была поставлена первая нац. опера \\"Лейли и Меджнун\\" У. Гаджибекова. Эта
опера положила начало азерб. проф. муз. т-ру. Основу репертуара муз.
т-ра в первые годы его существования составляли произведения У.
Гаджибекова создавшего в 1908-13 оперы \\"Лейли и Меджнун\\", \\"Шейх Санан\\", \\"Рустам и Зохраб\\", \\"Шах Аббас и Хуршид Бану\\", \\"Асли и Керем\\" и
сценически неосуществленную оперу \\"Гарун и Лейла\\", а также три муз.
комедии: \\"Муж и жена\\", \\"Не та, так эта\\", \\"Аршин мал алан\\". В последующие
годы репертуар азерб. муз. театра обогатился новыми произведениями 3.
Гаджибекова (опера \\"Ашик Гариб\\" и муз. комедии \\"Пятидесятилетний юноша\\", \\"Женатый холостяк\\"), М. Магомаева (опера \\"Шах Исмаил\\"), М. М.
Кязимовского (муз. комедии \\"Молла Джаби\\", \\"Вур-а-вур\\"), М. Амирова
(опера \\"Сей-фельмолк\\"), Г. Б. Шарифова и Славинского (\\"Махру и мах\\") и
др.
Однако муз. т-р, располагавший собственным репертуаром, испытывал
острую нужду в исполнителях. Наряду с оперными актерами Г.К.Сарабским, М.М.Мамедовым, Г. А. Гаджибабабековым, М. X. Терегуловым, М. Т. Багировым, А. Б. Агдамским в муз. спектаклях участвовали в основном драм. актеры. Муз. и драм. т-ры не имели четкого разделения, и репертуар трупп включал как драм., так и муз. произведения (в 1910-е гг. преобладали муз. спектакли).
Дореволюц. А. т., тесно связанный с прогрессивными, демократич.
идеями, сыграл важную роль в культурном развитии народа. Но развитие
нац. театр. иск-ва тормозилось сопротивлением реакции, политикой
царизма, ограничивавшего рост нац. культуры народов, подавлявшего
прогрессивные устремления. Молодые театр. коллективы были лишены
материальных средств, условий для работы. Это тормозило создание
репертуара и рост творч. кадров. А. т. нередко подвергался воздействию
бурж. идеологии и не мог преодолеть любительства, добиться высокого
уровня сценич. культуры. Созданный в 1919 государственный т-р влачил
жалкое существование и был использован антинародным мусаватистским
правительством в целях пропаганды бурж.-национа-листич. идей.
Только после установления Советской власти в Азербайджане (1920) А.
т. вышел на путь свободного развития. Правительство Азербайджанской ССР
национализировало все т-ры, объединило разрозненные труппы, зачислило
актеров на гос. службу, ассигновало средства на развитие нац. искусства.
В 1920 был создан Объединенный гос. т-р, включавший азерб., рус., арм.
драматические и оперные труппы. В 1922 драм. азерб. труппа была
преобразована в академия, драм. т-р (ныне Азербайджанский акаде-мич.
драм. т-р им. М. Азизбекова), а оперная труппа в 1924 - в т-р оперы' и
балета (ныне Азербайджанский академии, т-р оперы и балета им. М. Ф.
Ахундова). В 1920 организованы рус., а в 1921 азерб. сатир-агит-театры;
на базе рус. сатир-агит-театра (см. Бакинский свободный сатир-агит-театр)
возник в 1923 Бакинский рабочий т-р (БРТ), переименованный в дальнейшем
в Азерб. т-р русской драмы (см. Бакинский русский театр), а на базе
азерб. сатир-агит-театра в 1925 создан Бакинский азерб.
рабоче-крестьянский т-р (в 1927 преобразован в Бакинский тюркский
рабочий театр). В 1928 организован рус., а в 1930 - азерб. секторы ТЮЗа
(Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького); в 1938 -
Азербайджанский театр музыкальной комедии.
Организационное оформление и укрепление т-ров сопровождалось ростом
их идейно-художественного уровня. Два драм. т-ра - Драм. т-р им.
Азизбекова и Рабочий т-р - отражали сложный процесс развития нац. театр.
культуры. Т-р им. Азизбекова хранил и продолжал лучшие нац. традиции. Он
ставил преимущественно классич. репертуар и новые произведения азерб.
драматургов, особенно Дж. Джа-барлы и Гусейна Джавида. Очищая свой
репертуар от идейно и художественно порочных произведений, т-р
разрабатывал важнейшие темы современности. В конце 20-х - нач. 30-х гг.
здесь были пост. пьесы Джабарлы-\\"Невеста огня\\" и \\"Севилье (1928),
Ал-мас\\" (1931) и \\"В 1905 году\\" (1931), \\"Яшар\\" (1932), \\"Поворот\\" (1932),
а также пьесы \\"Князь\\" Джавпда (1930), \\"Загмук\\" Глебова (1929), \\"Любовь
Яровая\\" (1929) и др. Развивая свою сценич. культуру, т-р укреплялся на
позициях реализма, но в отдельных спектаклях - \\"Кузнец Гяве\\" Сами,
обраб. С. Ахундова (1929), \\"Гаджи Кара\\" (\\"Приключение скряги\\") М. Ф.
Ахундова (1930), \\"Мертвецы\\" Мамедкулизаде (1933) - отдавал нек-рую дань
формалистич. и вульгарно-социологич. тенденциям.
Театром нового направления был Рабочий т-р. Его репертуар состоял гл.
обр. из переводов и переделок произведений рус. советских драматургов,
посв. темам гражданской войны и строительства новой жизни (\\"Разлом\\";
\\"Шторм\\"; \\"Рельсы гудят\\" Киршона, \\"Воздушный пирог\\" Ромашова, \\"Инга\\"
Глебова и др.).
В репертуар т-ра включались произведения и нац. классики (\\"Мертвецы\\",
\\"Книга матери\\" Мамедкулизаде) и совр. драматургов (\\"Севиль\\" Джабарлы,
\\"Пожар\\" Рустама, \\"Дороги\\" Назарли, \\"Тень\\" Гусейна и др.). Это был театр
революц. героики и романтики, спектакли его содержали острую критику
старых предрассудков. Коллектив осваивал достижения передовых советских
т-ров в области режиссуры и декоративного искусства. Однако в своем
стремлении к новаторству т-р нередко испытывал воздействие
антиреалистических тенденций (пролеткультовских, конструктивистских и
др.). С 1933 Рабочий театр работает в Кировабаде (см. ' Кировабадский
театр им. Джабарлы).
В 1930 Т-р им. Азизбекова выступал на Всесоюзной олимпиаде нац. т-ров
в Москве, где высокое признание получила драматургия Дж. Джабарлы и
мастерство актеров А. М. Шарифзаде и Ульви Раджаб, Давудовой, Алиева,
Сидги Рухулла, Идаятзаде, Тахмасиба.
В 30-х гг. А. т. достиг новых успехов, свидетельствующих о его творч.
зрелости. Овладевая методом социалистич. реализма, Т-р им. Азизбекова
осуществил ряд значит, спектаклей, разнообразных по жанру и стилю. Среди
спектаклей о современности и гражд. войне: \\"Гибель эскадры\\" (1934),
\\"Платон Кречет\\" (1935); \\"Хаят\\" Ибрагимова /1937); народно-героич.
спектакли на историч. темы: \\"Сиявуш\\" Джавида (1934), \\"Шах-наме\\" Джанана
(1936), Вагиф\\" (1938) и \\"Ханлар\\" (1939) С. Вургуна, \\"Гачах Наби\\" С.
Рустама (1940) и др. Театр показал первые советские комедии \\"Свадьба\\"
(1939) и \\"Счастливцы\\" (1941) С. Рах-мана. Одновременно т-р успешно
осваивал произведения нац., рус. и мировой классики, достигнув больших
успехов в постановке шекспировских спектаклей \\"Гамлет\\" (1926, 1933),
\\"Отелло\\" (1932), \\"Макбет\\" (1936), \\"Ромео и Джульетта\\" (1937).
В 30-е гг. композиторы Азербайджана обогатили репертуар т-ра оперы и
балета новыми произведениями. В дни первой декады азерб. искусства в
Москве (1938) т-р показал спектакли: \\"Кер-оглы\\", \\"Аршин мал алан\\" У.
Гаджибекова, \\"Наргиз\\" Магомаева и \\"Шах-сенем\\" Глиэра. После декады, в
1940 был пост. балет \\"Девичья башня\\" (\\"Гыз галасы\\") Бадалбейли,
положивший начало нац. балетному искусству.
В годы Великой Отечеств, войны т-ры Азербайджана ставили спектакли,
отражавшие героич. борьбу советского народа против фашизма: \\"Вэфа\\"
Расула Рзы, \\"Мухаббет\\" Ибрагимова, \\"Месть\\" Халила, \\"Львиное логово\\"
Тахмасиба - в драм. т-рах; \\"Родина ц фрош\\" У. Гаджибекова, \\"Вэтэн\\"
Караева и Гаджиева и др.- в оперном т-ре. В 1942 была пост. опера
\\"Хос-ров и Ширин\\" Ниязи.
Постановления ЦК КПСС по идеологич. вопросам помогли А. т. обогатить
идейное содержание своего репертуара. В конце 40-50-х гг. были
осуществлены пост. ряда новых пьес, опер и балетов азерб. авторов. В
драм. т-рах - \\"Утро Востока\\" Мамедханлы, \\"Светлый путь\\", \\"Вешние воды\\",
\\"В семье Атае-вых\\" Эфендиева, комедия \\"Невеста\\" Сабита Рах-мана,
\\"Глазной врач\\" Сафарли, \\"Большая любовь\\", \\"Ильдрым\\" и \\"Бухта Ильича\\"
Меджнунбекова, \\"На дальних берегах\\" Сеидбейли и Касумова, \\"Джаваншир\\"
Мехти Гусейна и др. В оперном т-ре - оперы \\"Низами\\" Бадалбейли, \\"Севиль\\"
Амирова, \\"Азад\\" Джангирова, балеты \\"Гюлыпен\\" С. Гаджибекова и \\"Семь
красавиц\\" Караева. На сценах драм. т-р(в успешно ставились произведения
классич. драматургии: \\"Двенадцатая ночь\\", \\"Отелло\\", \\"Зимняя сказка\\"
Шекспира, \\"Васса Железнова\\"; \\"Звезда Севильи\\" и \\"Учитель танцев\\" Лопе де
Вега (Т-р им. Азизбекова), \\"Собака на сене\\" (Кировабадский т-р и др.).
Расширил свою деятельность и Азерб. театр муз. комедии. В его
репертуар, кроме муз. комедий У. и 3. Гаджибековых, написанных в
дореволюц. период, вошли: \\"Пятирублевая невеста\\", \\"Дурна\\" Рустамова,
\\"Улдуз\\", \\"Мухаббет Гюли\\" Алескерова, \\"Чья свадьба\\" Мешадибекова,
\\"Похитители сердец\\", \\"Радостная весть\\" Амирова, \\"Гызыл-Гюль\\" (\\"Роза\\") С.
Гаджибекова, \\"Песня нашего села\\" Багирова, \\"Золотоискатели\\" Кулиева.
В республике выросла большая плеяда драматургов и композиторов,
актеров драмы и оперы, режиссеров, дирижеров и театр. художников.
Значит, вклад в развитие нац. иск-ва внесли нар. артисты СССР - У.
Гаджибеков, М. А. Алиев, Сидги Рухулла, нар. арт. Азерб. ССР И.
Идаятзаде, Кязим Зия. Среди деятелей театр. иск-ва Азерб. ССР (1960):
нар. арт. СССР-Ш. Мамедова, Бюль-Бюлъ (Мамедов), М. Да-вудова, А.
Искендеров, К. Караев, Г.Алмасзаде, Ниязи, Р. Бейбутов, нар. арт. Азерб.
ССР - А. Алекперов, Р. Афганлы, И. Дагестанлы, А. Герайбейли, А.
Курбанов, А. Султанов, М. Велиханлы, Л. Бадирбейли (драма), А.
Буният-заде, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, К. Баташов, Л. Векилова
(опера и балет) и др.
В республике работают: в Баку - Азерб. ака-демич. т-р оперы и балета
им. М. Ф. Ахундова (два сектора - азерб. и рус.), Азерб. академич.
драм. т-р им. М. Азизбекова, Азерб. русские драм. т-р им. Самеда
Вургуна, Азерб. т-р муз. комедии (два сектора - азерб. и рус.). Театр
юного зрителя им. А. М. Горького (два сектора - азерб. и рус.).
На периферии республики работают: Азерб. драм. т-р им. Джабарлы
(Кировабад); Драм. арм. т-р им. М. Горького (Степанакерт); Азерб. драм.
т-р им. М. Ф. Ахундова (Нахичевань); Азерб. драм. т-р им. А. Бакиханова
(Куба) и многочисленные театр. коллективы при рабочих дворцах культуры,
клубах, заводах, фабриках, совхозах, колхозах и др. предприятиях и
учреждениях республики. Подготовка молодых театр. кадров с 1923 была
сосредоточена в бакинском театр. техникуме, с 1945 - в Азербайджанском
театральном институте им. М. А. Алиева (см.).
Лит.: Джафаров Д ж., Театр им. Азизбекова, М., 1951; Азербайджанский
драматический театр. Баку, 1959 (на азерб. яз.); Искусство Азербайджана,
т. 3, Баку, 1950; Б а-далбейли А., Касимов К., Азербайджанский
государственный ордена Ленина театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова,
М., 1959; Мамедова III., Пути развития азербайджанского музыкального
театра, М., 1931. К,Кас.,Д.Дж

 
Сайт: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_08.php


Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine