руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
03 май
03:39
Журналы
Тыловое
© Rosish

Энциклопедия / История

Изменить категорию | Все статьи категории

средневековый город Шабран

Средневековый город ШАБРАН
Тарих ДОСТИЕВ, кандидат исторических наук
Опираясь на археологические и письменные источники можем утверждать, что Азербайджан в средние века входил в систему урбанистических цивилизаций. Важнейшим показателем этого было высокое развитие градостроения. В одном средневековом словаре отмечается, что 'в Арране, вдоль Араза, было тысяча городов'. Действительно, в средние века в Азербайджане было много густонаселенных, благоустроенных городов с мощными фортификационными сооружениями, с монументальными зданиями, подземными водопроводами, санитарно-гигиеническими устройствами, крытыми рынками, торговыми складами и развитым ремеслом. В этих городах развивались культура, наука, ремесленное производство. Одним из таких городов был Шабран, который в V-VII вв. возник как город-крепость, а к IX-X вв. превратился в крупный политико-административный, торгово-ремесленный и культурный центр. Этот город пережил свой подъем и упадок, расцвет и застой. Шабран в X-XI вв. был важным политическим центром государства Ширваншахов. Есть предположение, что он даже был столицей этого государства. В середине XI в. семейная усыпальница Ширваншахов находилась именно в Шабране. Город не терял своего могущества и в последующие века, вплоть до первой четверти ХVIII века. Путешественники и ученые, дипломаты и купцы восхищались его красотой. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, который в 1647 г. бывал в Шабране, пораженный его великолепием писал: '...он считается в Персии вторым городом после Тебриза. В нем семьдесять михрабов и семьдесять кварталов, известны соборные мечети Токмак хана, Афшар хана, Узун Гасана, подобных которым нет нигде. И даже Оздемир-оглу Осман паша каждую пятницу приезжал с большой свитой из Демиркапы в эту соборную мечеть, чтобы совершить намаз. Это древний и достойный обозрения молитвенный дом, четыре стены которого украшены тончайшим переливающимся, как кожа хамелеона, орнаментом, а резьба по мрамору приводила в изумление знатоков архитектурного искусства'. Но, судьба Шабрана сложилась трагически. В результате событий первой четверти XVIII в. город подвергся жестоким разрушениям и пал. Палящее южное солнце, безжалостные ветры, дожди, насыпающие пески превратили разоренный город в заброшенные руины. Спустя век местное население уже не помнило даже название Шабрана. Они утверждали, что город, расположенный вблизи села Шахназарли Дивичинского района, является развалинами города Гюлистани-Ирем. Лишь А.А.Бакиханов впервые высказал мнение о нахождении здесь средневекового города Шабран. Археологические раскопки постепенно возвратили жизнь руинам города. В I979-I989 гг., на территории города на пяти участках были произведены археологические раскопки, в результате которых была вскрыта площадь более 4500 кв.м. Толщина культурного слоя, то есть напластования остатков материальной культуры, достигает 5 метров и отражает наличие высокой культуры в IХ-ХVII вв. Также была раскопана крепость, относящаяся к Х в. Ученые установили, что она была построена в оборонительных целях и отличалась надежностью - стены крепости укреплены полукруглыми башнями. При строительстве крепости были использованы различные строительные материалы - известняк, булыжник и обожженный кирпич. При кладке стены зодчие умело использовали различные качества строительных материалов. Наружная часть облицована панцирем тесанными камнями, а внутренняя - выложена из булыжников. Вся кладка произведена при помощи высококачественного известкового раствора. Прочность обеспечивалась специфичной укладкой облицовочных блоков - 'тынком' и 'ложком' в различных чередованиях. Верхняя часть восточной стороны крепости сложена из обожженных кирпичей квадратной формы. Комбинированная кладка крепостных стен обеспечивала стойкость и надежность при ударах таранов; такая кладка обладала амортизационными свойствами. Крепость функционировала до середины XIII в. После монгольского завоевания она была разрушена. Результаты археологических раскопок доказывают нестабильность жизни общества, наличие грабежей во время этих трагических событий. Один из горожан в эти дни спрятал керамический набор из десяти предметов (девять красноглиняных глазурованных блюд и чаш, и одна привозная фаянсовая чаша). Хозяин погиб, а спрятанные блюда и чаши стали достоянием истории. Оживление городской жизни произошло лишь к концу ХIII нача-лу ХIV века. Оно продолжалось до конца ХV века. В ХIV-ХV вв. были проведены значительные строительные работы. В ХIV в. к западу от разрушенной крепости был сооружен небольшой замок-башня, имеющий четырехугольную форму с полукруглыми угловыми башнями. Их планировка и конструктивные особенности напоминают абшеронские замки. Но, в отличие от абшеронских, при их строительстве зодчие применяли смешанную кладку, сочетая булыжный камень с обожженным кирпичом. Это было характерно для арранской архитектурной школы. Археологические раскопки свидетельствуют о квартальном характере планировки Шабрана. Территория города была застроена очень плотно. Дома здесь возводились из обожженного кирпича на булыжном фундаменте. Большинство домов были двух- или трехкомнатные. При раскопках были обнаружены остатки жилых зданий со стенами с кирпичной узорчатой кладкой. Большой интерес представляет монументальное здание, расположенное на берегу реки Шабран-чай. Руины его выявлены на раскопе II и занимают площадь более 300 кв.м. Остатки здания состоят из одного обширного зала и шести небольших комнат. Здание возведено из обожженных кирпичей на булыжном фундаменте. Толщина фундамента - 1 м. Сравнительно хорошо сохранились развалины одной комнаты, стены которой тщательно облицованы хорошо тесаным из- вестняком. Пол в ней аккуратно застилан прямоугольными каменными плитами, а в зале и в других комнатах вымощен обожженными кирпичами. В декоративном убранстве общественных и культовых зданий, а также домов богатых горожан, широко применялись поливные кирпичи и изразцы различного типа. Экономика города базировалась на ремесленном производстве. Остатки производственных сооружений, различные орудия труда ремесленников и многочисленные керамические, металлические, стеклянные, каменные и другие изделия, найденные при археологических раскопках свидетельствуют о высоком развитии ремесленного производства. Археологам удалось выявить стандартизацию ремесленных изделий, что свидетельствует о наличии товарного производства. Другой отраслью, получившей высокое развитие было производство керамических изделий. Под руинами города обнаружена мастерская, в которой производилась лишь керамика. Благодаря этому стало возможным определить способы ее производства. Развалины города позволяют выяснить конструкции тех сооружений, в которых обжигалась глазурованная и простая глиняная посуда. Обнаружены заготовки, полуфабрикаты, пережженная глазурованная посуда, глазурованные керамические изделия, деформированные во время обжигания десятки деталей так называемого 'печного припаса', в частности, 'треноги', конусы, штыри, при помощи которых в горн размещались блюда, чаши, пиалы, кувшины и другая посуда. Керамические изделия Шабрана отличаются разнообразием форм, богатством орнамента и высоким качеством. Особенно интересна поливная керамика, декор которой подчеркивает талант и хороший вкус шабранских мастеров. Большие успехи были достигнуты и в обработке металлов. Благодаря этому, в городе развитие получили такие отрасли ремесленного производства, как кузнечное, литейное, медное, ювелирное, оружейное и др. Среди находок следует отметить золотой перстень и серебряные перстни-печетки с надписями на щитках. На одном из них выгравирована арабская надпись, которая при помощи зеркала читается так: 'Сахиби Худа Бахыш Афият' (владелец Худа Бахыш Афият), на другом 'Бехейр'. В городе было налажено производство стекла. Об этом свидетельствует богатая коллекция стеклянных изделий, многообразие методов их изготовления, химико-технологическое изучение образцов шабранского стекла. Было установлено, что местные мастера, в зависимости от назначения предмета, применяли различные типы стекла. Значительная часть производимых стеклянных изделий экспортировалась в другие страны. В этой связи заслуживает внимание фрагмент стеклянного сосуда, на котором имеется надпись арабским шрифтом 'Амали Шабран', то есть 'сделано в Шабране'. Изделия с маркой города, как правило, в средние века предназначались для вывоза. Большим успехом на мировом рынке пользовались производимые шабранскими мастерами шелковые, шерстяные ткани и различные сорта безворсовых ковров. Город поддерживал широкие торговые связи. Различные импорт-ные предметы, найденные при раскопках, отражают широкий масштаб торговых и культурных связей Шабрана (глазурованная посуда из Самарры, тонкие стеклянные изделия из Сирии и Египта, фаянсовая посуда, расписанная люстра из белой не прозрачной глазури из Рея и Кашана, фарфоровые и селадоновые изделия из Китая, раковины 'каури' из Мальдивских островов украшения из сердолика, агата, бирюзы и другие). Кроме внешней, развивалась и внутренняя торговля, о чем свидетельствуют найденные медные монеты, часть из которых была чеканена в монетном дворе Шабрана. Кстати, среди находок имеется железный предмет, напоминающий штемпель для чеканки монет. Археологические раскопки, дополняя сообщения письменных источников, подтвердили благоустроенность города Шабран. Его площади мостились каменными плитами, обожженными кирпичами, плоскими булыжниками и гравием. В городе функционировала хорошо сложенная водопроводная сеть. Для соблюдения чистоты улиц, площадей, общественных и производственных учреждений, для предотвращения эпидемии и различных заболеваний при условиях тесной застройки применялись специальные санитарно-гигиенические устройства. По конфессиональному признаку население Шабрана состояло из трех общин - мусульманской, иудейской и христианской. Преобладающей была мусульманская. Таким образом, обнаруженные археологами на территории средневекового города Шабран находки позволяют проследить различные стороны городской жизни средневековья. Но, к сожалению, с 90-х гг. ХХ века раскопки были приостановлены. Их возобновление необходимо. Ведь наличие такого налаженного градостроения в средние века на территории Азербайджана, и такие большие успехи в городской жизни говорят о том, что наша Родина имеет давние традиции государственности.

Журналы
Тыловое
© Rosish