руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 сент.
03:57
Журналы
Остров
© Leshinski

Энциклопедия / Ханенде

Изменить категорию | Все статьи категории

Рзаева Хагигат

1907 - 1969

Хагигат Рзаева принадлежит к числу исполнителей, владеющих виртуозной манерой народного
певца-мугаматиста и развивающих традиции, заложенные первыми деятелями национальной оперно-
исполнительской культуры. Рзаева пришла на сцену еще совсем юной девушкой и за несколько лет
выросла в ведущую артистку азербайджанской оперы. Имя ее стало популярно в самых широких кругах
любителей музыки. Хагигат Рзаева родилась в 1907 году в городе Ленкорани. Отец ее, крестьянин-
бедняк, владевший чудесным даром народного певца-ашуга, скончался, когда
девочке не было еще и полугода. Вся тяжесть нужды легла на плечи матери -
забитой и молчаливой женщины, удрученной заботами о семье.
Когда же в доме появился суровый отчим, фанатически следовавший законам
шариата, Хагигат узнала всю горечь унизительного положения азербайджанской
женщины. Но ни нужда, ни невежество матери и отчима, ни веками хранимые в
азербайджанских семьях и узаконенные исламом традиции, лишавшие девушку
права на образование, не заглушили настойчивого стремления Хагигат к ученью.
"Только в 1917 году,- вспоминает артистка,- я окончательно добилась разрешения
матери поступить в школу и учиться, к чему я стремилась давно. Увы, из-за темноты и фанатичности
семьи мои старания долго оставались без последствий. И вот она согласилась, с условием, что я буду
тайно посещать школу и только с соседскими девушками, дабы не вызвать подозрений родственников".
После Октябрьской революции Хагигат обучается в Ленкоранском городском училище,
готовившем учителей. Вместе с другими девушками азербайджанками она принимает участие в
ученических спектаклях. И если А.Агдамский, Г.А.Гаджибабабеков и другие артисты на заре
азербайджанского оперного исполнительства выступали в женских ролях, юной Хагигат неоднократно
приходилось выступать в мужских: к этой мистификации приходилось прибегать, потому, что в силу
религиозных традиций женщинам запрещалось играть на сцене вместе с мужчинами.
Деятельное участие принимала Хагигат в драматическом кружке при педагогическом институте, а
также в кружке профсоюзной женской самодеятельности. Таким образом, в 1925 году, когда девушка
тайком от родителей становится участницей молодежной театрально-любительской труппы "Дамга"
(живая газета "Клеймо"), она уже обладает некоторыми сценическими навыками. Она окончательно
решила стать оперной певицей и в 1927 году была зачислена в труппу Азербайджанского
государственного оперного театра, но продолжала еще работать и в драматическом театре. Из первых
выступлений Хагигат Рзаевой на азербайджанской оперной сцене наиболее яркой была роль служанки
Сэнэм (музыкальная комедия У.Гаджибекова "Не та, так эта").
Хагигат поступает в консерваторию. Вопреки реакционному мнению буржуазных националистов о
пагубном якобы влиянии классической вокальной школы на гортанную манеру пения мугаматиста,
Хагигат учится в консерватории не только по классу народного пения у Дж Карягды и К.Примова, но и
по классу постановки голоса у проф. М.А.Колотовой, а затем продолжает занятия в студии Госоперы. За
время творческой деятельности в театре имени М.Ф.Ахундова Хагигат Рзаева создала ряд ярких
сценических образов: Эрэбзэнги ("Шах Исмаил"), Лейли ("Лейли и Меджнун"), Асли ("Асли и Керем"),
Шахсэнэм ("Ашиг Гариб"), Телли ("Аршин мал алан"), певицы ханэндэ гыз ("Кёр-оглы"), Свахи
("Наргиз"). Эрэбзэнги - первая крупная роль Хагигат. Она дебютировала в ней в 1927 году. По
собственному признанию Х.Рзаевой, она была первой женщиной, которая в этой роли "сняла с головы
артистов Али Зулалова и Мамеда Таги Багирова женский парик" до той поры партия Эрэбзэнги по
традиции, идущей от дореволюционного периода развития азербайджанской оперы, исполнялась
мужчиной.
Хагигат Рзаева сохраняет в своем пении всю теплоту и задушевность народной песни, и это еще
более увеличивает обаяние ее исполнения".
Хагигат Рзаева целиком посвятила себя концертной деятельности. Она много и с большим
успехом выступала на эстраде Бакинской филармонии, в клубах, парках культуры, по радио. О большой
концертно-шефской работе, которую вела Рзаева на протяжении многих лет (особенно активной была ее
шефская деятельность в годы Великой Отечественной войны), свидетельствуют многочисленные
отзывы, благодарности, грамоты и подарки самых различных предприятий и коллективов
Азербайджана.
В дни первой декады азербайджанского искусства в Москве Хагигат Рзаева была награждена
орденом "Знак почета".

Спорт
Евро 2024
© Jarreau