руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
18 май
10:26
Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine

Энциклопедия / История

Изменить категорию | Все статьи категории

Азербайджан в 18 веке

25.6.2008 - 25.6.2009

АЗЕРБАЙДЖАН В XVIII ВЕКЕ

В начале XVIII в в связи с общим кризисом Сефевидского государства, начавшегося еще в последней четверти ХVII в, экономическое состояние Азербайджана, находившегося все еще в составе этой, некогда могущественной державы, резко ухудшилось. В это время Азербайджан относился к числу тех стран Ближнего Востока, где рост феодальной эксплуатации обогнал рост производительных сил.

Для пополнения государственной казны и для удовлетворения потребностей бюрократического аппарата и феодальной знати, государственные чиновники не знали иного выхода, кроме увеличения налогового бремени. Чем больше беднела шахская казна, тем больше средств старалась она выжимать с населения подвластных стран, не считаясь с материальным положением налогоплательщиков. Жестокая феодальная эксплуатация широких масс обусловливала обострение классовой борьбы. В связи с уменьшением государственных доходов шахское правительство вынуждено было взымать налоги даже с представителей высшего сословия. И это не случайно, что в этот период экономические цели и политические интересы народных масс и некоторых слоев феодальной знати Азербайджана сливались в одно русло, образовали общий фронт борьбы, прежде всего, против иранского режима, установившегося в Азербайджане с конца XVI в.

В 1707 г. против существующего режима восстали ремесленники и городская беднота Тебриза. Восстание тебризцев, охвативших и крестьянские массы, повторилось в 1711 г. В 1709-1715 г. крестьянские восстания вспыхивали так же в Соуджбулаге, на Мугани.

Город Шамахы в первой половине XVIII в. стал центром борьбы против иранских захватчиков в Северном Азербайджане. Однако повстанцы не имели ни программы, ни последовательного вожака.

В процессе стихийного вооруженного выступления народных масс некоторые представители высшего сословия, ущемленные иранскими властями, всячески старались направить его против иноземных господ. Таким представителем высшего сословия являлся глава духовенства в северо-восточном Азербайджане, уроженец села Дедели Мушкурского магала Кубы Гаджи Давуд. Вскоре к повстанческому отряду Гаджи Давуда присоединились некоторые отряды мелких феодалов из Южного Дагестана. Объединенные отряды совершали нападение на иранские гарнизоны, укрепленные пункты. Однако эти попытки не дали ожидаемого результата. Убедившись, что одними крестьянами он не добьется успеха, Гаджи Давуд решил обратиться за военной помощью к Русскому государству. Но в это время планы Гаджи Давуда свергнуть иранскую администрацию в Ширване и самому стать независимым правителем противоречили восточной политике Петра I, собиравшемуся самому вести войска в Азербайджан, и не встретили одобрения. Не получив ответа, Гаджи Давуд обратился за помощью к более влиятельным дагестанским феодалам. В августе 1721 г. он в союзе с дагестанцами, прежде всего, с отрядом Сурхай хана Казикумыкского и наемными войками осадил Шамахы и не без помощи самих же шамахинцев взял город. После занятия Шамахы в городе начались грабежи, особенно со стороны наемных войск; были ограблены и иноземные купцы, находившиеся в это время в Шамахе. Крупный урон был нанесен, в частности, русским купцам, что вызвало большое недовольство русского государства.

После того, как повстанцы взяли Шамахы, Гаджи Давуд полностью ликвидировал там и в окрестностях иранскую адмистрацию, сжег все налоговые реестры и установил более умеренную податную систему. Таким образом, вокруг древней столицы Северного Азербайджана в центре Ширванского беглярбегства образовалось своего рода независимое от Ирана государственное образование - ханство.

Укрепление позиции Гаджи Давуда в центральной части Ширвана вызвало тревогу и озабоченность правящих кругов России. Русские власти под предлогом наказать "бунтовщиков" за ограбление русских купцов начали усиленно готовиться к походу. Будучи уверен, что в случае столкновения с Россией не устоит, Гаджи Давуд решил обратиться к османской Турции, враждовавшей тогда с Россией, и с ее помощью отстоять свою независимость.

Османская Турция, искавшая удобного случая для вмешательства в закавказские дела, чтобы утвердиться на берегах Каспийского моря, не замедлила установить связь с Гаджи Давудом. Турецкий султан с большой охотой решил удовлетворить просьбу Гаджи Давуда и пригласил его для переговоров в Стамбул. Во время переговоров в Стамбуле Гаджи Давуд просил военную поддержку у султана, обещая признать вассальную зависимость от Турции, но оставляя за собой право на внутреннюю автономию.

Добившись признания Турции, Гаджи Давуд решил отмежеваться от Сурхай-хана Казикумыкского, воины которого, хотя и умножали его силу, но в то же время занимались грабежом и вызывали недовольство среди местного населения. Вскоре из Стамбула последовал фирман турецкого султана, согласно которому Гаджи Давуд был утвержден правителем Ширвана, а Сары Мустафа Паша с войском был послан поддержать его.

Сурхай хан, отстраненный от управления Ширваном, порвал отношения с Гаджи Давудом и удалился в Казикумых, откуда он совершал безуспешные нападения на Шеки и Гянджу. Сурхай-хан не признавал власти Гаджи Давуда и искал удобного случая для мести.

Утверждение Гаджи Давуда правителем в центральном Ширване в корне противоречило намеченным мероприятиям Российского государства и заставило Петра I действовать более решительно.

Однако, прежде чем приступить к походу, Петр I с присущей ему дальновидностью обнародовал на азербайджанском языке "Манифест", в котором в завуалированном виде излагалась цель предстоящего похода. В "Манифесте", в частности, разъяснялись мнимые причины похода в прикаспийские провинции, при этом Гаджи Давуд и его союзник Сурхай-хан Казыкумыхский выдавались как "бунтовщики" его друга - брата иранского шаха, которые должны были понести суровое наказание. Русский император обещал народу мир и покой. Манифест Петра I был первым печатным изданием на азербайджанском языке. В июле 1722 г. русская флотилия под командованием Петра I отплыла из Астрахани и взяла курс на юг.

В то время, как Петр I осуществил свой поход в прикаспийские провинции, в Сефевидском государстве воцарился полный хаос: столичный город оказался в руках взбунтовавшихся афганских племен, а страна была охвачена повсеместными восстаниями, легшими тяжелым бременем на плечи мирных жителей. Доведенное до отчаяния местное население в какой-то степени поверило в "Манифест" Петра I, считая, что приход русских войск в их края сможет обеспечить относительный покой. И не случайно, что по пути следования Петр I получил многочисленные письма в ответ на свой "Манифест" от имени "знати" и "простонародья", в которых выражалось удовлетворение по поводу его прибытия в Азербайджан. Однако Петру I лично не пришлось оставаться в Азербайджане. По ряду обстоятельств ему в том же 1722 г. пришлось из Дербенда вернуться в Россию. Однако русские войска продолжали свое победное шествие на юг и за короткое время за исключением Баку и Апшерона почти все западное побережье Каспийского моря было ими оккупировано.

Между тем наследник иранского престола, нашедший убежище в северных районах страны после нашествия афганских племен (1720) и наименовавшись Тахмасибом II, не ведая о занятии русскими войсками почти всего западного побережья Каспийского моря, снарядил посольство во главе с Исмаил-беком и отправил его в Петербург, чтобы тот от имени иранского государства про-сил у Петра I военной помощи в борьбе с афганскими племенами. Взамен новый шах обещал уступить России некоторые прикаспийские города, в т.ч. Дербенд и Баку. Однако, после того, как он отправил в Россию посланника, и узнав о том, что русские войска уже заняли все прикаспийские города, кроме Баку, Тахмасиб II послал гонца за Исмаил-беком вернуть его обратно. Однако русское командование в Реште, знавшие о миссии иранского посланника, под разными предлогами задержало гонца, пока Исмаил-бек не отплыл на русских судах в Россию, где был принят весьма доброжелательно.

Между тем, турецкий султан не мог смириться с оккупацией прикаспийских областей русскими войсками и в 1723 г так же направил свои войска в пределы Закавказья.

Многочисленная турецкая армия, захватив Тифлис, продвинулась далее на восток. Угроза захвата Турцией всего Закавказья и выхода ее к Каспийскому морю заставила Петра I поторопиться с военной экспедицией в сторону Баку, который не был покорен русскими войсками в 1723 г. Свои опасения Петр I письменно изложил генерал-майору Матюшкину, которому поручил завоевание Бакинской крепости. Император, в частности, писал: "Получена ведомость из Грузии, что турки оных уже принудили в подданство и паша идет к Шамахе: зело опасно, чтоб не захва тил Баку ...".

Петр I был уверен в успехе у бакинской крепости. Поэтому подготовил специальную инструкцию под любопытным названием и передал Матюшкину. "Инструкция когда даст Бог Баку возьмем что чинить".

С целью опередить турок Петр I велел Матюшкину взять "сколько есть судов" из Астрахани и срочно отправился в Баку с посланником Ирана Исмаил беком, обещавшим императору склонить бакинского султана к сдаче города русским войскам без боя.

20 июня 1723 г. российский флот под командованием Матюшкина выступил из Астрахани и 6 июля прибыл в Бакинский залив. Генерал-майор Матюшкин в тот же день отправил в Крепость майора В.Немаева с письмом шахского посланника Исмаил-бека к бакинскому султану о сдаче города российским войскам.

Однако бакинский султан Мухаммед Гусейн категорически отказался допустить русские войска в Баку, мотивируя тем, что письмо Исмаил-бека написано в России, а не в Иране, к тому же без согласия шаха Тахмасиба II.

В ответ на отказ бакинского султана об сдаче крепости Матюш-кин велел бомбардировать город выстрелами из судовых пушек. Бомбардировка крепости, продолжавшаяся четыре дня, заставила бакинский гарнизон прекратить сопротивление. Бакинская крепость пала 27 июля 1723 г. Матюшкин об этом срочно письменно известил Петра I.

Петр I, внимательно следивший за ходом боевых действий в прикаспийских областях, с большим удовлетворением узнал о взятии Баку русскими войсками. В ответ на письмо Матюшкина о покорении Бакинской крепости Петр I собственноручно писал: "Письмо Ваше через адъютанта Вульфа 4-го сего месяца получил, с великим довольством, что вы Баку получили (ибо не без сомнения от турков было), за которые Ваши труды Вам и всем при вас и ином деле трудившимся благодарствуем и повышаем вас чином Генерала-Лейтенанта, что же при сем случае вам чинить о том прилагается указ".

По поручению Петра I в Петербурге в ознаменование взятия Баку был дан салют пушечными залпами "Не малое и у нас бомбардирование того вечера было тогда сия ведомость получена", - писал сам Петр I.

После взятия Баку по назначенному плану предстояло овладеть устьем р.Куры. Эта акция была проведена русскими войсками без особого затруднения.

Между тем весть об оккупации Баку была неодобрительно встречена в правящих кругах Турции. В этой связи по поручению турецкого султана представитель Турции в Шамахы Осман-паша 6 августа 1723 г. отправил в Баку Матюшкину письмо, в котором выражалось недовольство турецких властей по поводу занятия Баку русскими войсками. Это обстоятельство насторожило русское командование, которое поторопилось закрепить за собою все западное побережье Каспийского моря.

Воспользовавшись пребыванием иранского посла Исмаил-бека в России, Петр I поставил перед ним вопрос об "...уступлении тех провинций", в которых уже находились российские войска (от Дербенда до Гиляны), а также Мазандарана и Астрабада, куда еще не наступали русские войска.

Исмаил-бек, видимо подкупленный царскими чиновниками, 12 сентября 1723 г без ведома шаха заключил с русским правительством договор, в основу которого легли предложения, выдвинутые петербургским кабинетом. Вторая статья данного до говора гласила ".. его шахово величество уступает императорскому величеству Всероссийскому в вечное владение городы Дербенд, Баку со всеми к ним принадлежащими и по Каспийскому морю лежащими землями и местами, також провинции Гилянь, Мазандаран и Астрабад, дабы оными содержать войско, которое его императорское величество к его шахову величеству против его бунтовщиков в помощь посылает, не требуя за то денег".

Однако шах Тахмасиб II, узнав об этом, категорически отказался от ратификации Петербургского договора, обвинив при этом посла Исмаил-бека в измене. После этого Исмаил-бек не рискнул вернуться на родину. По указанию самого императора ему была отведена квартира в Астрахани, где он женился и оставался до конца своей жизни. При этом император назначил ему солидное жалованье.

В это время шах Тахмасиб II, не обладая никакой реальной властью, находился в Астрабаде, куда он бежал из столицы, осажденной авганцами, где победители в таинственных обстоятельствах умертвили его отца шаха Султана Гусейна и братьев. В первое время шах Тахмасиб II не был в состоянии не только бороться с авганцами, но и организовать оборону своих владений от угрожавшей им турецкой оккупации. Это хорошо понимал Петр I и поэтому он всячески старался не допустить Турцию к Каспийскому морю и, по возможности, ограничить продвижение ее войск в Закавказье, особенно на территорию Азербайджана, где созревала реальная угроза столкновения турецких аскеров и русских солдат. Незаинтересованное в войне с Османской Турцией правительство России, трезво расценивая свои возможности и реальное соотношение сил, 12 июля 1724 г. заключило в Стамбуле договор с Турцией. По условиям Стамбульского договора Закавказье фактически было разделено между султанской Турцией и царской Россией.

Турция признала за Русским государством право на прикаспийские провинции, а Русское государство обязалось в свою очередь не противодействовать завоеванию Турцией остальной части Закавказья и Южного Азербайджана.

Одно из главных мест в Стамбульском договоре занимал вопрос о северо-восточной части Азербайджана - Ширване (исключая прикаспийские провинции, оккупированные царской Россией). Россия не желала укрепления Турции в этой части: центральной и узловой части Южного Кавказа - Ширване с городом Шамахы, где у втасти продолжал оставаться признавший покровительство Турции Гаджи Давуд. После долгих дебатов Стамбульский договор предоставил Ширвану определенную автономию во внутренних делах. Турция не имела права держать в пределах Ширвана свои войска. Исключение составлял ввод турецких войск в Ширван в случае нарушения порядка в стране, при чем на это должно было быть согласие Русского государства. Как видно, этот договор объективно имел большое значение для восстановления независимости Ширвана.

Стамбульский договор в равной мере имел огромное значение как для России, так и для Турции. В силу этого договора было предотвращено предполагаемое столкновение русских и турецких войск на территории Азербайджана. Россия укрепила свое положение в регионе Каспийского моря и преградила путь продвижению турецких войск к Каспийскому побережью. Вместе с тем Стамбульский договор способствовал дальнейшему завоеванию Османской Турцией окраин Сефевидской державы, в т.ч. всего Азербайджана, за исключением прикаспийских провинций и центрального Ширвана. После заключения Стамбульского договора войска турецкого султана под командованием диярбекирского паши Арифи в конце 1724 г. переправились через Аракс, проникли на территорию Закавказья и направились к городу Иреван. После занятая последнего турецким войскам удалось овладеть Гянджой, Тебризом, Хоем, Ардабилем и другими городами.

Таким образом, к концу 1724 г. и началу 1725 г. почти вся Грузия, Армения и часть Азербайджана оказались под властью Турции; западным побережьем Каспийского моря овладела Россия, а центральная часть Ширвана оказалась в руках местного феодала Гаджи Давуда, находящегося в вассальной зависимости от Турции.

Однако вскоре турецкое правительство разочаровалось в Гаджи Давуде, который стал вести более самостоятельную политику - вел переговоры с другими азербайджанскими правителями и даже с потенциальным противником в Южном Кавказе - представителями русского государства. Это и явилось поводом отстранить Гаджи Давуда с поста главы недавно созданного им Шамахынского ханства. По секретному указанию турецкого султана Гаджи Давуд в мае 1728 г. был приглашен с семьей и братьями в Гянджу с визитом "вежливости". Здесь он был вероломно арестован и отослан на Кипр, где и скончался. На его место в Шамахы был назначен Сурхай-хан, еще в 1721 г. отстраненный Гаджи Давудом от управ-ления Ширваном, который больше занимался ограблением, чем управлением краем.

Положение в Азербайджане в этот период было крайне тяжелым. Оно еще более усугубилось неурожаем, вызванным уничтожением посевных площадей и разрушением оросительных систем.

К началу 30-х годов XVIII в. обстановка в Азербайджане резко изменилась: его территория превратилась в арену военных действий между Османской Турцией и Ираном, где к власти пришел энергичный Надир Кулихан афшар.

Во время турецко-иранской войны Российское государство, также враждовавшее с Турцией и искавшее надежного союзника в этой борьбе, высказалось за заключение договора с Ираном, при этом выражая готовность добровольно вернуть Ирану ряд прикаспийских областей. Отметим, что после смерти Петра I (1725) в Российском государстве "некому было так властно, прозорливо и умело продолжать начатое Петром" мероприятие на Каспийском море. К тому же содержание значительного числа войск в оккупированной зоне Каспийского побережья становилось невозможным из-за затрат огромного количества материальных средств. Необходимо также отметить, что после Петра I внутриполитическое и международное положение России было весьма сложным. России в ее восточной политике противодействовали Англия, Франция и поощряемая ими Турция. В Иране Надир Кули-хан вел войны за восстановление прежних границ Сефевидского государства и настоятельно требовал вывода русским государством своих войск из пределов Азербайджана.

Таким образом, возникла необходимость заключения мирного договора между Ираном и русским государством. Подписанный 21 января 1732 г. в Реште договор состоял из 8 пунктов, которые вкратце сводились к следующему: Россия в течение пяти месяцев по заключению и ратификации договора передает Ирану все земли по берегу Каспийского моря до устьев р.Куры с тем условием, чтобы они непосредственно находились под властью Ирана, который не должен был допустить сюда Турцию; земли к северу от р.Куры вдоль Каспийского моря, включавшие важные города, как Баку и Дербенд, должны быть переданы Ирану после того, как последний возвратит себе все земли, захваченные в 20-е годы Турцией.

Таким образом, Рештский договор 1732 г. внес некоторые изменения во внутриполитическую обстановку в стране, прикаспийские провинции Азербайджана до устья р.Куры попали под власть Иранского государства.

После заключения Рештского договора Надир Кули-хан решил покончить с турецким господством в Закавказье, в частности, в Азербайджане. Однако прежде чем действовать во всем государстве, по своей воле Надир Кули-хан, опираясь на военно-феодальную знать, низвергнул не имевшего авторитета среди вельмож пьяницу Тахмасиба II с престола и отослал его в Мешхед, где он был ослеплен. Шахом Ирана Надир Кули-хан "провозгласил" восьмимесячного сына Тахмасиба II - Аббас-мирзы под именем Аббаса III, при этом состоял регентом. С тех пор Надир Кули-хан фактически стал полновластным правителем Иранского государства.

Первые шаги нового правителя Ирана против оккупационных турецких войск оказались успешными. Поэтому турецкий султан решил приостановить войну и отозвать своих военачальников обратно в Турцию. Хотя предпринятый турецким государством шаг до некоторой степени разрядил военную обстановку, однако дипломатические отношения между Ираном, Россией и Турцией все еще оставались натянутыми. В этой обстановке Иран потребовал у Русского государства оставить прикаспийские провинции, расположенные к северу от р.Куры. В этой связи русское правительство летом 1733 г. отправило в Иран своего чрезвычайного посла князя С.Голицина для окончательных переговоров. С.Голицин заверил Надир Кули-хана о том, что Россия никогда не окажет помощи Турции в случае войны с Ираном из-за Закавказья и примет конкретные меры по отношению к прикаспийским областям лишь в том случае, если Иран будет действовать против Турции решительно. В это время в центральном Ширване господствовал Сурхай-хан Казикумыкский, власть которого необходимо было ликвидировать, прежде чем приступить к решительным действиям против турецких оккупационных войск в Азербайджане.

Летом 1734 г. Надир Кули-хан двинул свое войско в сторону Шамахы, которую Сурхай-хан тут же оставил и удалился в Дагестан. Однако Шамахы была взята сарбазами после отчаянного сопротивления шамахинцев в конце августа 1734 г. В знак наказания горожан Надир Кули-хан приказал разрушить город до основания, а население его переселить в местечко Агсу, впоследствии получившее название "Новая Шамахы".

После разрушения Шамахы Надир Кули-хан повел свои войска в сторону Гянджи, где все еще находился турецкий гарнизон. 13 октября 1734 г. войска Надир Кули-хана остановились в местечке Келиса кенди возле Гянджи. Гянджинский гарнизон, состоявший в основном из турецких аскеров и войск крымского хана, во главе с правителем города Али-пашой и султаном крымских войск Фатиханом Гиреем поспешно и усиленно готовился к обороне. Надир Кули-хан приступил к осаде Гянджи, длившейся безрезультатно 4 месяца.

Долгая и вынужденная осада крепости Гянджи стоила армии Надир Кули-хана больших материальных затрат, что, безусловно, явилось одной из причин открытого грабежа местного населения окрестности. Суровое обращение с мирным населением, едва избавившимся от турецких завоевателей, послужило причиной негодования против новых завоевателей. С наступлением зимы иранские войска вернулись к своим укреплениям. Между тем, осада Гянджи продолжалась довольно долго и безуспешно. Вынужденная остановка у Гянджи могла нарушать все планы Надир Кули-хана в борьбе с турецкими оккупационными войсками, тем более приходили вести об активизации турецких войск в западном Закавказье. Наряду с этим Надир Кули-хан желал продолжать свой путь на запад, оставив за собой турецкий гарнизон в Гяндже, а так же прикаспийские провинции, где оставались русские войска. Конечно, беспокойство Надир Кули-хана было вызвано не только безуспешной осадой Гянджи, которая все же была прочно блокирована его войсками; боязнь, что русские власти в Прикаспии, наблюдавшие за действиями Надир Кули-хана, воспользуются его отсутствием и окажут содействие осажденному турецкому гарнизону, заставила его возобновить с Русским государством давно начатые переговоры по поводу отхода русских войск из прикаспийских областей вообще. Русское правительство, отказавшееся в это время от активной внешней политики Петра I в отношении прикаспийских провинций, дало добро на заключение договора с Ираном. Таким образом, 10 ноября 1735г. под Гянджой был подписан договор между представителями Русского и Иранского государств, получивший название Гянджинский договор. По условиям этого договора русские войска полностью покинули прикаспийские области Азербайджана - от устья р.Куры до Дербенда.

Население этой полосы азербайджанской земли, избавившейся в 20-х годах XVIII в. от иранского господства, вновь попало в зависимость от Ирана. Надир Кули-хан, заполучивший без особых усилий прикаспийские области, направил основные силы на изгнание турецких войск из пределов всего Закавказья.

Между тем осада Гянджи все еще продолжалась. Немногочисленный гарнизон, надеясь на подкрепление со стороны Карса и Иревана, где находились турецкие части, упорно не сдавался. Чтобы лишить гарнизон этой возможности, Надир Кули-хан, оставив небольшой отряд у осажденной крепости, двинул свои войска в сторону Карса, откуда должна была прибыть подмога под командованием Абдулла-паши.

В июне 1735 г. на северо-востоке Эчмиадзина произошло кровопролитное сражение между турецкими и иранскими войсками, закончившееся победой последних.

Хотя турецкие войска в 1735 г. покинули территорию Азербайджана, однако это не означало освобождение народа от чужеземного владычества. Иранская военно-феодальная знать, одержав победу над силами Османской Турции, утвердила свое господство над Азербайджаном.

Весной 1736 г. распространился слух о "таинственной" смерти малолетнего шаха Аббас III. Так как в Сефевидской династии не было представителей мужского пола, то фактически им был положен конец.

На Мугане был созван гурултай, где ставился вопрос об "избрании" нового шаха. По заранее подготовленному плану в марте 1736г. Надир Кули-хан на этом гурултае короновался шахом Ирана, юридически положив конец формальному правлению на протяжении последних лет представителей династии Сефевидов. Став главой огромной территории, включавшей Иран и почти все Закавказье, Надир-шах заменил всех надежных правителей областей. Среди лиц, получивших назначение на высшие должности правителей областей, преобладали представители знати из азербайджанского племени афшар, откуда происходил и сам Надир-шах.

Одним из крупнейших мероприятий Надир-шаха явилась отмена существующих прежних административных делений. Вместо Ширванского, Карабахского, Южного Азербайджана (Тебризского) и Чухур-Саадского беглярбегств он создал огромный вилайет, куда входили земли от Иревана до Дербенда. Правителем этого нового административного деления под названием Азербайджан шах назначил своего родного брата Ибрагим-хана. Надир-шах учредил и новые взимания многочисленных податей с населения. Оставив в завоеванных городах Закавказья своих ставленников, он покинул Муганскую степь и, переправившись через Аракс, направился в Иран, а оттуда в далекую Индию. После того, как основное ядро иранской армии во главе с Надир-шахом покинуло территорию Северного Азербайджана, здесь и в Южном Дагестане с каждым днем усиливалось народное возмущение против новых поработителей.

Неурожай и засуха еще больше усугубляли тяжелую долю народных масс. Новая налоговая система Надир-шаха привела к охватившему весь Азербайджан голоду. Жестокая эксплуатация, голод, дороговизна вызывали ненависть населения и поднимали их на борьбу, тесно переплетенную с общей борьбой всех народов Закавказья и Дагестана за независимость против иноземного господства. Кульминационной точкой этой борьбы в Азербайджане было поражение, нанесенное в 1738 г. восставшими крестьянами Джарской области иранским войскам под командованием брата Надир-шаха Ибрагим-хана. Иранские войска были разгромлены, а сам Ибрагим-хан убит.

Начиная с 40-х годов XVIII стотетия освободительное движение в Азербайджане вступает в новый период своего развития. Повсеместные выступления, вызванные, прежде всего, непосильной эксплуатацией иноземных завоевателей, приобретали черты освободительного движения, направленного на завоевание независимости от чужеземного ига.

Крупное антииранское восстание вспыхнуло в Шеки в 1743 г. под предводительством местного феодала Гаджи Челеби. Несмотря на неоднократные штурмы, войскам Надир-шаха так и не удалось сломить волю шекинцев, стойко защищавшихся в крепости "Геласан-Герасан". Фактически с этого момента была положена основа независимого от Ирана Шекинского ханства. В Азербайджане и Южном Дагестане антииранские выступления, несмотря на свой размах, зачастую оставались стихийными, не имели ни программы, ни последовательных руководителей. Основным ядром взявшихся за оружие были крестьяне, которые, как правило, не имели своих вожаков, способных руководить вооруженной борьбой. В таких случаях крестьяне легко становились жертвой обмана самозванцев и нередко превращались в их руках в орудие достижения корыстных целей.

Так, ширванцы дважды - в начале и конце 1743 г. стали жертвой обмана Первого и Второго самозванцев - Сам-мирзы, выдававшие себя за отпрысков династии Сефевидов. Недовольные жестокой поли тикой Надир-шаха Авшара, народные массы, поверив демогогическим обещаниям самозванцев, охотно сплотились вокруг них. Однако стихийность народного движения дала о себе знать - повстанцы не смогли оказать достойное сопротивление регулярным войскам Надир-шаха и потерпели поражение.

В ходе борьбы против грабительской политики и притеснений иранских завоевателей наблюдается переселение целых семейств азербайджанцев за пределы страны, что особенно участилось после жестокой расправы иранских войск с ширванскими повстанцами в 1743 г. Крупные антииранские выступления в конце 40-х годов XVIII в. происходили также в Ардебиле и Тебризе. Все они сыграли важную роль в ликвидации в Азербайджане иранского господства в конце 40-х годов XVIII в.

Со смертью Надир-шаха (1747 г.) его государство по существу распалось. Повсюду подняли голову претенденты на шахский трон, усилились центробежные устремления феодалов окраин, подчинявшихся в свое время Ирану лишь силой оружия. В этой исторической обстановке в Азербайджане, по словам А.Бакиханова, образовались "...отдельные ханства, а владетели их, управляя наследственно и независимо, сделались самостоятельными государствами". На территории Азербайджана образовались следующие ханства Шекинское, Карабахское, Шамахынское, Бакинское, Нахчыванское, Тебризское, Сарабское, Ардебилское, Хойское, Урмийское, Карадагское, Талышское, Марагинское, Макинское, Джавадское. Как более мелкие государственные объединения возникли Куткашенское, Кабалинское, Арешское, Газахское, Шамшадильское султанства. К северо-западу от последнего были расположены Джаро-Белоканские общества. В нагорной части Карабаха в составе Карабахского ханства продолжали существовать Варандское, Хаченское, Гюлистанское, Дизакское, Джерабертское меликства.

По данным армянского историка П.Т.Арутюняна, из названных пяти меликств только Хаченское имело свои исторические корни на земле Карабаха. Будучи прямыми потомками кавказских албан, "владетелями Хаченского округа являлись крупные феодалы Хасан -Джалаляны. Построив в 1240 г. монастырь Гандзасар, они взяли в свои руки светскую и церковную власть над этим округом, удерживая как ту, так и другую вплоть до XIX в ".

Необходимо отметить, что сами так называемые "хаченские армяне" в исторических документах себя никогда армянами не называли. Об этом свидетельствует и название труда католикоса Гандзасарского монастыря Есаи Хасана-Джалаляна, который землю, где проживали его предки, назвал "Агваном", а свой труд - "Краткая история страны Агванской".

Кстати, в период пребывания Петра I в Азербайджане в 1722 г. к нему обратился ряд христианских феодалов с просьбой создать в пределах Азербайджана христианское государство. Любопытно, что эти христиане в письме к Петру I называли себя не армянами, а "агванцами" или "афганцами", что является синонимом слова "албан". Местных азербайджанцев также называли "авганскими мусульманами".

По данным упомянутого автора из оставшихся четырех меликов три - Варандское, Гюлистанское, Джерабертское - появились на территории Карабаха в разные годы XVII в , а Дизакское - даже в начале XVIII в. Он же, ссылаясь на армянские первоисточники, пишет, что "медики Варандского округа происходили из дома Мелик-Шахназарянов. Керапет Тер-Мкртычян предполагает, что один из братьев Мелик-Шахназарова Мирза-бек в 1603 г. переехал из Гегаркуни в Карабах, там положил начало Варандскому меликству Мелик-Шахназарова".

Про Гюлистанское меликство тот же автор пишет: "По данным народных преданий, родоначальник Гюлистанского меликства - Мелик Беглярянов был некий "кара юзбаши" Абов, который в начале XVII в. вместе с подвластными ему людьми переселился из Удинской деревни Нат в деревню Талыш". О Гюлистанском меликстве в рукописи Ереванского Матенадара (4463) говорится, что "основатели этого меликства переселились из Ширвана и утвердились в деревне Талыш, взяли в свои руки управления округом". Про Джерабертское меликство армянский историк пишет, "родоначальником владетелей Джераберт ского меликства был сын Мелик-Исраила Мелик Есаи, который, убив сюникского хана, в 1687 г. вместе со своими подданными переселился в Карабах". По сообщению того же автора "семья Мелик-Егяна переселилась в Карабах в начале XVIII в. По одним данным она переехала в Дизак из Персии, по другим - из Лори".

Власть меликов, как и прежде, в основном ограничивалась в пределах крепостей и прилегающих к ним нескольких деревень, в которых они проживали.

Во второй половине XVIII в. в Азербайджане не было единого экономического центра, а отдельные области существовали довольно замкнуто. В этот период преобладало натуральное хозяйство, где преобладающую роль играли феодальные производственные отношения. Местные феодалы - ханы, султаны, мелики, беки, заботясь только о собственной независимости, были заинтересованы в сохранении феодальной раздробленности и всячески препятствовали объединению страны и созданию центральной власти.

Основными отраслями экономики страны являлось животноводство, и особенно, земледелие. Земля была главным средством производства, что вообще характерно для феодальных отношений. В период ханств преобладали те же виды землевладения, что и прежде, с той лишь разницей,что в это время происходило слияние государственных земель с землями членов ханских семей. Основными классами по-прежнему являлись феодалы и крестьяне. Правда, в городах также проживали ремесленники и купцы. Однако в условиях господства натурального хозяйства они не могли играть сколько-нибудь решающей роли в экономике и общественно-политической жизни.

Политическая история почти всех ханств Азербайджана насыщена беспрерывными войнами и кровавыми дворцовыми переворотами.

Почти все ханства Азербайджана образовались вокруг того или иного города - административного центра, существовавшего еще в раннем средневековье. Исключение составляло лишь Карабахское ханство. Его основатель Панах Али-хан в отличие от других ханов Азербайджана первоначально избрал своей столицей крепость Баят, ибо вокруг находившегося на огромной территории Карабахского беглярбегства, единственно крупного экономического и политического центра гор. Гянджи, представители племени каджар раньше него успели образовать свое независимое Гянджинское ханство.

Образование Карабахского ханства на огромной территории прежнего Карабахского беглярбегства, укрепление крепости Баят и растущий авторитет Панах Али-хана беспокоили прежде всего армянских меликов, продолжавших пользоваться предоставленными им иранскими шахами льготами. Карабахские мелики, видя постепенное признание Панах Али-хана и боясь быть побежденными со стороны карабахского правителя, почти всеми племенами Карабаха (кроме проживавших в деревнях, прилегающих к Гянджинскому ханству) решили объединиться и уничтожить его власть.

Борьба между карабахскими меликами и центральной ханской властью носила политический, но отнюдь не религиозный характер, она велась внутри одного и того же господствующего класса. Доказательством тому явилось обращение армянских меликов к азербайджанским ханам о совместном выступлении против Панах Али-хана. Сначала мелики обратились к правителю Шекинского ханства Гаджи Челеби-хану - как более влиятельному и относительно могущественному среди ханов Северного Азербайджана. В своем обращении к Челеби-хану они писали: "Панах хан взошел на престол, строит крепость и сооружает укрепления и что если его затея своевременно не будет уничтожена, впоследствии невозможно будет устоять перед ним". Шекинский Гаджи Челеби-хан, не желая усиления Карабахского владетеля, вместе со своими союзниками - шамахынскими войсками - осадил резиденцию Панах Али-хана и в течение месяца безуспешно штурмовал ее. Почти все гарабагские племена "от мала до велика в большом числе прибыли к нему (Панах Али-хану - Ф. А.) на выручку".

Не добившись успеха Гаджи Челеби-хан с большими потерями отступил за Куру и вынужден был признаться союзникам: "Панах до сих пор был подобен серебру без чеканки. Мы же пришли отчеканили это (серебро) и вернулись обратно".

Хотя противникам не удалось одержать победу над войсками Панах Али-хана, все же последний, считая крепость Баят ненадежной, перенес свою резиденцию в относительно укрепленную крепость Шах-Булаг, построенную еще Надир-шахом.

После этого Панах Али-хан, считая меликов своими потенциальными противниками и воспользовавшись существующими раздорами между ними, решил устранить их, что ему отчасти удалось.

Путем брачной дипломатии первым перешел на сторону Панах Али-хана Варандинский мелик Шахназар, который выдал свою дочь за сына Панах Али-хана Ибрагим Халил-аги. Породнившись с ним, мелик Шахназар отделился от остальных меликов. Это послужило поводом для заключения союза меликами Гюлистана, Хачена, Джаберта и Дизака против Варандинокого мелика Шахназара. Однако данный союз не имел результата, ибо с течением времени армянские мелики вынуждены были хотя бы формально признать над собой власть Панах Али-хана, хотя на деле все время искали союзников в борьбе против него. В связи с тем, что новая резиденция Шахбулаг оказалась в климатическом и военно-стратегическом отношениях не очень выгодной, Панах Али-хану пришлось искать новое место. Представители карабахской знати, созванные на диван (совет), предупреждали хана "...наше государство имеет немало заядлых врагов. Может стать что они будут натравливать Мухаммед Хасан-хана(Мухаммед Гасан хан - глава Каджарского племени, претендовавший на шахский престол в Иране) на нас и, присоединившись к нему, придут на войну с нами. И тогда население Карабаха, а также и илаты погибнут под копытами лошадей неприятеля. Едва ли крепость Шахбулаг выдержит натиск врага... было бы благоразумно найти более укрепленное и неприступное место". В 1751 г. на развалинах древнего города Шуши, разрушенного еще монголами, возникла новая крепость, первоначально названная в честь основателя крепости - Панахабад. Впоследствии город принял свое прежнее название - Шуша. Новая резиденция быстро выросла в экономический центр Карабахского ханства и стала одним из крупных торговых и ремесленных центров Северного Азербайджана.

Не прошло и года после основания крепости Панахабада - Шуши, как один из претендентов на шахский престол в Иране Мухаммед Гасан-хан Каджар, собрав войска из Мазандарана, Астарабада и Гиляна, двинулся на покорение богатого края - Карабаха, и остановился в местечке Хатын-архи, недалеко от крепости. Отважные жители Карабаха нанесли большой урон войскам противника. Оставив свои пушки под стенами города, Мухаммед Гасан-хан быстро удалился в Иран, где с новой силой разразилась борьба за шахский трон.

Когда в Иране обострилась борьба за власть среди преемников Надир-шаха, а в Азербайджане междоусобицы, Панах Али-хан решил воспользоваться создавшейся обстановкой. Он завладел Мегринским и Гюнейским махалами до Баргушата, отнял у правителя Нахчыванского хана махалы Патив и Сисиан, захватил местность вдоль р.Тертер до границы оз. Гейджа (Севан), занял земли от моста Худафарина до р. Кюрекчай и др. Кроме того, некоторое время Тебризское, и Ардабильское, и Гарадагское ханства тоже попали под власть Панах Али-хана. Правитель Урмийокого ханства Фатали-хан Афшар, так же боровшийся за шахский престол в Иране, после ухода войск Панах Али-хана, подчинив своей власти Гарадагское, Марагинское, Тебризское ханства и ряд мелких феодальных владений Южного Азербайджана, направил своих посланников к Панах Али-хану, призывая его к повиновению. Но посланники были отосланы обратно безрезультатно.

В 1756 г. Фатали-хан Афшар двинул свои войска против Карабахского ханства,разбив свой лагерь недалеко от крепости Шуши. Осада продолжалась шесть месяцев. Вскоре к осаждающим примкнули отряды меликов Джаберта - Хатям и Гюлистана - Усуб, которые вырыли окопы рядом с окопами афшарских войск. Однако это не помогло Фатали-хану Афшару добиться покорности Панах Али-хана. Тогда Фатали-хан Афшар решил пойти на хитрость и под предлогом обмена пленными и выдачи своей дочери замуж за сына Панах Али-хана - Ибрагим Халил-аги, он пригласил последнего к себе в лагерь. Объявив Панах Али-хана своим вассалом и выманив Ибрагим Халил-агу, Фатали-хан Афшар увел последнего в качестве заложника в свои владения.

Сложившаяся в дальнейшем ситуация, связанная с вероломным пленением Фатали-ханом Афшаром Ибрагим Халил-аги, не дали возможность Панах Али-хану до конца своей жизни спокойно сидеть на троне ханства, которое он создал благодаря своему умению, таланту и отстоял в борьбе с внутренними и внешними противниками. Этому, прежде всего, способствовали кровопролитные войны за престол, происходившие в Южном Азербайджане и в Иране. Дело в том, что здесь на политической арене появился другой претендент - Керим-хан Зенд, который до этого победив Мухаммед Гасан-хана Каджара - одного из главных противников, решил убрать с пути Фатали-хана Афшара. Однако победить Фатали-хана Афшара было не так просто В борьбе с последним Керим-хан Зенд решил привлечь на свою сторону некоторых азербайджанских ханов, особенно Панах Али-хана, как более влиятельного и могущественного, искавшего к тому же удобный момент отомстить Фатали-хану Афшару за его вероломство.

Панах Али-хан, назначив временно правителем Карабахского ханства своего младшего сына Мехрали-хана, во главе отборных карабахских войск направился на юг и объединился с Керим-ханом Зендом. Вскоре резиденция Фатали-хана Афшара - Урмия - была осаждена войсками союзников. Осада крепости продолжа-лась несколько месяцев. Обреченный на голод и не имея доста-точно сил для обороны, Фатали-хан Афшар примерно в феврале 1763 г. вынужден был признать свое поражение. После победы над афшарами Керим-хан Зенд освободил Ибрагим Халил-агу из плена и отправил его с войсками отца в Карабах в качестве хана, снабдив его особым фирманом. Но это было только формальностью, ибо не только Карабахское ханство, но и все Закавказье в сере-дине XVIII в. вышло из-под власти Ирана, да и сам Керим-хан Зенд в то время еще не являлся правителем Иранского государства.

Опасаясь дальнейшего усиления северо-азербайджанских ханов, Керим-хан не рискнул отпустить Панах Али-хана и оставил его в своем дворе под видом советника, фактически же Панах Али-хан был задержан в Иране в качестве "почетного" заложника. Панах Али-хан умер в 1763 г. в Ширазе - столице государства Керим-хана 3енда при таинственных обстоятельствах. Его тело, согласно завещанию, было привезено в Агдам и похоронено в местечке Имарет.

Вернувшись в Шушу Ибрагим Халил-ага отстранил своего родного брата Мехрали хана от власти, объявив себя ханом как престоло-наследник.

Одним из крупных ханств Северного Азербайджана было Губинское ханство, которое сыграло большую роль в Закавказье в период правления Фатали-хана Губинского (1758-1789), проводившего политику объединения азербайджанских земель. За короткий срок он, еще будучи наследником ханского престола, присоединил к Губинскому ханству Сальянское султанство, а после смерти отца, когда стал ханом, - Дербендское, Джавадское, Бакинское и Шамахынское ханства. Шекинское ханство также вскоре оказалось в зависимом положении от Губинского ханства, которое в конце 60-х годов XVIII в. превратилось в одно из самых могущественных ханств Азербайджана. Сам Фатали-хан переселился в Дербенд. После этого Губинское ханство постепенно утвердило свое первостепенное значение. Таким образом, образовалось некое слитное Губинско-Дербендское ханство в составе северо-восточного Азербайджана. Хотя глава этого государства сидел в Дербенде, но формально оно все же называлось Губинское ханство.

К 70-м годам могущество и престиж Губинского ханства настолько выросли, что многие маломощные феодальные правители - ханы, боясь стать жертвой Ирана, обращались к Фатали-хану за покровительством.

Терский житель Булат, посетивший Фатали-хана по поручению кизлярского коменданта Потапова, сообщил, что он видел в Дербенде, во дворе у Фатали-хаиа представителя с подарками из Гилянского, Ардабилского, Тебризского, Гянджинского ханств, просивших взять их края под свое покровительство. Однако некоторые влиятельные феодалы Северного Азербайджана, опасавшиеся объединительной политики Фатали-хана и боявшиеся потерять свою независимость, организовали против него коалицию. К этой коалиции присоединились и некоторые феодалы из южного Дагестана.

В 1774 г. Фатали-хан потерпел поражение от объединенных сил некоторых крупных феодалов Северного Азербайджана и Южного Дагестана. Лишь благодаря счастливой случайности, с помощью находившихся в это время в Дагестане русских войск под командованием генерала де-Медема,Фатали-хану Губинскому удалось восстановить свою власть в пределах Северо-восточного Азербайджана.

В период правления Фатали-хана Губинского значительная часть территории Северного Азербайджана, находившейся под его властью, получила передышку от бесконечных войн. Казалось, попытка политического объединения феодально-раздробленного Азербайджана до некоторой степени осуществилась, однако со смертью Фатали-хана (1789) это непрочное объединение, не имевшее твердой экономической основы, быстро распалось.

К середине 80-х годов XVIII в. в Иране власть перешла к основателю Каджарской династии Ага Мухаммед-хану, стремившемуся восстановить былое величие Сефевидской державы. В этой связи Ага Мухаммед-хан направил всем закавказским и южно-азербайджанские правителям фирманы, требуя в знак покорности отправить в его дворец заложников. Однако угроза вновь оказаться под гнетом иранских шахов не пугала многих правителей Закавказья. Большинство ханов Азербайджана, за исключением Шихали-хана Губинского и Джавадхана Гянжинского, отказались принять фирман, в связи с чем летом 1795 г. полчища Ага Мухаммед-хана двинулись в пределы Закавказья. Иранские войска разорили Талышское, Нахчыванское и Иреванское ханства. Однако крепость Шуша оказала им стойкое сопротивление. Карабахцы в течение 33 дней успешно оборонялись, нанося ощутимые удары противнику. Ага Мухаммед-хан вынужден был снять осаду с Шуши, тем более, что предстоял поход в Грузию.

В сентябре 1795 г. иранские войска, захватив Тифлис, ограбили город, взяли огромное количество пленных из числа красивых девушек и молодых людей, которых в последствии продали в качестве рабов. В этом походе принимал участие Джавад-хан Гянджинский, которого без конца тревожил царь Картли-Кахетии Ираклий II и ежегодно, грозя разорением, требовал у него дань.

Правительство Екатерины II, обеспокоенное вторжением иранских войск в Закавказье, что могло угрожать южным границам России, к тому же само намеревавшееся захватить этот регион, в апреле 1796 г. направило в Азербайджан войско под командованием В.Зубова. Не желая столкновения с русскими войсками, Ага Мухаммед-хан со своими сарбазами и огромной добычей покинул пределы Закавказья.

Вступившие на территорию Азербайджана русские войска встретили сильное сопротивление у крепости Дербенд, где наследник Фатали-хана Шихали-хан не желал покориться чужеземцам. Однако военная техника и численное превосходство последнего взяли верх. Во избежания кровопролития Шихали-хан был вынужден отворить ворота Дербенда, который беспрерывно обстреливался из многочисленных пушек противника. Предание гласит, что Зубову ключи от ворот крепости поднес 120-летний старик, который 74 года назад подносил эти ключи Петру I. Пробыв в Дербенде около двух недель, российские войска двинулись в сторону Баку. На пути в Баку, по указанию Зубова, в Губе было организовано независимое от Дербенда самостоятельное ханство.

Оставив часть войск в Баку и в Губе, Зубов предпринял поход в сторону Шамахы. Когда российские войска взяли курс в сторону Шамахынского ханства, в русский лагерь прибыл посланник Шекинского ханства, который сообщил Зубову о готовности Селим -хана во избежание кровопролития "присягнуть на верность России". В конце июня хан подписал присяжный лист. Немного позже присяжный лист был вынужден подписать и Мустафа-хан Шемахинский.

Таким образом, в связи с походом российских войск в Азербайджан в 1796 г. опасность со стороны Ирана миновала. Однако, военный поход со стороны России в Северном Азербайджане отнюдь не являлся "помощью" азербайджанцам. Царское правительство намеревалось осуществить свое колониальное стрем ление, чего добивалась Россия еще со времен Петра I. Кроме стратегических намерений, намечалось укрепление выгоднейшего порта в Каспийском море - Баку и других опорных пунктов на территории Азербайджана, что должно было создать благоприятную почву для торговли со всеми странами Ближнего и Среднего Востока. Все намеченные мероприятия должны были претворяться в жизнь с 1797 г. Однако, неожиданная смерть императрицы (6 ноября 1796 г.) на некоторое время затянула осуществление этого плана.

Вступив на престол, Павел I издал приказ о быстрейшем выводе российских войск из Закавказья. Примерно в декабре начался отход войск.

После ухода русских войск из Азербайджана Ага Мухаммед-Шах (он короновался шахом Ирана после возвращения из Азербайджана в 1795 г.) решил совершить второе разорительное нашествие в Закавказье, чтобы расправиться с теми, кто в 1795 г. оказывал ему сопротивление. Озлобленный непокорностью азербайджанцев Ага Мухаммед-шах на сей раз готовил более суровую участь для них. Будучи убежден в твердости местных жителей шах был вынужден следовать примеру своих предшественников. На этот раз он решил применить в Азербайджане переселенческую политику Шах-Аббаса: оторвать народ от родной земли и таким образом сломить его сопротивление.

Ага Мухаммед-шах начал осуществление своего захватнического плана с уничтожения непокорных ему ханов. Первым он расправился с Нахчыванским, а затем Хойским ханствами. Большая армия во главе с Ага Мухаммедом двигалась к Талышскому ханству.

Мир Мустафа-хан, в свою очередь, узнав о приближавшемся бедствии, на острове Сари приготовил себе убежища и переселил туда до 200 семейств, остальное население Ленкорани убежало в разные места.

Дойдя до Ардабиля, Ага Мухаммед-шах остановился там для приема посланников из ханств, а в Ленкорань отправил одного из своих полководцев Сулейман-хана, который довольствовался занятием опустевшего города.

В то время как Ага Мухаммед-шах находился в Ардабиле, ему сообщили о намерении Ибрагим Халил-хана организовать достойный отпор за пределами Шуши, по его указанию Худафаринский мост был разрушен. Поэтому не задерживаясь в Ардабиле, он с 12000 конниками бросился в сторону Гарабага. Иранские войска с трудом форсировали Аракс.

Подойдя к Шуше, Ага Мухаммед-шах приказал своей артиллерии стрелять в одну точку крепостной стены до тех пор, пока не откроется брешь. Началась беспрерывная стрельба. Увидев, что действительно может образоваться брешь, Ибрагим Халил хан задумал дерзкий план уничтожения артиллерии шаха. Не смотря на беспрерывный огонь противника, из крепости вышла малочис-ленная быстроходная конница шушинцев под предводительством самого Ибрагим Халил-хана и устремилась к вражеской артиллерии. Карабахцы столкнулись с намного превосходящими по численности врагом. Завязался кровопролитный бой. Карабахцам все же удалось заглушить артиллерию (топхана) противника, но многие из них погибли на поле битвы. В связи с тем, что отход в крепость был закрыт пехотой противника, а ворота крепости заперты, Ибрагим Халил-хан со своим малочисленным отрядом вынужден был прорваться через окружение и направиться в сторону Дагестана, к своему родственнику - аварскому Умма-хану.

Узнав об этом, Ага Мухаммед-шах направил письмо защитникам Шуши. В письме говорилось, что Ибрагим Халил-хан убежал, оставив крепость на произвол судьбы, что сопротивление бессмысленно, и поэтому он предлагает им сдаться. В это время в Шуше образовались две группировки, одна - проиранская, называвшая Ибрагим Халил-хана трусом и предлагавшая сдать крепость противнику; другая, полагавшая, что Ибрагим Халил-хан хочет собрать войска в Дагестане, чтобы освободить Шушу, настаивала продолжать сопротивление. Наконец, было решено отправить в лагерь Ага Мухаммед-шаха одного почтеннейшего аксакала Гаджи Бабека с предложением, что шушинцы откроют ворота крепости, если шах простит их за сопротивление. в 1795 г. Шах принял Гаджи Бабека и отправил с ним письмо, в котором заверял шушинцев, что не тронет их, если они сдадутся. "Если встречу сопротивление, - писал Ага Мухаммед-шах, - то после взятия крепости поголовно все мужчины будут истреблены, женщины будут отданы сарбазам, и город будет разрушен, как были разрушены Керман и Тифлис". Он даже поклялся на коране, что не отступит от своего обещания.

После возвращения Гаджи Бабека через два дня шушинцы, поверив клятве шаха, вынуждены были открыть ворота крепости; старшины города во главе с Гаджи Бабеком вышли навстречу Ага Мухамед-шаху. Однако последний, войдя в Шушу, тут же со свойственной ему жестокостью велел своим воинам приступить к грабежу. Иранские воины пытали жителей, требуя указать месго, где спрятаны ценности. Ага Мухаммед шах, нарушив данное обещание, жестоко издевался над мирным населением, обвиняя их в сопротивлении в 1795 г., в симпатии и преданности Ибрагим Халил-хану. Люди стали жертвой средневекового восточного деспотизма.

Расположившись в Шуше, Ага Мухаммед-шах приказал всем ханам Северного Азербайджана явиться к нему или же прислать аманатов. Но ханы на первый зов шаха сразу не откликнулись. Бакинский Гусейн Кули-хан не отправился в Шушу даже после двух "приглашений". Тогда Ага Мухаммед отправил к нему нарочного с войском, который "взял хана силою и доставил его к своему государю". После долгих упреков за "прием" русских войск шах приказал взять его под стражу, семью отослать в Тегеран, с жителей взыскать контрибуцию, а само ханство отдать в управление дер-бентскому Шейх Али-хану, находившемуся тогда в почете у шаха за свою преданность. Касимхан, сделавшись шамахынским ханом, после бегства Мустафа-хана изъявил внешнюю покорность. Однако вскоре он был свергнут бывшим Мустафа-ханом.

Шекинский хан сам не явился к шаху, видимо опасаясь за свою жизнь, но через посланцев выразил свою покорность. Джавадхан, который во время первого похода Ага Мухаммеда помог ему, надеясь на свои старые заслуги, поспешил явиться к шаху. Но шах его тоже "одарил" кандалами и грозил смертью.

Ага Мухаммед-шаху как будто до некоторой степени удалось осуществить свой захватнический план в отношении ханств Северного Азербайджана. Теперь предстоял поход в Грузию. Но неожиданная смерть Ага Мухаммеда (1797 г.) в Шуше сорвала предстоящий поход.

В Иране на шахский престол вступил Баба-хан, племянник Ага Мухаммеда-шаха, который в первое время своего правления занимался укреплением своей власти в Иране. Таким образом, из-за смерти Ага Мухаммед-шаха и царившего беспорядка в Иране Азербайджан опять получил передышку от интервенции. Убедившись теперь в невозможности самостоятельного существования, ханы Азербайджана, которые потерпели немало убытков от походов Ага Мухаммед-шаха, должны были объединяться в одно государство.Но в Азербайджане наблюдалась совершенно противоположная картина.

С уходом иранских войск в стране опять началась полоса ожесточенных междоусобных войн. В одном из документов конца XVIII в. говорится, что Мустафа-хан Ширванский находился во враждебном отношении почти "со всеми соседями, как с Дербентским и Кубинским Ших Али-ханом, так и с Шекинским, Бакинским и Казыкумыкским Сурхаем Ханбутаем". Разгорелась борьба за ханский престол.

Между тем, новый иранский шах Баба-хан, теперь именовавшийся Фатали-шахом, немного уладив внутренние вопросы, постепенно начал заниматься внешнеполитическими делами. Фатали-шах разослал фирманы во все владения Закавказья,"требуя в знак покорности заложников и крупные суммы денег". Получив фирман Иранского шаха, новый царь Грузии Георгий XII и многие азербайджанские ханы отвергли его и с большой тревогой известили Российское государство о приближающейся новой опасности со стороны Ирана.

После неоднократных просьб закавказских правителей, когда армия Фатали-шаха уже была на территории Азербайджана, Павел I велел наконец ввести войска в Закавказье. Узнав о мероприятиях Российского государства, иранская армия немедленно отступила.

Шах, убедившись в маломощности своей армии перед российским войском, вооруженным новейшей техникой, начал реорганизацию своей армии. Для обучения солдат из европейских стран, преимущественно из Франции, пригласил военных знатоков и т.д.

Таким образом, в конкретных условиях конца XVIII в. - начала XIX в. возникли все необходимые исторические предпосылки для нач-ала первой русско-иранской войны из-за Закавказья.

В XVIII в. особенно после ликвидации иранского господства в азербайджанских городах наблюдалось заметное оживление культурной жизни. Во многих из них были открыты школы, медресе. Появилась историческая литература на азербайджанском языке. Так, в трактате "Ханадан-е Сефеви", написанном на азербайджан-ском языке, описана история Сефевидской династии с момента ее возникновения.

Поэты Азербайджана в XVIII в. создавали произведения, близкие по духу к народной поэзии и призывающие к освободительной борьбе. В произведениях таких видных представителей азербайджанской литературы, как Ниша Ширвани, Шакир Ширвани и других, отчетливо звучит протест против жестокостей иноземных захватчиков и междоусобных войн, наносивших большой урон стране. Так, Шакир Ширвани в своем Мухаммасе "Сказание о Ширване" описывает кровавое событие - подавление Шамахынского восстания в 1743 г. войсками Надир-шаха. Междоусобным войнам в Ширване в середине XVIII в. посвящен мухаммас другого видного поэта Ага Месихи. Поэт Наби, будучи приближенным шекинских ханов, многие свои стихотворения посвятил описанию их жизни и деяний.

В XVIII в. в азербайджанской литературе созданы и ряд интересных образцов прозы. Наиболее значительным памятником являлся "Сказание о Шахрияре", в котором отчетливо звучала тема разоблачения социального неравенства. Другим образцом прозы XVIII в. является новелла "Вор и кази", в которой блюститель закона кази становится на одну доску с вором, ибо оба они разными способами обманывают и грабят простодушных людей. В XVIII в. достигла расцвета ашугская поэзия. Ашуги и близкие им по стилю поэты, такие как Хаста Касум, Саими, Салех, Урфани, Мелали и другие в своих произведениях старались выразить чаяния и стремления народа.

Вершин поэзии в XVIII в. достигли выдающиеся азербайджанские поэты-лирики Молла Панах Вагиф и Молла Вели Видади. Хотя большинство лирических произведений Видади проникнуто чувством печали и скорби, в них наряду с этим воспеты лучшие человеческие качества - честность, смелость, сила разума, самоотверженность, готовность к подвигам во имя высоких идеалов.

Народность, богатство образов, отточенное художественное мастерство, живой и выразительный язык, оптимизм - вот главные черты творчества Вагифа. Поэт благодаря своим незаурядным способностям и глубоким познаниям приобрел широкую известность в Азербайджане. Впоследствии он был приглашен ко двору Ибрагим Халил-ханом Гарабагским и назначен главным визиром. Молла Панах Вагиф был сторонником близких взаимоотношений с соседней Грузией. Он принимал активное участие в обороне Шушинской крепости в 1795 г. во время нашествия иранских сарбазов. Спустя два года, когда противнику все же удалось проникнуть в Шушу, Вагиф был брошен в темницу; после освобождения поэт пал жертвой дворцовых интриг.

Азербайджанская поэзия XVIII в., особенно ашугская, оказала заметное влияние на позицию народов Кавказа. Многие армянские, грузинские, лезгинские ашуги слагали свои песни на азербайджанском языке. В Грузии, Армении и Дагестане образцы азербайджанской поэзии пользовались большой популярностью, многие из них были записаны в армянской и грузинской транскрипции. Ярким примером взаимовлияний в творчестве народов Закавказья являются произведения поэта-ашуга Саят-Новы, успешно слагавшего стихи на азербайджанском, армянском и грузинском языках.

Из ученых Азербайджана XVIII в. были известны географ-путешественник Зейналабдин Ширвани и историк Абдур Реззакбек. Зейналабдин Ширвани за 40 лет своего путешествия прошёл более чем 70 тыс.км. Четырежды он совершал путешествия через Малую Азию, Иранское Нагорье, среднеазиатские, центральноазиатские, аравийские и северо-африканские пустыни, через леса и саваны Судана, тропические леса Индии, острова Индийского океана. Он пересек также горные хребты Гиндукуша, Паропамиза, Загреса, Сулеймановых гор, Памира. Эти путешествия он описывал в книгах "Бустан ас-сийахат" ("Цветник странствований") и "Рийаз ас-сийахат" ("Сады странствований"). Абдур Реззак-бек происходил из племени думбули, жил и творил в Южном Азербайджане. Попу-лярна его книга "Маасир-е султанийе" ("Памятники султанские"), излагавшая исторические события в Азербайджане и Иране в конце XVIII - начале XIX в.

В XVIII в. продолжали развиваться музыка, живопись и архитектура Азербайджана. Азербайджанская музыка обогощалась народными мелодиями. Ашуги создавали новые дастаны и исполняли их на сазе. Певцы (ханенде) слагали новые припевы (теснифы) к древним мугамам и песням. Из музыкальных инструментов в XVIII в. были особенно распространены саз, тар, кеманча, балабан (свирель), зурна, тутек (дудка), нагара, даф. Многие памятники культуры, созданные руками азербайджанских зодчих и мастеров изобразительного искусства XVIII в., сохранились по сей день. Дворец шекинских ханов был построен в Нухе в конце 70-х годов XVIII в. и богато украшен резьбой (шебеке) по фасаду и росписью внутри. Азербайджанские художники достигли высокого мастерства в искусстве орнаментов, которыми украшались здания, посуда, оружие и надгробные камни.








Журналы
Когда заканчивается зима..
© Portu