руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
16 май
19:32
Журналы
Куплю остров
© Portu

Энциклопедия / Искусство

Изменить категорию | Все статьи категории

джаз-рок

Терминология

В терминологии стиля существует несколько подходов. Первый - временной, джаз-рок (jazz-rock) с 68-го по 75-ый год, далее уже фьюжн, а с конца 80-х - smooth jazz. Второй - стилистический, под джаз-роком подразумевают ранние работы групп типа Chicago и Blood, Sweat and Tears, а фьюжн, это – Майлз Дэвис, Чик Кориа, Джордж Бенсон и т.п. Иногда встречается следующая терминология: джаз-рок Майлза Дэвиса периода "Bitches Brew", классический джаз-рок (работы Грида Тейлора с Хьюбертом Лоусом, Деодато, Бенсоном), прогрессивый джаз-рок (Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever) и easy listening (легкий) джаз-рок с Гровером Вашингтоном, Бобом Джеймсом, Хьюбертом Лоусом и Эриком Гейлом.

Мы считаем, что нет смысла в разделении терминов. Само понятие джаз-рок подразумевает сплав (fusion) двух основных направлений популярной музыки, который, как губка впитывает в себя элементы классической и этнической музыки, а также элементов массовой культуры. По определению Скотта Янова, это - "смесь джазовых импровизаций с энергией и ритмами рока". Здесь важно подчеркнуть, что фьюжн или джаз-рок - это более и прежде всего джаз. И поэтому можно лишь дискутировать о его рамках, например, стоит ли относить сюда музыку Chicago после 72 года, или являются ли джаз-роком популярные альбомы Бенсона на Warner Bros. (Breezin', In Flight). Некоторые стиль определяют полным названием - джаз-рок фьюжн.

Источники

Источники джаз-рока заложены в эволюции двух его основных составляющих. В середине 60-х джаз, с одной стороны, находился на перепутье между хард-бопом и авангардом, двигаясь порою в сторону медитативной эзотерики (A Love Supreme Джона Колтрейна), а с другой стороны, соул-джаз и фанк смещались в сторону коммерциализации джаза (Вес Монтгомери, Джимми Смит и хаммонд-комбо). Эволюция рок музыки от рок-н-ролла к психоделии, усложнению и полистилистике (Sgt. Peper Lonely Heart Club Band - The Beatles, Yardbirds, бареттовский Pink Floyd, The Cream), энергия Джими Хендрикса, ввод элементов джаза (Manfred Mann, Love, Them Ван Моррисона) сделала за пять лет от начала британского вторжения рок-музыку сложным и многогранным музыкальным стилем.

В один момент эти два направления логически подошли друг к другу, не только обогащаясь одно от другого, но и сливаясь в единый стиль. Магистральной ветвью этого сплава стал квинтет Майлза Дэвиса, а началом и вершиной его альбом Bitches Brew. Сама эволюция музыки квинтета с 66-го года, ввод в нее электрических инструментов (Miles in the Sky, Filles de Kilimanjaro), являлись источником формирования этого слияния.

Кроме того, необходимо отметить влияние на создание и развитие стиля музыки соул (Motоwn) и блюзовых гигантов (Мадди Вотерс, Хаулин Вулф), короля фанка Джеймса Брауна и группы Sly and the Family Stone, а также альбомы середины шестидесятых Дональда Берда и Квинси Джонса, и введение в свои работы элементов рок-музыки виброфонистом Гэри Бартоном.

Основные направления

Необходимо выделить три основных направления в джаз-роке:

Магистральное и стилистически наиболее характерное - это работы Майлза Дэвиса и его сайдменов эры Bitches Brew. Здесь можно выделить также такие работы Дэвиса, как In a Silent Way и Tribute to Jack Johnson, Джона Маклафлина и его группы Mahavishnu Orchestra, Чика Кореа и Return To Forever, Вэйна Шортера и Джо Завинула с их группой Weather Report, Херби Хенкока, Тони Вильямса и его группы Lifetime (с Лэрри Янгом и Джоном Маклафлином). Это направление наиболее самобытно и оригинально и представляет собой, может быть большую художественную ценность, в рамках развития джаза, да и всей популярной музыки.

Второе, это джаз-рок музыкантов, продюсируемых Гридом Тейлором. Оно началось с его работы на фирмах Verve и A&M, а пиком развития стиля стали пластинки, выпущенные на собственном лейбле Тейлора CTI. Это более популярная ветвь джаз-рока, более джаз, чем рок, и корни его лежат в развитии соул-джаза и фанка. Стиль эволюционно трансформировался из работ Веса Монтгомери при аранжировках Дона Сабески и многочисленных хаммонд-комбо в работы периода 69-75 гг. Джорджа Бенсона, Хьюберта Лоуса и Фредди Хаббарда. Это направление в конце 80-х также эволюционно переродилось в крайне коммерческий smooth jazz. Наиболее характерными альбомами этого направления являются: Quincy Jones "Walking in Space" 69, George Benson "The Other Side of Abbey Road" 69 и "White Rubbit" 71, Freddie Hubbard "Straight Life" 70, California Concert (The CTI All-Stars) 71, а так же работы 70-х Боба Джеймса и Гровера Вашингтона.

Третье, это работы рок-групп с медной секцией, таких как Blood, Sweat and Tears (BST), Chicago, Chase, Dreams. А основателем стиля можно считать группу Electric Flag. Это направление - скорее ветвь рок-музыки, но уровень первых альбомов Chicago (Chicago Transit Autority, II, III) и BST позволяет говорить об этом направлении как оригинальном и стилистически относить к джаз-року. К сожалению, после начала 70-х это направление приняло более популярные поп-формы или пошло по пути фанка образца Earth, Wind & Fire и Defunkt.

К середине 70-х эти рамки стали условными, джаз-рок развивался вширь, впитывая различные стилистические направления (прежде всего - Хэрби Хэнкок, Weather Report, Джон Маклафлин и Чик Кореа), вниз (к сожалению, сам Майлз Дэвис), в сторону поп-музыки (Джордж Бенсон), упрощения (Боб Джеймс и Гровер Вашингтон). Некоторые музыканты возвращались в лоно джаза (Фредди Хаббард, Тони Вильямс, периодически Чик Кореа и Херби Хэнкок). Возникали новые группы и исполнители, но уровень их годился лишь для FM-радио в машине. В 80-х с возвращением на арену Майлза Дэвиса (во многом благодаря его сотрудничеству с Маркусом Миллером), созданием Чиком Кореа новой электрической группы, опытами с брейком Хэнкока и работами Пэта Метени интерес к джаз-року возобновился, но в 90-е на первые места вышел smooth jazz и acid jazz, являющийся гибридом хип-хопа, техно и джаз-рока.

За пределами классификации остались работы конца 60-х - первой половины 70-х таких разноплановых музыкантов, как Soft Machine, Фрэнк Заппа, Карлос Сантана, Джонни Митчелл и Ван Моррисон, во многом из-за боязни обидеть поклонников рок-музыки. Хотя многие их работы данного периода очень стилистически близки к джаз-року и иногда приводили к взаимному обогащению стилей.

В России фьюжн, более чем достойно, был представлен Алексеем Козловым и его Арсеналом, проведшими огромную подвижническую просветительскую работу на высоком европейском уровне, а сам Козлов является прекрасным узнаваемым саксофонистом, ряд оригинальных пьес которого занимают достойное место в истории джаз-рока.

Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski