руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
16 май
15:04
Журналы
Тыловое
© Rosish

Энциклопедия / Инструменты

Изменить категорию | Все статьи категории

Кларнет

Кларнет
Звук у кларнета очень красив - ясный и прозрачный. Потому он так и назван - от латинского слова clarus. Автор этой книги в прошлом сам играл на кларнете и готов долго о нем рассказывать. Попробуем восстановить историю этого удивительного инструмента. Считается, что его изобрел немецкий мастер И. К. Деннер и даже год известен - примерно 1700-ый. Это, вроде бы, так и все же далеко не так, потому что на самом деле кларнету или, точнее, его предкам не менее четырех тысяч лет, и происходит он из Древнего Египта. За основу же своей конструкции Деннер взял старинную французскую свирель. Как и прочие деревянные духовые инструменты, кларнет изготавливают из выдержанного черного (гренадиллового) или пальмового дерева и самшита. Сейчас для его ствола используют также эбонит и пластмассу, но кларнет из этих искусственных материалов звучит тускло. Благодаря сложной системе клапанов и отверстий, которая все время совершенствовалась, современный кларнет является одним из самых виртуозных инструментов. Роль пищика у кларнета выполняет особый мундштук, похожий на клюв, с камышовой тростью. Кстати, даже без основного ствола, лишь на мундштуке с бочонком, можно довольно сносно исполнять многие мелодии, для этого изменяя пальцем длину воздушного столба в бочонке (прием, используемый при игре на валторне). Сами попробуйте. Правда, звук при этом очень похож на утиный крик... А ведь у кларнета очень выразительный тембр. Помимо характерного тембра, кларнет отличается от других деревянных духовых инструментов возможностью усиливать и ослаблять силу звука. Гобой и фагот не обладают таким качеством, а флейта - разве что чуть-чуть. Диапазон у кларнета большой - от ре малой октавы до ля третьей октавы, и притом в каждом регистре кларнет звучит иначе. Нижние ноты у него - мрачно-бархатистые, средние - теплые, задушевные, светло-певучие, а верхние - крикливые. Это учитывали композиторы, хорошо знавшие кларнет, например, М. П. Мусоргский, у которого он кричит петухом в симфонической картине "Рассвет на Москва-реке", Н. А. Римский-Корсаков, у которого он жужжит шмелем в "Сказке о царе Салтане", или Чайковский, поручивший кларнету одну из самых прекрасных своих мелодий в увертюре-фантазии "Франческа да Римини", - кажется, что это кто-то поет нежным сопрано... На кларнете можно передавать разнообразнейшие чувства и настроения - в этом смысле ему по силам соперничество с любым струнным инструментом. Недаром Гектор Берлиоз называл кларнет скрипкой среди деревянных духовых. И это так - в отсутствии скрипки он вполне может ее заменить. Притом кларнет абсолютно демократичен - его можно встретить в любых, даже самых неожиданных составах. Он незаменим в диксиленде, джазе нью-орлеанского стиля, он украшает собой духовой оркестр, он прекрасно исполняет народную музыку (скажем, румынскую), отлично звучит в эстрадных ансамблях, а симфонический оркестр без него вообще трудно себе представить. Больше всего концертов для кларнета написали В. А. Моцарт и К. М. Вебер.
Один из самых знаменитых кларнетистов наших дней - джазовый музыкант Бенни Гудмен. Есть, правда, у кларнета одно "но" - если он долго играет один, то все-таки становится монотонным. Не потому ли в помощь кларнету и был придуман его младший брат саксофон - с таким же мундштуком, с такой же, как у него, аппликатурой, но с человеческим голосом, который можно слушать день и ночь...

Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine