Война Анны/Дылда
Сегодня у нас два относительно новых российских фильма, заслуживающих внимания. Оба в каком-то смысле про войну, и оба очень тяжелые для просмотра. Но, безусловно, хорошие.
Война Анны
Первые кадры фильма – полузасыпанные землей трупы расстрелянных евреев. И маленькая девочка, которой чудом удалось уцелеть. Уцелеть, выбраться из расстрельного рва и устроить себе убежище внутри камина в старой школе. Теперь в школе немецкая комендатура.
Это сказочная история. Сказочная своей невероятностью – как могла маленькая девочка продержаться несколько месяцев (или лет?) в здании, кишащем немцами, вылезая из камина только по ночам в поисках еды и воды. И в полнейшем одиночестве – говорить нельзя и не с кем. И только рыжий кот – единственный верный друг.
Это страшная история – история жуткого одиночества, голода, холода. История выживания.
Это чудесная история – тут почти нет слов, нет действующих лиц (кроме Ани), есть только враждебный мир вокруг. И чудо жизни.
Это очень тяжелая история - совсем не развлекательное кино. История войны одного отдельного взятого маленького человечка.
Это, безусловно, лучший российский фильм прошлого года. Дело, конечно, не только в призах, но тут и главный приз Кинотавра, и золотой Орел, и Ника.
У фильма открытый финал, и каждый волен писать дальнейшую судьбу Анны по-своему. В силу своего оптимизма. Или пессимизма.
Итого, тяжелейшее кино, обязательное к просмотру
Дылда
Новый фильм Кантемира Балагова ("Теснота"), обласканный в Каннах (призы программы Особый взгляд за лучший фильм и лучшую режиссуру).
Зима 46-го. Ленинград. История двух фронтовых подруг , которым теперь предстоит научиться выживать в послевоенном времени.
Трудно определить, про что фильм. Тут есть все: и любовь, и материнство, и сострадание к другим, и просто жизнь – жизнь, которую не удалось заморить голодом, холодом, бомбежками. И, конечно, это про тех девочек, которые сумели вернуться из военного ада.
Отдельно надо отметить цветовую гамму фильма – красно-зеленую. В новом послевоенном мире все этих цветов . Все, что не серое. Эти цвета бьют в глаза, заставляют жмуриться, помогают жить.
Каждый увидит этот фильм по-своему, и каждый выберет свою сцену (благо, выбирать есть из чего – тут множество прекрасно снятых, значимых эпизодов), но думаю, сцена с раздувающимся от кружения подолом зеленого платья, безусловно, лучшая и центральная. Это сама жизнь кружится у зеркала, наплевав на мрак, холод, голод, это зеленые весенние ростки, пробивающиеся из снега, это счастье жить.
Итого, очень странный фильм, но по-хорошему странный.
И не спешите судить этих двух девочек, они прошли через такое, что вам и не снилось.