Дюнкерк
Дюнкерк
/Dunkirk/
Страна: США
Жанр: война
Год: 2017
Продолжительность: 106 мин
Режиссер: Кристофер Нолан/Christopher Nolan
В ролях: Финн Уайтхед/Fionn Whitehead, Том Глинн-Карни /Tom Glynn-Carney, Джек Лауден /Jack Lowden, Гарри Стайлс/Harry Styles, Кеннет Брана/Kenneth Branagh, Киллиан Мёрфи/Cillian Murphy, Марк Райлэнс/Mark Rylance, Том Харди/Tom Hardy и др
Май 1940. Британский экспедиционный вместе с остатками французской армии заперт на дюнкерском пляже. Эвакуация большими кораблями практически невозможна – немцы топят их с воздуха. Более 300 тысяч английских солдат ждут чуда, чтобы вернуться домой. И чудо произошло – по до сих пор непонятным причинам немцы позволили англичанам эвакуироваться посредством маленьких гражданских корабликов. Вполне возможно, что если бы Гитлер уничтожил экспедиционный корпус на том пляже, вся война пошла бы по-другому.
Новый фильм Нолана рассказывает про эту неделю эвакуации. Действие происходит на суше (неделя), в море (день) и в воздухе (час). Несколько основных действующих лиц – английский солдат, мечтающий вырваться из ада окружения любой ценой, летчик, сбивающий немецких бомберов, пожилой англичанин, плывущий на своем суденышке на выручку солдатам. Но главные тут не они. Главное тут – беспощадное море, отделяющее от такого близкого и, вместе с тем, недоступного дома, пляж, на котором многим предстоит остаться навсегда, наступающий враг, которого не видно (в фильме нет ни одного немца), но который где-то тут, и, конечно, Война. Война без всяких прикрас, зачастую без всякого патриотизма. Война, где каждый сам за себя. Война, где главное - это не победить, а остаться в живых.
Отлично сделанное батальное полотно. Беспристрастный взгляд со стороны. Держит до последней минуты. Прекрасная операторская работа. Саундтрек Ханса Циммера (постоянный композитор Нолана) – учитывая отсутствие разговоров, музыка тут выходит на первое место. Единственная претензия – неразбериха во времени. Из-за неравномерной скорости течения времени на берегу, в море и в небе, иногда перестаешь понимать последовательность эпизодов.
При всем этом – не могу сказать, что пришел в восторг. Да, конечно, фильм – уникален. Далеко не каждый режиссер может себе позволить снять подобное кино, и далеко не каждый, сумеет его снять хорошо. Нолан сумел. Но мне не хватило души, человечности. Фильм мне кажется механическим, перегруженным деталями с одной стороны и практически полным отсутствием внятного сюжета с другой.
Итого, очень неплохое кино про войну. Но не более того.
P.S. совсем недавно смотрел английский фильм с Биллом Найи о том, как снимают кино про Дюнкерк: "Их звездные полтора часа/their finest". Фильмец так себе, но занятно, что тоже вышел в этом году.