Книжный развал. Октябрь 17
Октябрь выдался неудачным с точки зрения прочитанных книжек. Что-то было брошено на середине, что-то- в начале, а что-то дочитано с огромным отвращением. И лишь последний роман, законченный только вчера, позволил не писать совсем уж ругательный обзор. С него и начнем.
Сергей Кузнецов. Учитель Дымов
Да-да, тот самый Кузнецов, "Каледойскоп" которого я так не дочитал. Но в этот раз все значительно лучше: имеем внятную сюжетную линию и никаких литературных игр. Обычная хорошая семейная сага про три поколения семьи Дымовых. Впрочем, каждый вычитает то, что важно ему: кто-то возможный рецепт жизни в нынешней (да и в любой) России, кто-то замечательную историю любви, принесшей себя в жертву, кто-то гимн учительству, а кто-то еще одну историю о том, как короток отпущенный нам миг…
Не стану пересказывать сюжета. Скажу лишь, что время действия саги захватывает практически весь период, начиная с Отечественной и до наших дней (наши дни это даже совсем свежие детские демонстрации в Москве).
Единственная претензия - прием, когда, рассказывая о настоящем, всезнающий автор забегает вперед на десятки лет, и сразу говорит нам о том, что еще будет. Кузнецов пользуется этим приёмом слишком часто, и мне это порой мешало.
Итого, хорошая сага. И, кстати, чем-то похожая на Улицкую (что в моих глазах огромный комплимент). Приятного прочтения!
Ну а теперь о плохом
Дмитрий Быков. Июнь
С восторгом принятая критиками и читающей публикой очередная работа Быкова.
Время действия 1939-1941, перед самой войной. Если верить Быкову, то все, что происходило, было помечено меткой надвигающейся войны, ей объяснялось и ей оправдывалось. Роман состоит из трех частей, связанных проходным второстепенным персонажем шофером Леней и общей концовкой – все закончится ранним утром 22-го июня 41-го.
Первая часть, пожалуй, самая художественная – молодого поэта Мишу Гвирцмана выгоняют из Литературного. Наш герой устраивается медбратом в больницу, крутит роман с Лией (любофф) и с Варей (секс), участвует в молодёжном театре и прочая, прочая, прочая… Последний всплеск крылышками перед неминуемой войной… Вполне неплохо, если бы не настойчивое ощущение абсолютной ненатуральности, неправды. Быков все это выдумал, подтасовал таким образом, чтобы повествование подводило нас именно к тем выводам, что хочет нам внушить автор. Я понимаю, что все книги таковы, но в данном случае навязывание чужой воли и мысли уж слишком заметно.
Вторая часть – история журналиста Бориса Гордона. У него тоже романы – с женой, с "возвращенкой" Алей и с КГБ. Тут совсем стандартный Быков - в семье Али легко угадывается Цветаева.
Третья часть – какой-то литературный бред о влиянии словом на воли людей. Читать это практически невозможно и, наверное, не нужно.
Основная идея о том, что вот-вот будет война, война неизбежна и война все спишет. Так и живите.
Абсолютно стандартный Быков, которого все меньше хочется читать. Да и зачем, ведь лучше "Орфографии" уже не будет.
Пелевин. IPhuck 10
Тут все просто – уже лет десять назад я понял, что Пелевин - это совсем не мое. Слишком уж это российское. Для того, чтобы это понимать и получать удовольствие, надо жить там и дышать этим воздухом. А иначе – набор литературных упражнений, доказывающих, что никто не владеет русским лучше автора. Судя по восторженным отзывам, роман, как всегда, разобрали на цитаты. Я же позволю себе немного переиначить самую популярную:
Пелевин - это ой. Но нет.
Джонатан Летэм. Бастион одиночества
Книга о становлении Бруклина. Одинокое детство белого мальчика среди черных. Граффити, наркотики, и еще всякое.
Я второй раз пытаюсь одолеть этот роман и второй раз бросаю на полпути. Возможно, он и чертовски хорош, но так скучно и длинно..
Попробуйте, может быть, вам пойдет…