Книжный развал. Июль 17
В сегодняшнем обзоре книги только российских авторов. Две отличные новинки я бы сам, конечно, пропустил (жуткие обложки, неизвестные или печально известные авторы), если бы не рекомендации Галины Юзефович, за что отдельное ей спасибо – романы оказались просто отличными. С двумя другими "романами" все сложнее… Впрочем, давайте по порядку
Заххок. Владимир Медеведев
Таджикистан, 90-ые годы. Только-только отгремела гражданская война. После смерти отца Андрей и Зарина вынуждены бежать на его родину, в глухое село. В места, где развитый социализм быстро откатился обратно в феодализм. И единственная власть -это местный князек-бандит Зухуршо (бывший партийный работник).
Мастерски сделанный сюжет, рассказанный на несколько голосов, где у каждого рассказчика свое видение, своя правда, своя манера разговора. Превосходное чтение, несмотря на тему.
Эту книгу страшно читать. Страшно и радостно. Страшно потому, что очень трудно представить себе, что есть места, где подобная история - это жизнь, а не выдумка. Причем эти места не в какой-то там Африке или Афгане, а в бывшем СССР. И подобное при определенном стечении обстоятельств вполне могло бы произойти и с тобой. И радостно, что это не произошло, что тебе повезло, и ты живешь в нормальной цивилизованной стране.
Ближайшие ассоциации – сравнение с Хоссейни просто просится на язык, но роман Медведева несравненно богаче и глубже. Да и индийского кино у него нет.
Читать почти обязательно.
Текст. Дмитрий Глуховской
Илья возвращается после семилетней отсидки в Москву. Невеста его не дождалась, мать умерла, впереди – мрак. И все, что движет им, это только ненависть к полицейскому, который Илью посадил. Выследив Хазина (тот самый сука-полицай), пьяный Илья убивает его. А дальше… дальше у него остается хазинский телефон и теперь он будет жить за двоих – за себя и за того парня, которого убил… Дальше обязательно читайте сами.
На самом деле, сюжет о человеке, проживающем жизнь другого, не оригинален, но введение в текст высоких технологий (смартфон) -это уже новинка. Читатель смотрит на мир глазами Ильи, который смотрит глазами Хазина, и оторваться просто невозможно, даже несмотря на безнадежность "Текста" .
Кстати, автор - тот самый Глуховской, написавший все эти Метро-ххх. Которые я, впрочем, не читал. Зато "Текст" прочитал с огромным удовольствием. Отлично сделанный драматический триллер, от которого просто невозможно оторваться. Чего и вам желаю!
И очень надеюсь на экранизацию. "Текст" просто просится на экран.
Калейдоскоп: расходные материалы. Кузнецов Сергей
С этой книгой у меня вышло полное несовпадение. Я честно домучил ее до середины, но потом бросил. Литературная игра, участвовать в которой у меня нет никакого желания. Сборник рассказов (местами очень неплохих), условно связанных общими героями и какой-то идеей, которую я так и не уловил. Впрочем, зачем я буду стараться вам рассказывать несуществующий сюжет, когда автор сам подсказывает нам:
Я хочу написать такую модернистскую книгу, ну, как пишут сейчас в Америке… такие рассказы, превращающиеся друг в друга, такой современный «Декамерон» или, скажем, «Тысяча и одна ночь». Чтобы действие происходило в разных странах, в разные годы. Скажем, сто рассказов про сто лет истории.
– Типа «Ста лет одиночества»? – спросил Денис.
– Не, по-другому. Никакого магического реализма. У каждой истории – своя дата, свое место, свои герои. Начинаться все будет в 1885 году…
…
– Там будет много историй, которые сочиняют люди, – и внимательный читатель может за их сюжетами увидеть что-то про отношения рассказчиков. То есть это будут одновременно метафоры реальных исторических событий – ну, как с Ницше – и рассказы про персонажей, переходящих из главы в главу, из рассказа в рассказ. Даже не про персонажей, а про пятерых, которые все это рассказывают. Про их отношения, любовь или, скажем, ревность… И все герои – это только отражения рассказчиков, а все истории – что-то вроде покрывала, накинутого на настоящих героев-рассказчиков. И все узоры, складочки и прочее – только отображение того, что происходит под этой простыней.
– Ну ты загнул, – восхищенно сказал Дэн. – Герои у тебя, значит, резвятся, а читателю достается только колыхание простыни.
(А про себя договорил: как будто сидишь у костра и слышишь, как другие по палаткам трахаются.)
– На самом деле, – строго сказал Митя, – вся литература именно так устроена. Текст – это и есть секс в чистом виде. Неслучайно «текстуальность» звучит похоже на «сексуальность».
– А мне всегда казалось, что секс – это про потрахаться, – ответил Денис, – а книжки – чтобы в метро ездить скучно не было.
Так вот, несмотря на то, что написано действительно хорошо, в какой-то момент просто надоедает думать о том, что же там под простыней что же хотел сказать автор. Итого, увы, но для меня в минус.
И совсем старый роман, который давно ждал своей очереди на прочтение.
Ложится мгла на старые ступени. Александр Чудаков
Книга рассказывает о детстве героя, которое прошло в маленьком городке Чебачинске. О том, как жили-выживали в этой Богом забытой дыре. А кого только тут не было – ссыльные дворяне, выжившие в лагерях большевики, эвакуированные академики, переселенные немцы, чеченцы, бывшие партизаны. Их разговоры Антон слушал с малолетства. Слушал и запоминал… Ну и, конечно, дед Антона – потомственный священник – сердце повествования.
"Ложится мгла…" был назван лучшим романом десятилетия по версии русского Букера. Честно говоря, мне трудно согласиться с подобным выбором. Не уверен, что этот сборник коротких автобиографических рассказов можно назвать романом. Местами слишком много технических подробностей о том, как и что они делали по хозяйству. Но при всем этом читается чуть ли не запоем! А в Деда (да, именно, так, с большой буквы) невозможно не влюбиться.
Итого, не лучший роман десятилетия, но очень неплохие мемуары.