Триумф 'Гамлета' в Баку
В Академическом театре азербайджанской драмы с большим успехом прошла премьера спектакля "Гамлет".
Мощнейший мир шекспировских страстей, вулканические извержения эмоций и завораживающая музыка чувств, словом - все то, что цивилизованное человечество ценит в гении английского драматурга было в полной мере передано..., и не только на скромный взгляд автора этих строк, приглашенного на просмотр. По окончании спектакля во время 10-минутной овации в числе благодарных зрителей так же растроганно аплодировали: Гидаят Оруджев (из президенского аппарата), Октай Мир-Касимов и Рамиз Мирзоев (кино и телережиссер), Натиг Расулзаде (писатель) и множество других известных личностей.
Режиссер-постановщик спектакля Азер Паша Нейматов и режиссер Рафик Алиев вынесли на суд зрителей (и весьма небезуспешно) плод годичных творческих усилий, в котором было занято целое созвездие блистательных азербайджанских актеров. Это народные артисты Азербайджана - Фуад Поладов (Гамлет), Сиявуш Аслан (Полоний), Яшар Нури (1-ый могильщик), заслуженный артист Рафаэль Дадашев (Король) и другие, не менее блистательные исполнители.
Надо сказать, что не только визуально, но и на слух, в транскрипции азербайджанского языка пьеса воспринималась довольно рельефно и многогранно. Не могло остаться незамеченным и музыкальное оформление композитора Сиявуша Керими, иногда оттеняющего действие спектакля, а порою резко подчеркивающее высоту пафоса.
Безусловно, Фуад Поладов, один из самых мощных актеров Азербайджана, был великолепен в роли Гамлета. Вот уж поистине хватало простора, чтобы развернуть и проявить (что и было сделано) его высочайший профессионализм и ювелирное знание малейших нюансов человеческой и актерской психики. Не лишне напомнить, что виртуозное владение азербайджанским и русским языками позволяет ему успешно играть, как на сцене Аздрамы, так и в Русском драмтеатре.
До начала премьеры некоторые шептуны, сомневаясь шуршали языками, сможет ли - да, опытный, pазменявший 6-й десяток - предстать молодым Гамлетом.
...Когда же Ф. Поладов появился на сцене, все сразу стало на свои места. Зрители увидели статного, крепкого и гибкого мужчину в расцвете сил (лет 30-ти), пружинистая спортивная походка и пластика движений вызывали невольную зависть... Так что все сомнения бесследно рассеялись уже в первые минуты этого, в самом лучшем смысле слова - театрального зрелища.
Сегодня более-менее образованный средне-статистический зритель знает и ценит несколько вершин "Гамлета". Старшее поколение помнит Гамлета - Лоуренса Оливье, среднее поколение знает Гамлета - Инокентия Смоктуновского, молодое
поколение чаруется Гамлетом - Мела Гибсона. Исходя из такой позиции, мы решили задать исполнителю роли Гамлета - Фуаду Поладову несколько вопросов.
- Фуад муаллим, несомненно вы знакомы с известными работами исполнителей Гамлета. Насколько это мешало или помогало вам?
- Не помогало и не мешало. Мне хотелось сделать своего Гамлета новым, не похожим ни на кого. Тем более - великое счастье сыграть Шекспира на родном азербайджанском языке. Хотя, если вы заметили, я не побоялся показать несколько легких штрихов образов, в том числе и Смоктуновского, как дань памяти их работам. Но это уже замысел Азер Паши Нейматова.
- Это знаменательная веха и мечта любого большого актера в любой стране планеты, Фуад муаллим. Что значит для вас эта роль?
- Да, сыграть эту роль было моей давнишней мечтой. Но я из тех актеров, которые не предлагают режиссерам свои мечты, но терпеливо ждут, когда сами режиссеры обратятся к тебе с тем или иным предложением. Шло время, десятки ролей в театре, в кино и на телевидении... И, когда я преодолел 50-летний рубеж, то внутренне уже отказался от надежд на осуществление этой своей мечты. Но вот однажды мне позвонил Азер Паша Нейматов, который и предложил мне "Гамлета". После долгих, временами изнурительных, переговоров, которые шли с перерывами в несколько дней, он все же убедил меня начать работу. Знаете, есть не так много режиссеров, с кем мне было так интересно и приятно работать.
- Была ли у вас проблема преодоления барьера несовпадения возраста образа с вашим собственным? Как вы это преодолели?
- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Могу лишь добавить, что будьте уверены, процесс работы контролировался самыми маститыми и ревностными ценителями, экспертами и специалистами театроведения. Между прочим, в актерской среде есть традиция посвящать роли такого масштаба кому-либо из чтимых и уважаемых людей. Так вот, я посвятил эту работу своему учителю, который учил меня основным азам актерского мастерства, Тофику Кязимову, а так же Гасан-аге Турабову, который в 1967 году с успехом исполнил роль Гамлета на той же сцене.
- Легко ли выходить из мистического экстаза этого образа?
- Знаете ли, не очень.