руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
14 май
23:51
Журналы
Тыловое
© Rosish
Все записи | Официальная хроника
воскресенье, ноябрь 25, 2001

Еще раз о корнях

aвтор: С.С.ВЕЛИЕВ
 

Монголо-татарское нашествие... О нем мы знаем, в основном, в связи с историей Древней Руси. Но и для Азербайджана оно было не менее катастрофичным. Это нашествие не только оставило здесь множество сожженных городов и тысячи трупов, но и положило конец эпохе "Восточного ренессанса", корифеем которой был великий Низами. Но монгольское нашествие было далеко не первым. За несколько веков до монголов по тогдашнему "цивилизованному миру", а именно по Ближнему и Среднему Востоку, прошли полчиша тюрок-сельджуков, еще ранее - арабов-бедуинов и т.д. Древнейшее известное нам нашествие совершили знаменитые скифы в УПв. до н.э., дойдя при этом до Египта... И они были не первыми...

Все перечисленные народы обычно называют "кочевниками". Но специалисты предпочитают более точнее название - "подвижные скотоводы". Оно подчеркивает их хозяйственный уклад ("животноводчество") и образ жизни (в постоянном движении). И то, и другое формировалось долгое время. Даже скифы имели уже многовековую историю "подвижничества". Но у всего есть начало. Было оно и у подвижных скотоводов Азербайджана. И его открыл и изучил один из ведущих археологов республики Туфан Ахундов. Толчок же дали... железнодорожники. Они в начале 1980-х годов решили железной дорогой облагодетельствовать и Северо-Западный Азербайджан, более известный, как "Шеки-Закатальская зона". А ее строительство должно предваряться археологическими изысканиями. Их поручили Туфану Ахундову. Он должен был проработать здесь лишь несколько лет, но командировка затянулась на всю последующую жизнь. Уже почти двадцать лет Т. Ахундов приезжает сюда и постоянно уезжает с очень интересным, нередко подлинно сенсационным материалом. Недавно Т. Ахундов опубликовал книгу "Северо-Западный Азербайджан в эпоху энеолита и бронзы", где подвел первые итоги своих многолетних изысканий.Название монографии - чисто академическое. Оно указывает на то, что в ней говорится о том, как жили предки в переходный от неолита (новый каменный век, когда уже существуют земледелие, скотоводство, ремесла, но орудия все еще каменные) к нашему железному веку. И действительно в книге описываются обнаруженные при раскопках бытовые вещи, украшения, оружие. Читать все это - дело далеко не веселое, хотя женщин может заинтересовать описание керамической посуды, которой пользовались их предшественники, их довольно скромные (хотя иногда и золотые) украшения. Обобщение всего этого материала дает возможность установить быт владельцев, условия их жизни. Но внимательный взгляд археолога позволяет по ним выявить и более интересные, ранее совершенно неизвестные страницы истории владельцев обнаруженного при раскопках материала. Туфан Ахундов благодаря подобному взгляду сумел насытить дописьменную историю Азербайджана очень многими интереснями подробностями. Так было известно, что в 6-5 тысячелетии до н.э. в Центральном Закавказье появляются первые замледельческо-скотоводческие оседлые племена. Некоторые из них селятся в правобережье среднего течения реки Кура. Их археологи назвали "шомутепинской культурой", по названию холма вблизи Акстафы, где эта культура наиболее ярко выражена. На рубеже 5 и 4 тысячелетий до н.э. шомутепинцы неожиданно покидают насиженные места. Их судьба была не известна до тех пор, пока Т. Ахундов не начал раскопки в Северо-Западном Азербайджане и не нашел здесь следы шомутепинцев, относящиеся к первой половине 4 тысячелетия до н.э. Обратившись к палеоклиматическим исследованиям, археолог узнал, что именно тогда наступил очередной сухой период. Сопоставив археологические и палеоклиматические данные, Т. Ахундов выявил, что на рубеже 5 и 4 тыс.до н.э. из-за климатических факторов замледелие у шомутепинцев пришло в упадок. В то же время усиливался натиск со стороны соседних народов, но сил у шомутепинцев для его сдерживания уже не было. И последние были вынуждены забросить замледелие, покинуть насиженные места и, перейдя Куру, осваивать Алазанскую долину, как у нас, в Шеки-Закатальской зоне, так и в Грузии - в Кахетии. Здесь шомутепинцы занимались уже лишь разведением скота, для которого в долине реки Алазань и его притоков было достаточно корма. Интересно, что некоторые шомутепинцы ушли еще дальше в горы Дагестана, где их следы были обнаружены местными археологами. Правда, последние считают, что эти следы примитивнее, а значит и древнее наших раннеземледельческих поселений. По их мнению процесс шел в обратную сторону - вначале у них появилось земледелие, а затем оно спустилось вниз к нам. Но Т. Ахундов убедительно доказывает, что ряд "примитивных" черт дагестанских поселений объясняется тем, что шомутепинцы, поселившись в горах, вынуждены были отказаться от своих некоторых достижений. Последние, в суровых горных условиях, были попросту излишни. Со временем климатические условия несколько улучшились, и замледелие вновь получило широкое развитие, при этом оно охватило намного большую территорию, чем ранее. Появляются сотни поселений, которые археологи назвали "Кура-Араксинская культура". Она проникает и в Северо-Западный Азербайджан, и здесь, во второй половине 4 тыс. до н.э., появляется земледелие. Однако, основным занятием местного населения оставалось скотоводство. Для последнего здесь были очень благоприятные условия. И поэтому не случайно, что вскоре сюда устремились... первые в истории Азербайджана кочевники - подвижные скотоводы. Произошло это нашествие во второй половине 3 тыс. до н.э. Оно покончило с Кура-Араксинской культурой, и, наверняка, как и во время последующих нашествий, отбросило местные племена на несколько веков назад. Но что именно происходило тогда, да и кто именно "напал" на Кура-Араксинскую культуру было неясно. Вообще этот период, именуемый эпохой "средней бронзы" был почти не известен. Исследования Туфана Ахундова внесли в эту эпоху ясность. Он выяснил, что тогда нашествие совершил не один, а несколько народов. Только Северо-Западный Азербайджан привлек внимание, как минимум, двух народов. Один из них оставил после себя курганы с подкурганными склепами. Последние представляли собой подземные камеры, повторявшие их жилища, над которыми насыпался курган. Другой народ хоронил своих покойников почти на поверхности, при этом их склепы сопровождались различными фигурными выкладками из камней и укрывались каменно-земляными курганными насыпями. Оба народы были "подвижными скотоводами", пришедшие сюда с севера, с Евразийских степей. При этом первый народ, названный Т. Ахундовым "Культурой подкурганных склепов", сопровождается и некоторыми следами Кура-Араксинской культуры. А это говорит о том, что в сложении этих скотоводов принимали участие и жившие здесь ранее "аборигены". Эти народы, которые мы вынуждены называть "культурами" (по археологическому материалу) и были первыми кочевниками (подвижными скотоводами), которые со степей вторглись в тогдашний цивилизованный мир. И именно они оставили у нас самые древние курганы... В своей книге Туфан Ахундов продолжает рассматривать вторжения, смещения, вытеснения народов на территории Азербайджана и в последущие несколько тысячелетий. Рассказать обо всем этом в небольшой статье невозможно. Отметим только, что исследователь постоянно подчеркивает сложность и многообразие форм этнических процессов. И поэтому он с большим сожалением отмечает, что сегодня народам "естественно стремящимся к познанию своих корней, пониманию своей роли и места своих народов в развитии человечества, часто подсовывает совершенно абсурдные и тенденциозные "факты" об их исключительной роли... Подобные этногенетические "исследования" в угоду сиюминутной коньюктуре, нередко сознательно или без злого умысла приводят к межнациональным напряжениям, берутся на вооружение различными силами при разжигании конфликтов, прикрываемых патриотизмом и национальными интересами".

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine