Древняя албанская церковь Святого Елисея в селении Киж
"Святой Елисей, получив рукоположение от святого Иакова, брата Господня, из Иерусалима направился на Восток, минуя Армению, зашел к мозгутам, проповедовал в Чела, оттуда пришел в страну удин и в селении Киз построил первую церковь."
Моисей Каланкатуйский, VII век.
Так на склоне горы в небольшом селении Киж Шекинского р-на Азербайджана была построена первая албанская христианская церковь Святого Елисея, предположительно датируемая IV веком, которая несколько лет назад привлекла к себе внимание не только азербайджанских ученых, но и норвежцев. Вскоре был разработан реставрационно-восстановительный "Проект Киж". Руководителями проекта стали ректор Азербайджанского архитектурно-строительного университета, депутат Милли Меджлиса Гюльчохра Мамедова и норвежский ученый Бьен Веге.
По словам Г.Мамедовой, ценность церкви заключалсь в том, что сведения о ней сохранились в первоисточниках. Еще историк Моисей Каланкатуйский, живший в VII в н.э. и написавший историю Кавказской Албании, в своих трудах упоминал о храме Святого Елисея, построенного приблизительно в конце I - начале II веков в апостольский период. Эта самая древняя церковь - мать албанских церквей.
После того, как "Проект Киж" был полностью разработан, на территории церкви весной прошлого года начались раскопки, которые велись все лето. В начале внутри церкви и в алтарной части храма (т.е. под алтарем) обнаружились интересные находки - черепки керамической посуды, с точки зрения археологов очень ценные. Далее раскопки были продолжены в нескольких квадратах снаружи. Археологи наткнулись на могильные захоронения, в которых нашли отдельные женские украшения, керамическую посуду, и даже монеты сасанидского периода. Все эти находки позволили ученым определиться в датировке построения церкви. Сама же церковь за все время своего существования прошла несколько строительных этапов.
Наиболее ранняя постройка церкви, как предполагают археологи, относится к концу II - началу III веков н.э. Затем эта церковь была разрушена и построен древний вариант того храма, который стоит сейчас (предположительно в IV веке н.э), возможно, в самый ранний период, когда христианство было принято в качестве официальной религии в Кавказской Албании. И где-то в V веке н.э. возникли стены церкви, а ее теперешнее перекрытие, кровля и верхние чести стен вместе с барабаном купола достроены в XI веке.
Однако в XIX веке церковь была довольно основательно отремонтирована. В ней появились некоторые элементы, нехарактерные для ее архитектуры - пилястр (каменный столб снаружи), который снесли в процессе раскопок, металлический шатер купола и другие элементы, исказившие первоначальный облик церкви.
На вопросы отвечает руководитель проекта Гюльчохра Мамедова.
- Имеет ли данная церковь какое-нибудь отношение к армянам?
- Ни в одном источнике нет сведений, связывающих эту церковь с армянским христианством. Единственное - в XIX веке, когда после изветных войн началось переселение в Азербайджан армян. Есть сведения, что генерал Поскевич переселил в Киж армян, и они отремонтировали церковь Святого Елисея, т.е. они, придя сюда и увидев христианский храм, решили приспособить его под свои богослужения.
- Какова была реакция армянских ученых на информацию о "Проекте Киж", которая появилась в Интернете?
- Как вы знаете, армянские ученые и по отношению к памятникам христианства в Азербайджане, и к истории Азербайджана имеют несколько тенденциозной позиции. Я знаю, что на данную информацию была неадекватная реакция. Но это настолько несерьезно и ненаучно, что напоминает, к сожалению, перебранку, а не научную дискуссию! Примечателен тот факт, что в начале XX века церковь Святого Елисея функционировала и как мечеть. И поныне сюда приходят мусульмане, чтобы помолиться Богу и, загадав желание, приложить монеты к алтарной стене церкви. Испокон веков бытует поверье, что у человека с чистыми помыслами и добрыми намерениями монета прилипает к стене, словно намагниченная. Помимо этого археологи во время раскопок выкопали камень с якобы магическим свойством исцелять бесплодие у женщин. И как поведал нам один из рабочих, аксакал деревни, детей, не умеющих ходить, укладывали на этот камень, а затем обходили вокруг него три раза. И больной ребенок начинал ходить. Нередко местные жители, живущие по соседству с храмом, сами находили могилы. Так несколько лет назад ими была выкопана мумия молодой женщины. Позвали моллу. Пока тот читал молитву, мумия расспалась на глазах у перепуганных сельчан. Легенд, связанных с храмом, в селе ходит немало. Что-то в них правда, а что-то просто вымысел. В настоящее время на территории церкви ведутся работы по укреплению фундамента и реставрация самой церкви. В лаборатории в Баку ведутся исследования черепицы и камня, у которого бяла построена церковь, чтобы восстановить первоначальный облик храма. Сегодня церковь Святого Елисея охранятся законом Азербайджанской Республики. После завершения "Проекта Киж", рассчитанного до 2003 года, здесь будет открыт музей христианства и культуры Кавказской Албании.