руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
26 апр.
13:45
Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine
Все записи | Статья
четверг, май 29, 2003

East or West? India is the Best!

aвтор: Игги Бейли
 

Я люблю смотреть индийские фильмы!

В чем я признался, Господи, неужели я это произнес? Да, точно, я открыл свою «страшную» тайну. Ну, грешен, да, грешен. Как же это на фоне моей, в общем-то, жизненной «продвинутости»? Даже тогда, когда меня терзает вопрос, насколько я интеллигентен, и, учитывая груз моего образования и генезис, я не могу понять, почему. И столько лет?

Любить это разноцветное действо, эти наивные диалоги, этих героев, характер которых можно распознать, наверное, уже в титрах, эти песни и эти пляски, эту абсолютную «стерильность» постельных сцен, где даже в брачную ночь все происходит в одежде. А драки и потасовки с оглушающим звукорядом и обилием пощечин, эти имена главных героев, эту мимику и жесты, костюмы, прически – это невозможно не любить.

Ну, да, я люблю смотреть индийские фильмы!

Представляю реакцию обитателей «Бакинских страниц» на такое откровение. LEON точно сотворит очередной поэтический шедевр в стиле Кама-сутра. Java купит мне билет в к/т «Араз» на самый слезоточивый индийский фильм года (сто лет не смотрел их на большом экране), и в темноте просмотра я, наверное, зарыдаю.

Ну, я на самом деле люблю индийские фильмы!

Я даже немного просвещен в музыкальных терминах и знаю, что «безладовый Рекенбеккер» не стыкуется никак с «сильной долей». Я не ношу золотых украшений на шее и руках, не верю в Кришну, терпеть не могу соус «Карри» и «Тандур», я также не оттопыриваю пальцы при разговоре, не одеваюсь у «Hugo Boss», не ношу ничего блестящего и не трясу дорогим мобильным телефоном ни у кого перед носом.

Но я люблю индийские фильмы! Почему?

Рассказать мою «Историю любви» к индийскому кинематографу? Я думаю, что у всех нас она есть и, может, мало, чем отличается от моей. Но я себе это позволю.

Мне было 11 лет, и жизнь моего экстремального двора все больше захватывала меня изнутри. И именно тогда я первый раз узнал, что это такое чисто Бакинское изобретение - «Нашатал». Просто прогулять занятия в школе – это ну очень слабое определение такого процесса. Интрига была в том, чтобы сходить в «Нашатал» и при этом остаться не разоблаченным. Так вот, у меня был друг по двору и школе, который на 2 года был еще и старше. Звали его Ровшан, но более как Рошка его никто не называл. Вот он и был моим первым проводником в мир «Нашатала». В этом тонком для детского ума процессе необходимо было выполнить несколько главных мероприятий:

Первое. «Культурно слинять» и спрятать портфели. Ну, не будет же пионер страны советов гулять по городу с таким компроматом в урочное время.

Второе. «Заныкаться» где-нибудь в кино на первый сеанс, пересидеть, что ли, утренние часы, а потом смело шататься по городу в дневное время и «ловить приколы» как тимуровцы.

Третье. Технично вернуться к 2 часам дня домой, как человек, усердно познавший "гранит науки".

Ну, с первым случались проблемы. Где спрятать портфели? У Рошкиного отца был небольшой чулан в подвале дома, и он "стибрил" у папы ключ от него, и вопрос с хранением портфелей был решен. Но Рошка часто забывал запирать там дверь и «светил» нас перед отцом регулярно. И его папа, бывший работник МВД, тот час же докладывал моей матери: « Я как Шерло Хосс знавался, Подвал дверь не закрыт – твой сын и Рошка пошли «Нашатал». Поймаю их - плохо будет».

Ну, это было легче сказать, чем осуществить. Мы к тому времени приступали ко второй части процесса. Ближайший кинотеатр, где крутили ранние сеансы, был кинотеатр "28 Апреля" на 6-й Параллельной, и мы покупали там билеты одними из первых. Здесь прогуливали уроки ученики многих близлежащих школ. И у нас там был почти элитарный клуб то ли злостных прогульщиков, то ли будущих критиков индийского кинематографа.

Что всегда крутили на первый сеанс? Моим первыми фильмом, который я увидел, был, конечно, «Цветок и камень». До сих пор я помню свой испуг, когда главный герой трясет клинком-ножом и рычит сквозь зубы: « Кто обманет Джагу, тот получит вот это!»

Потом понеслось и поехало. Были «Господин 420», «Бродяга», «Зита и Гита», «Рам и Шам», «Слоны мои друзья», «Хитрость против алчности», «Бобби», «Любимый Раджа» и т.д. и т.п. Радж Капур и его вся актерская семья плодила фильмы со скоростью размножения семейства кроликов. И мы смотрели все это неоднократно, ну, буквально «до дыр», и с нетерпеньем ждали новую премьеру. Хотя я до сих пор не могу точно сказать, богатая ли Зита вышла замуж за бедного парня или, наоборот, это была Гита. Смотреть эти фильмы, это буйство страстей и красок доставляло просто кайф.

А с чем было сравнивать? С суровыми буднями соцреализма? С очередным выполнением и перевыполнением плана? Ну, нет уж, увольте! Мы ходили на индийские фильмы, и это был наш социальный протест. Мало того, все фильмы сначала шли с закадровым переводом, а песни с субтитрами, так что можно было заучить несколько индийских слов, зная их смысл. Какие это были слова? Да про любовь и еще раз про любовь. Я даже свое первое признание в любви сделал на хинди. Написал записку русскими буквами текст песни из кинофильма «Сянган» и послал ее объекту моих вздохов, девчонке из класса с роскошной косой до пят, Гюльке Меликовой. Она прочла ее, потом покраснела и порвала на мелкие кусочки. Черт возьми, она так же знала перевод этих строк! Хотя к «Нашаталу» отношения не имела.

Но об одном фильме я бы поговорил подробно. Феномен этого фильмы в советском прокате (говорят, его посмотрело 120 миллионов человек) до сих пор не разгадан. Необычайный по жанру, музыкальный боевик с элементами мюзикла, бесподобный кастинг, костюмы и модная по тем временам звуковая дорожка, саунд-трек, если угодно - вот, наверное, немногие составляющие его успеха. Можно его и не называть, все и так знают, это «Танцор Диско».

Сколько раз я его смотрел? Точно, сбился со счета. Весь наш город тогда превратился в подражателей героям этого фильма. Копировалось все, от причесок, походки и до одежды, и как я сейчас информирован, такая тенденция до сих пор в Баку актуальна.

Но я люблю индийские фильмы!

Мы росли, и с нами менялось индийское кино, менялись герои и темы, мы стали узнавать с помощью видео шедевры не только «Голливуда». Но все равно, его каждая премьера вносила новый трепет в мою душу. И как знаток жанра, я могу назвать три главные составляющие любого индийского фильма всех времен и народов. Это результат моих многолетних наблюдений.

Так вот, в каждом индийском фильме присутствуют Дождь, Змея и Прокурор. Причем так, Дождь - это атрибут «разбитого сердца», обычно на фоне дождя, и происходят пение песен о несчастной любви и соответствующие пляски. Змея в кадре, часто еще и разряд молнии - это когда что - то тайное стало явным через много лет и перевернет дальнейшую судьбу героев. А Прокурор – это вообще часть сценария любого индийского фильма, и актеры, которые его играют, подобраны с особым типажом и фактурой. Это как играть товарища Сталина в советских военных эпопеях. Без этих трех частей индийского кино - не кино.

Эпоха «Нашатала» пролетела как полустанок за окном экспресса, в годы учебы в институте я еще наслаждался просмотром шедевров, но потом все пропало в катаклизмах новейшей истории нашего города. То ли это кино стало неконкурентоспособным, то ли оно потеряло свою аудиторию большого экрана. Не знаю. Но нас точно лишили «радости детства».

Сейчас, проживая в Москве, я часто беру смотреть видеокассеты с записями индийский фильмов. Спросите, где? Ведь ни в одном видео-прокате или блокбастере вы их не найдете. Так вот, у меня есть один знакомый, по национальности узбек, зовут его Марат, и он обладатель самой большой видеотеки этой «радости детства» на территории постсоветского пространства. У него есть даже «свежие поступления» из Ташкента. И вот, получив от него на руки заветную коробку, я бегу домой и «заряжаю» свой домашний кинотеатр по полной программе. Ложусь на диван и переношусь в свое детство и отрочество под полные недоумение и непонимание этого процесса моими детьми. Они чисто по-московски рассуждают об этом так: «Наш папа опять «колбасится» под свое Кино». Как им объяснить всю соль этого действа, я не знаю. Но вот один вопрос меня мучает до сих пор: богатая ли Зита вышла замуж за бедного парня или, наоборот, это была Гита. Нет, надо взять этот фильм опять на просмотр. И не спрашивайте меня, какой он будет по счету!

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski