руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
18 сент.
14:26
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно

Форум: "Трудно быть богом" Алексея Германа: 10 кадров из жизни Арканара

 

Начало

нояб. 15, 2013 10:36

"Трудно быть богом" Алексея Германа: 10 кадров из жизни Арканара

Алексей Герман-старший так и не успел закончить фильм сам — 21 февраля 2013 года режиссер скоропостижно скончался. Монтажом и озвучиванием картины занимался его сын, режиссер Алексей Герман-младший. Как ожидается, фильм выйдет в прокат в феврале 2014 года.
Мировая премьера последнего фильма Алексея Германа-старшего "Трудно быть богом" прошла на кинофестивале в Риме, где режиссера посмертно наградили специальным призом — "Золотой Капитолийской волчицей" — за вклад в киноискусство. В фотоподборке РИА Новости — кадры из фильма, уже ставшего легендой.
Алексей Герман работал над фильмом более 10 лет. Больше десяти – значит, что в 1999-м Герман начал съемки, а в 2006-м закончил снимать и после этого работал над монтажом и звуком. Но по сути фильм "Трудно быть богом" (так называется повесть Стругацких, взятая за основу кино, и именно такое название значилось вчера на билетах) начался намного раньше, еще в 1960-х, когда Герман примеривался к первому варианту сценария. Снять фильм с таким сюжетом не вышло: советские войска вошли в Прагу, и в сценарии нашлись опасные параллели – хоть, конечно, Герман и не имел ничего такого в виду. Прямолинейное или едва прикрытое высказывание вообще было не в его вкусе.
Герман снимал по известным или, по крайней мере, по доступным текстам – Стругацких можно купить в магазине или прочесть онлайн. Но это никак не облегчает смущение зрителя, впервые (да и не впервые) столкнувшегося с его фильмами.
Поэтому германовский "Трудно быть богом", даже после того как он будет действительно закончен (а он все еще в работе), едва ли станет культовым среди фанов Стругацких: даже "Сталкер" Тарковского в этом смысле дает больше любителям искать сходства фильма с книгой.

Герман же вообще не пытается рассказать историю – ее можно угадать за движениями в кадре, за нелепыми поступками и невнятным бормотанием героев. Впрочем, эта физическая, объяснимая техникой непонятность очень органична Герману и воспринимается как прием, опробованный еще в "Хрусталеве".
Истории в фильме нет, хотя мы ее знаем и так: земляне в будущем стали светлыми и мудрыми, победили войны и злобу, а потом нашли в космосе населенную планету, застрявшую, как считается, где-то в позднем средневековье. На эту безымянную планету отправилась группа ученых-наблюдателей для изучения исторического прошлого человечества.
Главный герой, за которым мы следим все три часа "Арканарской резни" – один из этих ученых, который взял себе местное имя – дон Румата Эсторский (Леонид Ярмольник). Он пытается отнестись к царящему на планете хаосу по-научному, но, в конце концов, не выдерживает бесконечных казней и пыток, которым сильные и темные подвергают умных и мечтательных, и сам берется за меч.
У Германа в фильме это есть, но для зрителя знание сюжета в лучшем случае выполнит функцию оперного либретто – в ситуации полной неразберихи оно может сориентировать, что примерно сейчас происходит на экране.
Герман подсказывает: не теряйте из виду Ярмольника ("хороший, носатый актер, настоящее средневековое лицо" – говорит он в одном интервью), и фильм раскроется.

Потерять Румату в "Арканарской резне" сложно: хотя кадр и набивается до отказа фигурами (уродливыми, беззубыми и грязными – и прекрасными в своем брейгелевском уродстве) и предметами (какой-то сбруей, цепями, мясными тушами, чучелами кроликов) так, что от тесноты иногда становится сложно дышать, Ярмольник всегда где-то рядом.
Он смеется и кричит, злится, отвешивает оплеухи окружающим, отправляется убивать и отказывается вернуться домой. Все эти па выделываются как будто в тумане, который никак не рассеется, или во сне, который никогда не кончится.
Из тумана выплывают комья грязи и выпущенные из туловища кишки, голые чирейные задницы, гоголевские кувшинные рыла – среди всего этого красавец Румата и правда смотрится как бог, сошедший с небес.
Мы следим за ним сквозь его (или наш) сон и пытаемся понять – зачем он остается в этой грязи и среди этих рыл, где грамотных вешают, а ученых топят в дерьме. Зачем прекрасному, просветленному землянину, которого дома ждут рукотворные райские кущи, этот ад? Ради адреналина? Из надежды помочь несчастным? Или долг историка-архивиста заставляет его оставаться в нечистотах?
Герман в кино никогда не говорит прямо – даже когда он проговаривает свой замысел вслух в дружеской беседе. Идею "Трудно быть богом" мы знаем давно: в этом фильме проявилась его обеспокоенность тотальной реакцией власти на фоне всеобщего вырождения. Арканарские помои и арканарские ощерившиеся убийцы – это наши помои и наши убийцы. Но кто тогда небожитель Ярмольник?
Вряд ли кто-то конкретный – это не Михаил Ходорковский, который мог остаться за границей, но вернулся мотать срок домой, и не те сотни и тысячи безымянных эмигрантов, вернувшихся после нескольких лет в Россию за чувством постоянной опасности и интенсивностью жизни. Вряд ли это и сам Герман, который, пожалуй, мог бы стать европейским режиссером, но остался мировым – и российским.
Может быть, это – никто, а может режиссер говорит: "хочешь – будь ты". Конечно, богом быть трудно – так будь хотя бы человеком. Хотя в нашем мире это тоже огромный подвиг.


РИА Новости http://ria.ru/columns/20130402/930562479.html#ixzz2kh2xWUKx
РИА Новости http://ria.ru/columns/20130402/930562479.html#ixzz2kh2ck09g
РИА Новости http://ria.ru/photolents/20131114/976759276_976754604.html#ixzz2kh267IyT
Всего ответов: 1
Показывать
Все комментарииРейтинг
Ответы
нояб. 17, 2013 10:20
Знал давно, что такой фильм снимается старшим А. Германом. Однако в начале 2013 нашел одноименный фильм (производство Германия, Франция, СССР, 1989г., режиссер Питер Флайшман. Где снимались известные Михаил Глузский, Александр Филиппенко и др.). Хотелось бы сравнить две постановки.
В АИФ №46, 2013, Алексей Герман-младший, рассуждая об идеи книги и фильма отца, на мой взгляд, правильно говорит об искушении людей властью и богатством, а также об отсутствии понимания: "Какую же Россию мы строим? Почти у каждого сегодня есть ощущение-что как-нибудь всё-таки вырулит, авось, вывезет нелегкая.."