руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 июнь
15:30
Что нового в Баку и Азербайджане?
Деревенская жизнь.
© khan27

Энциклопедия / Живопись

Изменить категорию | Все статьи категории

Гейюр Юнус

Гейюр Юнус
(Юнусов Гейюр Абил оглы)

1948 - родился в пос.Амираджаны, г. Баку. Азербайджан.
1971 - Окончил Азербайджанское Государственное Художественное Училище им. А.Азимзаде, факультет живописи, г.Баку, Азербайджан.
1978 - Окончил Тбилисскую Академию Художеств, факультет живописи, г. Тбилиси, Грузия.
1972 - Первое участие в художественной выставке.
1989 - Серебряная медаль на Биенналле Прикаспийских республик за работу "На пороге ХХI века", г. Баку, Азербайджан.
1989 - Диплом Фонда Культуры Казахстана за персональную выставку в г. Алматы. Казахстан.
1995 - Лауреат Международной премии "Хумай" за участие в выставке миниатюры "Мир Физули".

Работы хранятся:

Союз Художников Азербайджана, г. Баку, Азербайджан.
Азербайджанский Государственный Музей Искусств им. Р.Мустафаева, г. Баку, Азербайджан.
Министерство культуры Азербайджана, г. Баку, Азербайджан.
Союз Художников России, г. Москва, Россия.
Министерство Культуры России, г. Москва, Россия.
Художественный Фонд России, г. Москва, Россия.
Государственный Музей Искусства Народов Востока, г. Москва, Россия.
Государственная Третьяковская Галерея, г. Москва, Россия.
Музей Дружбы Народов, г. Тбилиси, Грузия.
Музей искусств, г. Комсомольск-на-Амуре, Россия.
Музей изобразительного искусства, г. Павлодар, Казахстан.
Галерея "Кустанай", г. Кустанай, Казахстан.
Галерея "Арт Модерн", г. Москва, Россия.
Бакинский Центр Искусств, г. Баку, Азербайджан.
Галерея "Оранжери", г. Сен-Поль де Ванс, Франция.
Центр Искусств "Рамко", г. Стамбул, Турция.
Восточная Галерея, г. Москва, Россия.
Удмуртский Республиканский Музей Изобразительных Искусств, г. Ижевске, Россия
А также - в частных коллекциях в Азербайджане и зарубежных странах.

Участник многочисленных международных выставок и симпозиумов. Среди них:

1990 - Выставка советских художников. Стамбул. Турция
1990 - Международный Фестиваль Искусств, г. Ницца, Франция.
1990 - "Перестройка-Арт", Галерея "Оранжери", г. Сен-Поль де Ванс, Франция.
1992 - Совместная выставка российских, азербайджанских, немецких художников "Zusammen", Галерея Меннонитенкирхе, г. Новид, Германия.
1993 - Первая выставка изобразительного искусства Азербайджанской Республики, г. Тегеран, Иран.
1995 - Совместная выставка художников Баку и Берлина "Баку-Берлин", г. Баку, Азербайджан, г. Берлин, Германия.
1995 - Фестиваль искусств, г. Нант, Франция.

Персональные выставки:

1988 - Выставочный зал им. В.Самедовой, Союз Художников Азербайджана, г. Баку, Азербайджан.
1988 - Картинная галерея, г. Кустанай, Казахстан.
1988 - Картинная галерея, г. Павлодар, Казахстан.
1989 - Картинная галерея, г. Алматы, Казахстан.
1992 - Бакинский Центр Искусств, г. Баку, Азербайджан.
1996 - Бакинский Центр Искусств, г.Баку, Азербайджан
2010 - Центральный Выставочный Салон имени Саттара Бахлулзаде. г. Баку. Азербайджан.
2011 - Государственный Музей Искусства Народов Востока, г. Москва, Россия.

Критика

Действие картин Гейюра Юнуса редко происходит на конкретном фоне амираджанского пейзажа на окраине Баку. Чаще всего это пространство не столько реально существующее, сколько рожденное в глубинах сознания, увиденное внутренним взором человека, много и основательно размышляющего об основах бытия, о связи времен, о череде сменяющих друг друга поколений.
Где бы мы ни встречались с произведениями Гейюра Юнуса - в его мастерской или просторных музейных залах - неизменно обнаруживается их сосредотачивающее эпическое действие, достигаемое напряженным горением цвета и символикой молчаливых предстояний. Перед нами выстраивается длинная череда окутанных клубящейся тьмой и густыми тенями фигур большеглазых печальных восточных женщин в красных и коричневых национальных одеждах. Еще более статичны и отстраненны от мирской суеты фигуры и спокойные лица мужчин. А рядом с теми и другими, или за их плечами нередко появляются загадочные мифические существа, чье древнее мусульманское происхождение выдают рога или крылья неведомых реальному миру быков и птиц. Их появление на холсте в самых будничных сценах патриархальной жизни кажется таким же естественным, как появление домашних животных на огороженных каменными заборами дворах старого Амираджана. В принципе Гейюр Юнус явно настроен на архаику, на то, что Пушкин называл "уважением к преданию". Отсюда его склонность к вечным изобразительным категориям и проверенным знаковым системам. Затейливая арабская вязь древних изречений и цитат из Корана органично вводится им в живописную структуру холста и начинает существовать наравне с кронами деревьев, клубящимися облаками или сочными грудами фруктов и букетов цветов...
...Симпатично, что развитие художника можно четко проследить по целому ряду последовательных этапов становления его живописной манеры, начиная от ученического периода начала 70-х годов, когда собственное видение мира в значительной степени опиралось на заемные способы выражения, до сравнительно недавнего времени (конец 70-х - начало 80-х), когда экспрессивная живописная техника носила временами самодавлеющий характер и, наконец, обретение себя в произведениях второй половины 80-х годов, когда художник реально почувствовал корни национальной традиции.
"Мне нравятся художники, которые могут противоречить себе",- говорит склонный к самоанализу художник. И мы, разумеется, можем применить это высказывание к его собственному творчеству, которое не содержит в себе тенденции к самоконсервации. Примером тому - новые обращения художника к различным графическим техникам, будь то цветная пастель (панда), обычный карандашный рисунок или рисунки пером в маленьких альбомах-дневниках.
Но, как бы ни были удачны отдельные графические серии Гейюра Юнуса, главная его страсть - живопись. Именно ей подчинены все поисковые зарисовки и постоянные ежедневные наблюдения, именно о ее таинственных законах размышляет художник, вглядываясь в картины великих мастеров прошлого и своих выдающихся современников, повторяя про себя: "Живопись, живопись..."
Будем надеяться, что главные открытия Гейюра Юнуса впереди, хотя и на сегодняшний день им сделано немало.

[ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ]

Гейюр Юнус
дек. 12, 2011

Телеграмма № 5: Расизм в "Бриллиантовой руке", триумф служанки Гитлера, молитва Марка Аврелия