руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
23 апр.
18:50
Журналы
Куплю остров
© Portu

Энциклопедия / Композиторы

Изменить категорию | Все статьи категории

Караев Кара

5.2.1918 - 13.5.1982

Кара Караев - выдающийся композитор, внесший огромный вклад в
сокровищницу современной музыкальной культуры. Крупный музыкально-
общественный деятель, ученый и педагог, Кара Караев являлся ведущей фигурой
в музыкальном искусстве Азербайджана.
Прекрасное, самобытное искусство К.Караева получило широкое признание,
как в Азербайджане, так и далеко за ее пределами. Имя К.Караева заслуженно
приобрело мировую известность. Его произведения занимают почетное место в
репертуаре музыкальных театров и концертных программах лучших дирижеров
зарубежных стран. На сценах театров Польши, Германии, Румынии, Франции,
Соединенных Штатов Америки, Болгарии исполняются его балеты, в концертных залах многих стран
звучат его симфонические и камерно-инструментальные произведения. Это произведения, которые ныне
прочно вошли в фонд мировой музыкальной классики.
Кара Абульфас оглы Караев родился 5 февраля 1918 года в городе Баку, в семье известного врача,
профессора медицины А.Ф.Караева. Музыкальные способности его проявились очень рано. Первым
учителем музыки Караева в классах музыкальной школы был В.М.Козлов, тонкий музыкант и чуткий
педагог. С 1930 года Караев занимается в классе фортепиано Бакинского музыкального техникума под
руководством замечательного педагога и музыканта профессора Г.Г.Шароева, воспитавшего целую
плеяду пианистов. К этому периоду относятся его первые творческие опыты. Увлеченность сочинением
привела Караева на композиторский факультет Азербайджанской государственной консерватории, куда
он поступил в 1935 году. Там будущий композитор занимается в классе композиции у профессора
Л.И.Рудольфа, изучает гармонию под руководством Н.С.Чумакова и основы азербайджанской народной
музыки под руководством Узеира Гаджибекова.
В годы учебы в консерватории К.Караев много пишет, откликаясь на все события окружающей его
жизни. Так, к 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина, широко отмечавшемуся общественностью в 1937
году, им была написана интересная фортепианная пьеса "Царско-сельская статуя", прозвучавшая на
юбилейном концерте в исполнении автора. Летом 1937 года была организована фольклорная экспедиция
по районам Азербайджана, в которой К.Караев возглавляет группу композиторов и музыковедов,
проведших большую работу по изучению народного творчества. Участники экспедиции провели слет
ашугов и инструменталистов Шекинского района, выявив ряд талантливых музыкантов-самородков.
В 1937 году было написано первое крупное сочинение К.Караева - кантата "Песня сердца" на
стихи Расула Рзы для хора, симфонического оркестра и танцевального ансамбля. В ней широко
использованы характерные черты жанров ашугской музыки, народного танцевального искусства.
Кантата "Песня сердца" стала первой заявкой на широкую известность молодого автора. Она с большим
успехом была исполнена в качестве заключительного номера Декады азербайджанского искусства,
проведенной в Москве в апреле-мае 1938 года, где соседствовала с произведениями маститых
композиторов Азербайджана - операми "Кероглы" Узеира Гаджибекова, "Наргиз" Муслима
Магомаева.Успех "Песни сердца" и фортепианной пьесы "Царско-сельская статуя" подтвердил
незаурядность дарования молодого композитора и окрылил его.
Вскоре после Декады осуществилась давняя мечта К.Караева. В 1938 году он поступает в
Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в класс профессора
А.П.Александрова, занимаясь полифонией у Г.Литинского, инструментовкой у С.Василенко, анализом
музыкальных произведений у Л.Мазеля. Начавшаяся война прервала учебу К.Караева и он возвращается
в Баку. В 1941-42 гг. композитор работает художественным руководителем Азербайджанской
государственной филармонии им. М.Магомаева. Через два года Караев возобновляет учебу в
Московской консерватории, поступив в класс композиции выдающегося художника современности
Д.Д.Шостаковича. Общение с великим музыкантом наших дней сыграло огромную роль в
формировании Караева - композитора и педагога. Годы учебы в Москве были периодом огромного
творческого роста молодого композитора. Многие из произведений этих лет представляют
значительный интерес, предвосхищая страницы будущего зрелого творчества. Таковы, например,
"Трехголосная фуга" для фортепиано.Позже, в 1939 году К.Караев обрабатывает для голоса и
симфонического оркестра три теснифа, напетые известным ханенде Джаббаром Карягды (Теснифы -
"Лейли", "Ширин" и "Сарэндж").
По возвращении в Баку активность К.Караева возрастает. Уже в 1947 году появляются Второй
квартет, посвященный Д.Д.Шостаковичу, кантата "Песня счастья" для сопрано, хора и оркестра на слова
М.Рагима, лирический хор акапелла "Осень" на слова Низами. Композитора увлекает мир поэзии
великого философа-гуманиста, он углубленно изучает наследие Низами - памятник культуры XII века, и
по сей день не утративший своей силы и значимости. Творчеству великого поэта посвящены лучшие
произведения этого периода: Cимфоническая поэма "Лейли и Меджнун" (1947), удостоенная в 1948 году
Государственной премии СССР, симфоническая сюита "Семь красавиц" (1949). В эти годы написан
"Приветственный марш" с фанфарами, который часто исполняется на демонстрациях и
праздниках.Конец 40-х - начало 50-х годов - период активной творческой педагогической и музыкально-
общественной деятельности К.Караева. Уже в 1948 году К.Караев - дважды лауреат Государственной
премии СССР, доцент Азгосконсерватории, делегат Первого Всесоюзного съезда композиторов СССР. В
1949 году он руководит сектором музыки Института азербайджанского искусства имени У.Гаджибекова.
С 1949 по 1952 годы он возглавляет Азгосконсерваторию. С 1953 года К.Караев является председателем
правления Союза композиторов Азербайджана.
Фортепианные прелюдии К. Караева (24 прелюдии для фортепиано), написанные в течение двух
десятилетий, составили четыре тетради по шесть пьес. Известно, что работа над этим сочинением
совмещалась с созданием других, более крупных произведений.В 1952 году Караев создает одно из
лучших своих произведений - Балет "Семь красавиц" (либретто И.Идаятзаде, Ю.Слонимского и
С.Рахмана), написанный по мотивам "Хамсе" ("Пятерицы") - пяти знаменитых поэм Низами, хотя и
носит название лишь одной из них. В сравнительно короткий срок балет "Семь красавиц" обошел сцены
многих ведущих театров. Он был поставлен в Ленинграде, Саратове, Львове, Куйбышеве, Ташкенте,
вышел на зарубежную сцену. В 1959 году он в новой 3-актной редакции был показан на Декаде
азербайджанской литературы и искусства в Москве. Вскоре, после завершения первого балета К.Караев
по предложению Ленинградского Академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова начинает
работу над Балетом "Тропою грома" на либретто Слонимского по сюжету П.Абрахамса. Работа над этим
произведением шла в непосредственном и тесном содружестве либреттиста, постановщика (К.Сергеева),
художника (В.Доррер), дирижера (Э.Грикурова).
Работа продолжалась около четырех лет..Впервые поставленный на сцене театра им. С.М.Кирова в
Ленинграде в 1958 году, балет уже на следующий год вошел в репертуар филиала Большого театра. С
тех пор этот балет обошел многочисленные сцены театров мира и ставился многократно за рубежом.
1959 год был примечателен в творческой биографии Кара Караева - профессора Азгосконсерватории. За
выдающиеся заслуги в творческой деятельности он удостаивается звания народного артиста СССР.
Одновременно, учитывая его заслуги в развитии научной мысли, общественность Азербайджана
избирает К.Караева действительным членом Академии наук Азербайджанской ССР. Поистине
всенародное признание получает балет "Тропою грома", за который К.Караев в 1967 году удостаивается
Ленинской премии. В 1960 году создается еще одно выдающееся произведение К.Караева -
Симфонические гравюры "Дон Кихот" (на основе музыки, написанной к одноименному кинофильму),
раскрывающие идею подвига во имя человеческого счастья. На протяжении всего творческого пути
К.Караев создает музыку к многочисленным пьесам, идущим на сценах Баку, Москвы, Ленинграда и
многих других городов. Достаточно перечислить лишь некоторые из этих произведений, чтобы увидеть,
как широк диапазон интересов композитора: "Учитель танцев" Лопе де Вега, "Зимняя сказка", "Антоний
и Клеопатра" В.Шекспира, "Мирза Хаял" М.Джалила, поставленные на сцене Азербайджанского
государственного драматического театра им. М.Азизбекова в Баку; "Оптимистическая трагедия"
Вс.Вишневского и "Бег" М.Булгакова, поставленные на сцене Ленинградского Академического театра
им. А.С.Пушкина; "Чудак" Н.Хикмета, поставленный на сцене Московского драматического театра им.
М.Ермоловой и т.д., "Человек бросает якорь" И.Касумова (пост. Малого театра Союза ССР) и др. Таков
не полный перечень сценических произведений оформленных К.Караевым.Столь же часто он
обращается и к сфере киномузыки: "Дон Кихот", "Урок истории", "Золотой эшелон", "Покорители
моря", "Двое из одного квартала", "Повесть о нефтяниках Каспия", "Лейли и Меджнун", "На дальних
берегах", "Вьетнам", "Огни Баку", "Матео Фальконе" и др.На основе музыки к кинофильмам появились
такие замечательные произведения для симфонического оркестра, как "Вьетнамская сюита",
симфонические гравюры "Дон Кихот" и т. д.
Говорить о К.Караеве только как о композиторе невозможно. Его творчество неотделимо от
педагогической и от музыкально-общественной деятельности. Являясь главой азербайджанской
композиторской школы, он воспитал не одно поколение молодых композиторов, многие из которых
стали ныне широко известными мастерами. Последние годы К.Караев работал над балетом "Лейли и
Меджнун". Но длительная, тяжелая болезнь помешала осуществлению новых замыслов композитора.
К.Караев скончался 13 мая 1982 года в г.Москве. Похоронен он в г.Баку в Аллее почетного захоронения.

Журналы
Женька и Ждун
© Portu