руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
16 апр.
21:31
Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Тер-Осипян Нина Мамиконовна - актриса театра и кино

18.4.1909 - 24.7.2002

Заслуженная артистка РСФСР (1954)
Народная артистка России
Кавалер Ордена Почета (1998)

Школа юниоров

Нина Тер-Осипян родилась в Баку. В Москву она приехала с родителями, когда ей было 10 лет, и тут же поступила в Школу юниоров - студию при театре Революции.

"Мы приехали в Москву из Баку в 1919 году, - рассказывает актриса. - В школе я начала посещать драмкружок, с этого и пошло. Так как у моего дяди - члена ЦИК - был служебный пропуск в Малый театр, в ложе у сцены в бельэтаже, я каждый вечер туда забиралась. До сих пор помню прощание Ермоловой с публикой. В первом ряду сидел Станиславский (я сейчас знаю, что это был Станиславский, а тогда это был седой мужчина с черными бровями). Ее вывели на сцену Остужев и Пров Садовский. Станиславский первый встал, весь зал встал и плакал. И партнеры плакали - какая эта трагедия для актеров, когда уходит такая актриса. Я видела Михаила Чехова во всех его ролях, начиная с Эрика XIV-го, в "Ревизоре", в "Двенадцатой ночи", "Гамлета" я раз 50 смотрела. Весной я кончила восьмой класс и пошла в театр Вахтангова. Но не прошла по конкурсу и попробовала свои силы в Театре революции. Приняли..."

Почти сразу же она, в числе остальных студентов, начала выходить на сцену этого театра и оставалась на ней до конца. Уже на третьем году обучения судьба свела начинающую актрису с великим Всеволодом Мейерхольдом. В его "Доходном месте" Тер-Осипян сыграла Кукушкину.

А еще спустя несколько лет все московские критики пишут о молодой характерной артистке, с блеском исполняющей небольшие роли в спектаклях "Ромео и Джульетта" и "Таня". "У нас в Школе юниоров по актерскому мастерству занимались только отрывками, - вспоминала Нина Мамиконовна. - Остальное - бокс, фехтование, биомеханика. Основной упор был на тело. Когда мне было 15 лет я, конечно, боксировала так, что мне даже нос разбили! А биомеханика! Я падала на спину и спокойно вставала! Люблю балет. Станком занималась всю жизнь. И сейчас соблюдаю форму, хожу в бассейн, каждый год езжу в Сочи и плаваю в море по часу".

Гроза прошла стороной

Нина Тер-Осипян жила с мамой в семье дяди. Саак Мирзоевич Тер-Габриэлян был Председателем Совнаркома Армении, а затем перебрался в Москву, где занимал должность Постоянного представителя Армянской республики в столице. Он был преданным революции и партии человеком, дружил с Кировым и Орджоникидзе. Эти, а также многие другие известные личности часто бывали в доме Тер-Габриэляна, и Нина Мамиконовна с трепетом и волнением слушала их беседы, споры и обсуждения. Но однажды этому настал конец. Саака Мирзоевича арестовали, при обыске избили бюстом Ленина, а потом без суда и следствия расстреляли. Как известно, погибли и Киров, и Орджоникидзе. Нину Тер-Осипян вызывали в комитет комсомола, собирались исключить из своих рядов, требовали отречься от родственников. Но, волею судеб, ни ее, ни ее маму не тронули. Может быть, повлияло письмо Сталину, которое наивная Нина опустила в ящичек у Троицких ворот - ведь когда-то и он был близким другом дяди, а бабушка нежно мыла голову будущему вождю и убийце. Надо ли говорить, какие потрясения, унижения и страхи пришлось пережить семье?

Театр

А вскоре - война. Театр был эвакуирован в Ташкент, где продолжалась активная работа над постановками новых пьес. Но Тер-Осипян заболела амебной дезинтерией и была отправлена на лечение и дальнейшее проживание в Москву. Здесь она вновь вышла на сцену в Театре драмы. Это был единственный функционировавший театр в полупустой столице, где работали все оставшиеся актеры и режиссеры. Здесь Нина Мамиконовна и прослужила до конца войны, а Театр революции, когда вернулся, слился с театром драмы и стал называться Московским театром имени Маяковского.

Амплуа у Нины Мамиконовны сложилось сразу. Характерная внешность армянской женщины не позволяла играть ни Джульетту, ни Офелию, ни Любовь Шевцову. И все равно Тер-Осипян поначалу дико боялась своего носа - подтягивала его, гримировала. Со временем она от грима отказалась и стеснительность свою поборола. Ее по праву называли одной из лучших комедийных актрис московской сцены.

Ведущая актриса театра она создала яркие запоминающиеся образы в спектаклях "Фронт", "Обыкновенный человек", "Гроза", "Легенда о любви", "Дядюшкин сон". С новой силой талант актрисы проявился в последние годы, особенно в спектаклях "Дети Ванюшина", "Закат", "Забавы Дон-Жуана".

Кино

В кино Тер-Осипян снималась совсем немного: сыграла роль Ашуры в фильме "Горянка", тетю Пашу в "Женщине издалека", тетю Ашхен во "Взрослом сыне", бабушку в ленте "Бабушкин внук". Были эпизоды в картинах "Синегория", "Сицилианская защита", "Ищите женщину", "Кувырок через голову", "Не сошлись характерами".

Большое удовлетворение принесла ей совместная работа с Никитой Михалковым, у которого в "Пяти вечерах" Тер-Осипян сыграла роль опять же небольшую, но интересную, единодушно отмеченную кинокритиками. Был в её жизни чилийский режиссер Себастьян Аларкон, который снимал её во всех своих российских фильмах.

Среди последних работ актрисы в кинематографе - образ бабуси-волшебницы в фильме Георгия Данелия "Настя". Она признавалась, что у Данелии готова играть даже "палку, безмолвно стоящую в углу".

Нина Тер-Осипян снималась в основном в эпизодах, но, как это часто бывает с действительно талантливыми актерами, и в маленьких ролях она создавала шедевры. "Чем сложен эпизод? Он крупица, и его или можно сделать хорошо, или получится пустой номер. И когда ты попадаешь в яблочко, вот тогда радость - ради чего ты живешь".



Source: http://www.rusactors.ru/t/terosipyan/index.shtml
loading загрузка

Журналы
Когда заканчивается зима..
© Portu