руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
26 апр.
03:54
Журналы
"Зубастые шарики, пожирающие реальность......
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Атакишиев Рауф Исрафилович - пианист, певец, педагог

15.7.1925

Рауф Атакишиев

Безжалостное время многое уносит из нашей памяти, но есть и такое, что не забывался и не забудется никогда. Рауф Исрафилович Атакишиев совершенно уникально, можно сказать, диковинно одарен природой: в его творческой натуре прекрасно уживаются таланты пианистический и певческий, всячески содействуя друг другу. Однако ограничимся рассмотрением только фортепианной деятельности Р. И. Атакишиева; вокальная же сторона его творчества должна явиться, безусловно, темой специальной статьи.
Родился Рауф Исрафилович Атакишиев 15 июля 1925 г., в г. Геокчае Азербайджанской ССР. В 8 лет начал учиться игре на фортепиано, в 1943 г. окончил Бакинскую музыкальную школу-десятилетку и поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию. С 1946 г. — студент, а затем и аспирант Московской консерватории. В 1952 г. Р. Атакишиев закончил аспирантуру и возвратился в Баку.
50 — 60-е годы — время наиболее активных выступлений Рауфа Атакишиева как пианиста.
Творческими партнерами Р. Атакишиева были дирижеры - К. Элиасберг, Ниязи, К. Абдуллаев, А. Гасанов, инструменталисты И. Турич, А. Алиев, Ф. Кулиева, Р. Ахмедов... Выдающийся мастер, главный дирижер Азербайджанского государственного симфонического оркестра им. Уз. Гаджибекова Ниязи отмечал: «Более десяти лет мне приходилось иметь приятные встречи с интересным и своеобразным талантом Р. Атакишиева-пианиста.
Искусству Р. Атакишиева аплодировали слушатели России, городов Украины, Средней Азии, Грузии, Армении, а также Болгарии, Гермамнии, Польши, Англии, Бельгии, Люксембурга...
Педагогическая работа Рауфа Исрафиловича Атакишиева в Азербайджанской консерватории берет свое начало в 1953 году, с 1969 г. он заведует кафедрой специального фортепиано, с 1972 г. — профессор. В числе учеников народного артиста Азербайджанской ССР (1967 г.) Р. И. Атакишиева — лауреаты международных конкурсов В. Гасанов, Р. Касимов, лауреаты и дипломанты закавказских конкурсов музыкантов-исполнителей Г. Алиев, Л. Мустафазаде, У. Велиева, С. Ашумова. В различных музыкальных учреждениях плодотворна работают Ф. Садыхова (Москва), заслуженный артист республики Р. Бабаев, Дж. Караев, П. Гаджиева и многие другие.
Р. И. Атакишиев награжден Юбилейной ленинской медалью (1970), орденом Дружбы народов (1980), Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР и Молдавской ССР.
Творческое кредо Р. И. Атакишиева как музыканта вообще и пианиста в частности, сформировалось под влиянием поистине выдающихся педагогов — Майора Рафаиловича Бреннера, Константина Николаевича Игумнова, Якова Владимировича Флиера. К этому славному списку следует, конечно же, присовокупить и легендарное имя замечательной русской певицы Антонины Васильевны Неждановой, у которой занимался вокалом Р. И. Атакишиев. Причем та последовательность, с которой Р. И. Атакишиев переходил от одного педагога к другому, представляется идеальной с точки зрения постепенного, логически обоснованного раскрытия его природного дарования. В Баку Р. И. Атакишиев училась у М. Р. Бреннера, затем Москва — класс К. Н. Игумнова и его ассистента Я. И. Мильштейна и, наконец, аспирантура Московской консерватории, где Р. Атакишиев совершенствуется у Я. В. Флиера.

Под профессиональным исполнением Рауф Исрафилович понимавал достижение некоторого минимального уровня качества, отвечающего основным требованиям фортепианного искусства. Фразировка, техническая сторона (в узком смысле слова), прикосновение к инструменту, педализация и т. д. и т. п. — все эти слагаемые пианистического мастерства должны находиться «на уровне мировых стандартов».
Проблема профессионализма ставилась Р. И. Атакишиевым и в более широком, принципиальном аспекте. Мы имеем в виду воспитание профессионального отношения к игре на фортепиано, как отношения к своей профессии, как к важнейшему, главному делу всей жизни.
В процессе занятий Рауф Исрафилович сплошь и рядом останавливал студента репликой: «Этого я не слышу», и требовал скрупулезного, если можно так выразиться, слухового анализа того или иного отрезка музыкальной ткани — медленного его проигрывания с тщательной фиксацией слухом каждого элемента текста. Таким образом, студентам зачастую открываются изумительные красоты исполняемой музыки, мимо которых они легкомысленно проходят.
«Вглядываясь» в каждое созвучие, не спеша любуясь его гранями, студенты учатся слушать себя и уже собственными, а не учительскими ушами определять свои исполнительские изъяны.
Здесь уместно привести слова Р. И. Атакишиева, сказанные им в интервью газете «Московский комсомолец» во время I Всесоюзного конкурса пианистов памяти С. В. Рахманинова, членом жюри которого он являлся: «Что касается... музыкального интеллекта, этой весьма немаловажной вещи, то многие конкурсанты проявили его в достаточной степени, но вот эмоциональность, подлинную, не показную, проявили немногие. Я вспоминаю, когда играли молодые Флиер, Оборин, Софроницкий, бывали моменты такого эмоционального накала, который заставлял волноваться весь зрительный зал. Подобное было на конкурсе, но не в такой степени...».

Я. В. Флиер писал о своем ученике: «Будучи студентом Московской консерватории и занимаясь в классе проф. К. Н. Игумнова, Р. Атакишиев уже в юные годы доставлял много радости своей игрой. Высокого мнения о его даровании был строгий и требовательный Константин Николаевич Игумнов. Когда ушел из жизни К. Н. Игумнов, Р. И. Атакишиев продолжал занятия в моем классе. Молодой аспирант проделал большую работу и зарекомендовал себя как глубокий и яркий музыкант. Прошли долгие годы упорного педагогического и исполнительского труда... Воспитав множество отличных пианистов, продолжая концертную деятельность и непрерывно расширяя свой репертуар, Р. И. Атакишиев стал одним из крупнейших представителей музыкальной культуры Азербайджана».
Годы занятий с Майором Рафаиловичем Бреннером были наполнены работой над совершенствованием техники фортепианной игры. Под техникой мы понимаемвесьма широкий комплекс средств выразительности: и технический аппарат в узком смысле слова, и туше, и штрихи, фраза, педаль и т. д. Прекрасная школа, которую получил Атакишиев в классе Бреннера на более или менее начальном — в широком смысле этого слова — этапе обучения (заметим, что Бреннер начинал не на пустом месте: свои первые «университеты» Атакишиев прошел у замечательного педагога Лидии Николаевны Егоровой), явилась важнейшим, опорным этапом всей творческой биографии Р. И. Атакншиева.

Нельзя не подчеркнуть еще одного характерного обстоятельства. Все, кто когда-либо слышал игру Р. И. Атакишиева, обязательно отмечают его покоряющее мастерство звукоизвлечения. Округлый, мягкий, полный, глубокий звук — этот список эпитетов можно продолжить. Данная черта Атакишиева-пианиста во многом связана с именем великого поэта фортепиано Константина Николаевича Игумнова. Певучесть, кантилена, владение легато — здесь Игумнову не было равных, и эти отличительные особенности пианизма Игумнова свойственны всем его ученикам, и в частности — Р. И. Атакишиеву.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о тех человеческих отношениях, которые обычно складываются между Рауфом Исрафиловичем и его учениками. С ними он всегда был прост и доступен, как старший товарищ. Как говорят — «не держит дистанции». Он с уважением относился к каждому студенту и никогда не стеснялся — при его опыте и знаниях — поменять свою точку зрения при убедительных аргументах подопечного. Искренне увлекаясь творческой работой, Рауф Исрафиловнч отдавал делу всего себя, все свои душевные силы.
Все, действительно все, кто учился у Рауфа Исрафиловича Атакишиева за долгие годы его преподавательской работы, всегда хранят в душе самые теплые и добрые воспоминания о своем наставнике, и безжалостное время ничего не может с этим поделать.



© TBS
loading загрузка

Журналы
Женька и Ждун
© Portu