руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
25 апр.
20:52
Журналы
Женька и Ждун
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Теплякова Нина Сергеевна - танцовщица, теннисистка, многократная чемпионка СССР, тренер

10.11.1904 - 22.7.1983

Теплякова Нина Сергеевна - танцовщица, спортсменка и тренер.
Родилась в Баку 10 ноября 1904г.
С 1922 на вечернем отделении хореографического училища Большого театра, с 1930 в балетном ансамбле Московского мюзик-холла.
В 1922 дебютировала на теннисных кортах в Мамонтовке под Москвой.
В 1920—40-х гг. сильнейшая теннисистка Москвы и СССР: 21-кратная чемпионка Москвы (1927—42) и девятикратная чемпионка СССР (1927—39) в различных разрядах.
10 раз возглавляла десятку лучших теннисисток страны (1927—39).
После войны продолжила свою спортивную карьеру уже в качестве тренера. Среди ее «звездных» учеников – отечественная «теннисистка века» Ольга Морозова, в начале 1970-х годов числившаяся даже 4-й ракеткой мира, и Анна Дмитриева, первой из наших спортсменок участвовавшая в Уимблдонском турнире.. Похоронена на Кунцевском кладбище.


ТЫСЯЧИ СЕТОВ НИНЫ ТЕПЛЯКОВОЙ
Чтобы ни случилось, раз в году она обязательно должна была побывать в Мамонтовке. Здесь, в уютном подмосковном местечке, правда, теперь так неузнаваемо изменившемся, более шестидесяти лет назад она впервые взяла в руки ракетку и прикоснулась к теннису, еще не зная и не ведая, что он станет её судьбою и её жизнью.

Первые тренировки, первые товарищеские встречи принесли с собой радость движения, радость красивого, интересного отдыха. Партнеры там, за сеткой (а это в подавляющем большинстве своем были мужчины, очарованные её молодостью, покоряющей женственностью, грациозностью), улыбались, любезно подавали мячи, охотно прощали промахи, а чаще всего и вовсе не замечали их. Было легко, интересно и весело.

В этой обстановке душевного подъема мастерство юной Тепляковой созрело с необыкновенной быстротой. И летом двадцать второго, когда Нине едва исполнилось восемнадцать лет, её первый тренер, замечательный теннисист и педагог, впоследствии заслуженный мастер спорта Николай Николаевич Иванов, сказал:

- Пора выходить в свет...

Она появилась на кортах столицы. Наступила пора розыгрыша очередного первенства Москвы. Иванов заявил свою ученицу и в "миксте" (в паре с собой), и в одиночном разряде. Жребий свел её тогда с одной из сильнейших Теннисисток, уже хорошо известной нам Софьей Мальцевой. Теплякова даже не успела опомниться, как все было кончено: 0:6, 0:6! Дебютантку потряс и сам проигрыш, и - в ещё большей мере - то, как он произошел: серия безжалостных ударов, сокрушительных, не знающих пощады атак, Нине едва хватило сил, чтобы добежать до раздевалки, а там полились такие слезы, раздались такие рыдания, что не передать словами.

Не буду! Никогда больше не буду соревноваться! - выдавливала она между рыданиями.

- Чудачка, - сказал ей Николай Николаевич. - Ты думала спорт - забава. А это борьба, непримиримость, постоянная необходимость побеждать, прежде всего саму себя.

Ей трудно сказать почему, но именно это объяснение, что трудности будут, что без них нельзя, успокоило её. Она начала тренироваться. Теперь уже в Москве, а не в Мамонтовке. Да ещё как!

Нина Сергеевна, вероятно, не только первая советская теннисистка, но и вообще первая советская спортсменка у которой был "свой", "персональный" учитель. А Николай Николаевич Иванов, несомненно, первый в истории советского тенниса тренер, причем тренер в самом современном понимании этого слова. Произошло это не в силу каких-то административных распоряжений или организационных декретов. В дело вмешалась сила, имя которой - Любовь.

Николай Николаевич, тогда уже вполне сложившийся мужчина, один из сильнейших теннисистов столицы страны, увидел на танцевальной площадке в Мамонтовке Нину и полюбил ее. Но юная Теплякова, обожавшая танцы, отлично знавшая в них толк, не обращала на Ник-Ника особого внимания, так как он был явно не подходящим для неё партнёром на паркете или деревянном полу танцевальной площадки. И тогда Иванов решил "заманить" Теплякову в большой теннис.

Вот с чего началось. Прошло время, они стали мужем и женой. Потом судьба развела их. Но Николай Николаевич всегда был с Тепляковой, и в её восхождении, а точнее сказать - взлёте, в её многочисленных, ярких победах, в ее почти сказочном творческом долголетии, в её непревзойдённом мастерстве его роль совершенно исключительна. Именно Иванов разглядел в Нине, страстно мечтавшей о карьере балерины, яркий спортивный талант и движимый любовью к своей ученице и к теннису, взялся шлифовать его.

Время, прошедшее от того горестного поражения, о котором мы рассказали выше, было занято работой. Николай Иванов готовил свою ученицу очень серьезно. Она когда-то, в Мамонтовке, играя с ним на корте, кокетничала, не хотела стараться, откровенно злила своего поклонника. Но этот проигрыш сильно разозлил ее. Как-то она призналась в этом Иванову. И он сказал ей тогда:

- Вот первый признак, что ты спортсменка по призванию. Слабые после поражений сникают, сильные - загораются жаждой реванша. Ты сильная, Нина. И должна это доказать. А доказать можно только серьезной работой. Ежедневной, самоотверженной - как в балете.

На эту тираду она ответила одним коротким словом:

- Согласна!

И эта непривычная, никогда прежде не проявлявшаяся ею покорность тоже подсказала Иванову многое. Теперь он твердо знал: от Нины можно требовать все то, что он требовал в теннисе от самого себя. В самом деле, четыре сезона подряд Теплякова тренировалась с поражающей его самоотверженностью. Отказываясь от развлекательных матчей, совершенствовала технику, изучала манеру игры ведущих теннисисток, занималась гимнастикой, акробатикой, зимой каталась на коньках.

И вот настало время, когда Николай Николаевич снова вывел её "в свет". В 1926 году на традиционном в ту пору матче сильнейших, который, по существу, заменил первенство страны (оно в тот год не разыгрывалось), 21-летняя спортсменка "побила" всех своих титулованных соперниц, включая Елену Александрову и Софью Мальцеву, и, к изумлению знатоков, заняла первое место. Как часто бывает в таких случаях, это назвали сенсацией, неожиданностью. А одна очень уважаемая газета, выходящая в Москве, поместила короткую заметку о только что закончившемся турнире, в которой объясняла успех Тепляковой... плохим самочувствием её соперниц. На что героиня турнира только руками развела:

- Надо же придумать такое?!

Пожалуй, подобные высказывания все же оказались для нее скорее полезными, чем вредными. Они сыграли свою благотворную роль. В самом деле, кому угодно выслушивать раз за разом заявления, что да, ты победила, но победила случайно. Нина злилась и делала все, чтобы доказать: успех минувшего сезона закономерен и будет подтвержден новыми.

Наступил 1927 год - один из самых радостных и ярких в её спортивной биографии. Сезон стартовал в первый день лета. Соревнования, которые так и назывались - "На приз открытия", собрали весь цвет женского тенниса столицы. Спор между "старой гвардией" и ворвавшимся в элиту новичком вызывал повышенный интерес знатоков. Не очень вместительные трибуны старенького, уютного стадиончика, умело спрятавшегося во дворе одного из домов на Петровке, были заполнены. И не просто заполнены, а заняты глубочайшими знатоками и преданными служителями тенниса: игроками, педагогами, судьями, журналистами. Почтенная публика спорила по поводу того, кто победит. Больше верили, конечно, в кумиров. Особенно в Александрову. Знали удивительную силу и точность её ударов, её огромную волю, её умение навязывать соперницам свой стиль. Спорили, сколько продержится "дерзкая девчонка". Но Теплякова озадачила всех, а больше всего - свою грозную соперницу, добившись довольно лёгкой с виду победы - 6:2, 6:4 (на самом деле, как рассказывала мне Нина Сергеевна, она, выйдя на корт, почувствовала, что по-прежнему ужасно боится Александрову и до последнего розыгрыша мяча не верила в благополучный исход встречи). Через день она обыграла Софью Мальцеву и заняла первое место. Да, сезон в тот год выдался поистине необыкновенный. Лето сворачивалось в клубок интересных, ярких соревнований: первенство Москвы, турнир десяти сильнейших, Всероссийский праздник физической культуры, чемпионат Советского Союза. И в каждом из них лучшей, непобедимой оказывалась Теплякова. К концу года её спортивный авторитет был уже непререкаем.
Именно в двадцать седьмом у нас в стране впервые была введена теннисная классификация. И список лучших из лучших в одиночном женском разряде по праву открыла Нина Теплякова. В дальнейшем она добивалась этого права еще девять раз - в 1930, 1931, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938 и 1939 годах.
А вообще за четырнадцать сезонов, в течение которых эта выдающаяся теннисистка оставалась в большом спорте, она десять раз шла в классификации первой, два раза второй и один - третьей (в 1932-м она из-за болезни не выступала). Начиная с 1934-го и по 1939-й включительно Теплякова шесть раз подряд выигрывала звание чемпионки СССР в одиночном разряде. И это несмотря на то, что советский теннис выдвинул в ту пору молодых, талантливых и разных мастеров, таких, как 3.Клочкова, Н.Белоненко, Г.Коровина, О.Калмыкова, Т.Налимова, О.Ольсен, и многих других.
Для каждой из них пределом мечтаний было победить непобедимую Теплякову и хоть разочек - всего один разочек - подняться вместо неё на первую ступеньку всесоюзного пьедестала почета. Но шел год за годом, а мечту эту так и не удавалось осуществить никому. Более того, почти все свои матчи, в том числе и с основными, очень грозными соперницами, Теплякова оканчивала в два сета.

Что же обеспечило ей столь блестящую и столь длительную спортивную карьеру? Какими словами можно объяснить ее бесспорное величие, о котором говорили и говорят все специалисты?

Ответ на эти вопросы следует искать отнюдь не в каких-то непознанных тайнах мастерства.

- Я знаю: чисто технически моя игра была далека от совершенства, - признавалась Нина Сергеевна. - У меня был слабый для чемпионки удар слева, имелись и другие погрешности, над исправлением которых, правда, я всегда работала старательно...

От себя добавлю, что и в области трактовки игры Теплякова, во всяком случае, не обгоняла время. И в дни дебюта, и в годы наивысшего расцвета Нина оставалась на корте сама собой: не шла, как правило, к сетке, а предпочитала действовать с задней линии. И при этом одерживала победу за победой над самыми современными, агрессивными и - в подавляющем своем большинстве - более молодыми соперницами.

Разгадка её "чуда" проста. Нина была человеком огромной воли, удивительного упорства, редчайшей настойчивости.

Это был боец в самом высоком и прекрасном смысле этого слова, - сказала о ней Софья Васильевна Мальцева.

Действительно, вся жизнь Тепляковой в спорте - это пример удивительного мужества, упорства, умения преодолевать любые трудности и препятствия. Долгие месяцы и годы "царствования" на теннисном престоле наложили на Теплякову неимоверно тяжелую ношу ответственности. Каждый раз она должна была доказывать своё превосходство в отчаянной борьбе с соперницами, для которых которых победа над ней была задачей номер один, задачей максимум.

- Нина никогда не имела возможности просто проиграть. В каждом матче она вынуждена была сражаться за своё звание, за свой непререкаемый авторитет чемпионки, - заявил однажды Николай Николаевич Иванов. И он был, бесспорно, прав.

Вспоминаю солнечный февральский день тридцать восьмого года. Я оказался тогда среди счастливчиков, заполнивших трибуны закрытых кортов стадиона "Динамо" где разыгрывалось очередное зимнее первенство страны. На корте 33-летняя Нина Теплякова и 25-летняя неоднократная чемпионка Украины Ольга Калмыкова - теннисистка азартная, смелая, даже, можно сказать, дерзкая.

Верная своей манере, киевлянка сразу пошла в атаку, нападая то с задней линии, то решительно выходя к сетке. Игра у нее пошла. Теплякова казалась растерянной, даже сломленной. Она, к нашему общему изумлению, быстро отдала первый сет и во втором проигрывала 0:3.

- Колоссально!

- На этот раз Тепляковой поражения не избежать, - то и дело слышался шепот зрителей. В перерывах между розыгрышем мяча москвичи, славящиеся своей необыкновенной объективностью, восторженно приветствовали гостью, игравшую выше всяких похвал.

Эта "измена", по-видимому, изрядно рассердила чемпионку. Оставаясь, как и прежде, в глубине площади, она значительно усилила игру, "разбрасывая" мячи по дальним углам. На корте завязывалась упорнейшая борьба. Ценой невероятных усилий москвичка выравнивает счет - 3:3. Но киевлянка снова выходит вперед - 4:3. Теплякова опять выравнивает игру - 4:4. Следует бурный натиск украинской спортсменки, и она опять впереди - 5:4. До долгожданной победы, казалось, всего один шаг. Уже никто не сомневался, что она за Калмыковой.

А Нина продолжала сражаться. Ценой невероятных усилий она снова приводит счет к ничейному - 5:5. Начинается одиннадцатый гейм. И в самом его начале Теплякова, стараясь достать "безнадежный" мяч, падает на корт. Встает и чувствует острую боль в ноге. Начинает хромать.

И тут происходит совершенно неожиданное: обычно предельно сдержанная, отличающаяся исключительной корректностью теннисная публика "вскипает". Люди не верят в истинность того, что произошло на самом деле.

- Притворяется...

- Чувствует, что проиграла, вот и чудить стала...

Именно эти высказывания, долетевшие до Тепляковой, заставили её продолжать игру. Продолжать, превозмогая боль душившие слезы, наплывавшее отчаяние. И каким-то чудом - да, именно чудом без кавычек, иначе это не назовешь - Теплякова вырвала сет - 7:5.

В раздевалку ее привели под руки. Врач осмотрел опухшую, посиневшую ногу и покачал головой:

- Растяжение связок. Играть нельзя.

Да, она имела полное право отказаться от продолжения поединка. Более того, она обязана была отказаться: этого требовал здравый смысл.

Но она была Тепляковой и, упросив медиков сделать "заморозку", вышла на корт. И, забыв о травме, не думая о последствиях, заиграла мощно, агрессивно, неожиданно остро. И - выиграла! Выиграла почти безнадежный матч, и он стал в ряду самых дорогих и самых памятных в её биографии. Памятных, между прочим, и тем, что московская публика, поняв, наконец, правду и драматизм случившегося, проводила её с корта бурной, искренней овацией.

Не менее ценным и важным, чем отвага, среди качеств, определявших непобедимость Тепляковой, следует назвать её редчайшее тактическое чутье, её удивительное умение разобраться в тонкостях и осложнениях любого поединка.

Долгие годы пребывания в большом спорте были для неё, по существу, непрекращающейся цепью дуэлей со своими основными соперницами. И хотя ежегодно они встречались не менее пяти-шести раз друг с другом, понять и разгадать Теплякову никому из них так и не удалось. Играя в свою игру, оставаясь всегда собой, Нина Сергеевна в то же время умела быть каждый раз новой, неожиданной и непонятной для каждой из тех, кто стоял по ту сторону сетки. Это происходило потому, что для Тепляковой каждый матч был творчеством, новым произведением, и она озаряла его своей мыслью, своим редчайшим умением чувствовать игру, как музыкант чувствует звучание своего инструмента.

Адольф Ефимович Ангелевич


 
Сайт: http://www.tennis-kharkov.narod.ru/raket/23.htm

loading загрузка

Журналы
Тыловое
© Rosish