руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
25 апр.
13:29
Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Мелик-Асланов Худат-бек Ага оглы - министр АДР, ученый, репрессирован

4.1879 - 6.1935

Худадат– бек Мелик-Асланов родился в апреле 1879 года в Шуше в семье внука Мелик-Аслана, основателя рода, наиба Дизакского магала — Агабека. Одаренного мальчика определили в реальное училище.
Позднее известный бакинский нефтепромышленник и меценат Г.З. Тагиев выделил солидную сумму из своих личных сбережений на обучение в иногородних высших заведениях не одного десятка юных способных азербайджанцев. Среди них был и Худадат-бек, обучавшийся на средства Тагиева в Петербургском институте дорожного транспорта, который он окончил с отличием в 1904 году.

Поскольку специалистов железнодорожного транспорта — выходцев из Азербайджана — в конце прошлого века не было, то Худадат-беку и его родному брату Теймур-беку выпал жребий быть одними из первых отечественных высококвалифицированных инженеров-транспортников.

Обучаясь в Петербурге, Худадат-бек снимал комнату у интеллигентной русской семьи и от всего сердца полюбил дочь своих хозяев — юную Марию Викторовну. С благословения ее родителей два года спустя после завершения учебы Худадат-бек сочетался с ней браком. Было в нем что-то особенное — цельность ли натуры, врожденная ли интеллигентность, что вызывало доверие к нему. Видно, именно поэтому родители Марии Викторовны и разрешили ей выйти в 1906 году замуж за иноверца.

С 1904 г. Худадат-бек по распределению работал инженером в Управлении по изысканиям железных дорог Вологда — Петрозаводск в Санкт-Петербурге. В 1905 г. его переводят на работу в Тифлис, в Управление Закавказской железной дороги. На участке Сурамского перевала он работает помощником начальника дорожной службы, а позднее — ее начальником. Под его руководством здесь велось интенсивное строительство вторых путей, гражданских сооружений, узкоколеек на марганцевые рудники Чиатуры.

Будучи по натуре ищущим, творческим человеком, Х. Мелик-Асланов успешно совмещает работу с научной деятельностью. Четыре его статьи были опубликованы в петербургских журналах. Исследовательская работа в области железнодорожной техники поставила Х. Мелик-Асланова в один ряд со всемирно известными учеными. Среди более чем десяти опубликованных работ Худадат-бека наибольшего внимания заслуживают такие, как “Влияние профиля пути на разрывы поездов”, “Расчет верхнего строения железнодорожного пути”, “Изобретение и внедрение впервые в мире железобетонных шпал”, и ряд других, за что ему было присвоено ученое звание профессора.

После Февральской (1917 г.) революции по распоряжению Временного правительства Худадат-бек назначается в Тбилиси уполномоченным по путям сообщения Закавказья. Спустя всего полгода компетентного, высококультурного молодого специалиста утверждают комиссаром Министерства железнодорожного транспорта Закавказского комиссариата, а в апреле 1918 г. — министром железнодорожного транспорта только что образованного государства — Закавказской Федеративной Республики.

Наступил май 1918 года. В Тбилиси, где в то время работал Худадат-бек, была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. В состав первого кабинета правительства, возглавляемого Фатали-беком Хан-Хойским, он вошел как министр железнодорожного транспорта и министр печати и телеграфа.

В качестве министра железнодорожного транспорта Худадат-бек входил в состав второго, третьего, четвертого и пятого кабинетов правительства АДР. Он избирался депутатом парламента и первым заместителем Госкомитета обороны, созданного 11 июня 1919 года.

Зарекомендовав себя прекрасным государственным деятелем и ученым широкого профиля, обладающим энциклопедическими знаниями, Худадат-бек не случайно возглавил в 1919 году специальную комиссию по разработке проекта перехода азербайджанского языка на латинскую графику.

Велики были заслуги Х. Мелик-Асланова и в деле воспитания специалистов- железнодорожников.

Убедившись, что без национальных кадров невозможно наладить дело, Х. Мелик-Асланов выступает с инициативой создать школу по их подготовке. Такая школа была открыта, занятия здесь велись на двух языках — азербайджанском и русском. Впоследствии она была преобразована в техникум железнодорожного транспорта.

В 1921 году Худадат-бека перевели на должность профессора Азербайджанского политехнического института, где он и проработал по 1930 год в качестве декана инженерно-строительного факультета, заведующим транспортным факультетом. Обладая высочайшим авторитетом, он смог привлечь к работе в Политехническом институте, находившемся в ту пору в стадии становления и испытывавшем “кадровый голод” по узким специальностям, многих всемирно известных ученых.

Время от времени новая, Советская власть, нуждавшаяся в местных высококвалифицированных и эрудированных кадрах, направляла Худадат-бека на ключевые участки народного хозяйства. Так, в 1921 году Х. Мелик-Асланов назначается председателем Азербайджанского комитета государственных сооружений. На этом посту он принимает активное участие в составлении проекта, а позднее — и в строительстве Дома правительства, ныне расположенного на площади Азадлыг.

В связи с упразднением Комитета госсооружений Худадат-бека назначают председателем секции транспорта и связи Госплана республики, через год — начальником Управления железных дорог ВСНХ республики.

В 1925 году Х. Мелик-Асланова избирают членом научно-технической секции Государственного ученого совета Наркомпроса, а в 1927 г. — членом Высшей арбитражной комиссии при Высшем экономическом совете Азербайджана.

В 1928 году Худадат-бека назначают заместителем председателя Высшего технического комитета республики. При его активном участии в этот период были начаты работы по строительству Джульфа — Бакинской железной дороги и Сабунчинской электрической железной дороги. Именно Худадат-беком еще в 1929 году был впервые поставлен вопрос о необходимости строительства в Баку метрополитена.

Но сколь светлой и удачной была первая половина жизни Худадат-бека, столь трагичными оказались последующие годы в его судьбе. Х. Мелик-Асланову, как и многим талантливым людям того времени, пришлось жить и работать в удушающей атмосфере сталинских репрессий. Не удалось избежать печальной участи “врага народа” и Худадат-беку, у которого, помимо брата Теймур-бека, была еще и сестра Хуршуд-ханум.

Поскольку у Худадат-бека не было своих детей, он усыновил двух сыновей своей сестры — Хосрова и Лютфали, опекал их сестренку Пюсту. Помогал им духовно и материально, прививал трудолюбие, честность, благородство, и они “выбились в люди”, стали профессорами, уважаемыми, как и их дядя, глубоко порядочными людьми, репутацию которых никто и никогда не смог бы запятнать.

Когда Худадат-бека арестовали в первый раз, в 1930 году, М. Багиров находился в Москве на учебе. По приезде в Баку в 1933 году он узнал об аресте и распорядился, чтобы профессора Х. Мелик-Асланова немедленно освободили.
Но в 1934 году Худадат-бека вновь арестовали, мотивируя это санкцией из Москвы на арест сроком на 5 лет, который он не досидел.

“Хосро! Мне очень нужны следующие книги: 1.”НИИ жилищного строительства. Технические условия проектирования организации производства строительных работ”. 2. “Исследование воздействия на путь локомотивов (31-й сборник НИИ-путь). Трансжилдорстрой”.

Если этих книг не окажется в пассаже, то спроси первую в Азгоспроекте, а вторую — в Госбиблиотеке. Кроме того, выясни и сообщи мне, кто руководит в Азгоспроекте работой по проектированию организации производства строительных работ. Нет ли там Соколова, приглашенного к нам для этого дела из Ленинграда? 24 января 1935 года”.
(записка, которую Худадат-бек послал племяннику из Баиловских застенок. Мелкий, аккуратный почерк. Ни единой ошибки.)

Племянник Худад-бека Хосров позвонил “Самому” прямо домой и попросил помочь в освобождении Худадат-бека. М. Багиров ответил, что “об этом аресте не в курсе”, и пообещал посодействовать. Однако было уже поздно: Худадат-бек спустя два дня скоропостижно скончался в Баиловской тюрьме. По предположениям его семьи, он был умерщвлен, т. е. ликвидирован как “враг народа”.
Труп Худадат-бека семье не выдали, похоронили его в общей могиле на Чемберекендском кладбище...

Худад-бек был реабилитирован в апреле 1959 года.

Мария Викторовна, жена Худад-бека, человек утонченный, высокой культуры, никогда не разговаривавшая в приказном тоне, привила любовь к музыке и литературе племянникам Худадат-бека. В конце второй мировой войны она переехала к Лютфали и смотрела за его детьми — Рамизом и Лейлой. Умерла верная спутница незабвенного Худадат-бека в 1966 году в возрасте 86 лет.

Квартира семьи Мелик-Аслановых находилась по ул. Хагани, где в настоящее время размещается Союз писателей Азербайджана, а в 1937-м по указанию НКВД их выселили оттуда и предоставили трехкомнатную квартиру на улице Ширшова.

Брат Худадат-бека — Теймур-бек, также получивший высшее образование в Петербургском дорожном институте, принимал активное участие в создании и развитии железнодорожного транспорта — сначала в Азербайджане, а после эмиграции — в Иране. Что касается племянников Худадат-бека, то, естественно, после ареста родного дяди, их не выдвигали на руководящие должности, не принимали в партию. Хосров Мелик-Асланов был удостоен звания профессора, лауреата Государственной премии. Это был очень талантливый инженер-изобретатель. Имея 4 уникальных изобретения, он так и не смог добиться их внедрения в производство, ибо над ним как дамоклов меч довлел тот факт, что он был воспитанником “врага народа”.

В бывшем Союзе в 1959 г. именно Хосров впервые изобрел установку по глубоководному бурению, но когда об этом доложили руководству республики, последовал ответ, что аналогичную установку уже приобрели за валюту у голландцев. Автором изобретения “Шельф-2” был лично Хосров, но он умышленно зарегистрировал его под фамилиями соавторов.

Племянница Худадат-бека Пюста ханум стала офтальмологом, создала семью. В 1970 году защитила докторскую диссертацию, а в 1984 г. — получила звание профессора. У нее был один сын Санан Керимзаде, который также стал офтальмологом, кандидат медицинских наук.

Лютфали-бек, тоже стоявший у истоков нефтяной промышлености, был доктором наук и профессором, лауреатом Государственной премии, заслуженным деятелем науки, заслуженным инженером.
Его сын Рамиз, дирижер и профессор, работает в настоящее время в Стамбульской консерватории, а дочь Лейла — отличный специалист-офтальмолог, кандидат наук.

(Ругия АЛИЕВА.)




Source: из ст. в газете "Вышка"
 
Сайт: http://vyshka.azeurotel.com/arxiv/2003/06/1.htm

loading загрузка

Журналы
Тыловое
© Rosish