руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
19 апр.
21:14
Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Князев о. Алексей - священнослужитель

1913 - 1991

КНЯЗЕВ Алексей Петрович, протопросвитер, специалист по истории и экзегетике Ветхого Завета.
Родился в г.Баку в семье горного инженера.

В 1923 с родителями переехал в Ниццу, а в 1927 - в Париж. Там он окончил юридич. фак-т ун-та (1935) со званием кандидата права.

В 1936 окончил Высшую коммерческую школу, а в 1938 поступил в Православный богословский
ин-т в Париже, который окончил во время 2-й мировой войны (1942).

Первоначально занимался догматическим богословием под руководством протоирея С. Булгакова и читал лекции в Православном богословном ин-те. Рукоположен во иереи в 1947; пастырскую работу совмещал с преподаванием и руководством православными молодежными организациями.
В 1955 К. защитил магистерскую дисс. о "Послании Аристея, важнейшем источнике по истории" Септуагинты. К библейской тематике обратился под влиянием Карташева, идеи которого продолжал развивать в своих лекциях и трудах. Кроме лекций по Ветхому Завету, читал курсы церковного права, гомилетики и агиологии.
После защиты дисс. стал и.о. проф., а затем профессором по кафедре Священного Писания Ветхого Завета.
С 1962 - декан Богословского ин-та, а с 1965 ректор - вместо почившего еп.Кассиана Безобразова.
В 1965 назначен настоятелем Сергиевского подворья (юрисдикция Вселенского Патриархата). С 1976 протопресвитер.
Являлся Председателем Епархиального совета, почетным членом Св.Владимирской ДС (Американская Правосл. Церковь). К 70-летию Князева патриарх Антиохийский Игнатий наградил его орденом св. ап. Петра и Павла.
Курс лекций по ВЗ до сих пор полностью не опубликован, но основные его принципы достаточно развиты в др. работах. Князев являлся одним из ведущих правосл. библеистов-ветхозаветников. Его концепции развивались на фоне ясного осознания недостатков, к-рыми страдает зап. экзегетика. "Современная библейская наука, - писал он, - бессознательно повинуясь ложным предпосылкам либеральных критиков, прежде всего пребывает слепой в отношении к творчеству, проявленному авторами или редакторами священных книг. Она - единственная из всех наук о духе, которая исходит из неправильного представления о человеческом духе и забывает, что каждая из этих наук, даже история, в конечном счете старается показать, в чем сказался в ее области великий человеческий синтез... Священный автор может, следуя методам семитской историографии, компилировать источники или даже просто их переписывать; но так как целью его всегда остается постигнуть и поведать религиозную истину, дух его пребывает предельно активным и он продолжает творить, даже прибегая к кажущимся нетворческим способам составления книг. Церковь, со своей стороны, рано отказалась от древнего представления о боговдохновенности как о диктовке свыше: тем самым она признала наличие человеческого творчества даже у боговдохновенных авторов" (ПМ, 1948, №6, с.142-43). Однако, указывая на слабости зап. экзегезы и *герменевтики, к-рые, механически дробя Писания, недооценивают духовный, богосл. смысл Слова Божьего, К., как и Карташев, целиком принимает выводы *новой исагогики. Для него они вполне совместимы с правосл. подходом к Библии. "Открытия, сделанные библейской наукой, - писал Князев - так закрепили позиции критики, что спор о ее выводах ныне перешел в область отдельных построений по поводу отдельных подробностей; что же касается прежнего, докритического подхода к Библии, то таковой уже немыслим" (там же, с.140). Поэтому он соглашается с осн. положениями документарной теории и др. исагогич. концепций. Оправдание для такой рецепции методов историко-литературной критики К. усматривает в двойственной, богочеловеческой природе Писания. Библия есть Слово Божье, переданное через людей, и в отношении истин религиозных свидетельство свящ. авторов всегда является истинным. "Что же касается областей, не требующих для своего познания откровения свыше, то в отношении их священный автор остается человеком своей эпохи, со всеми ее представлениями, которые могут быть даже ошибочными" (ПМ, 1951, №8, с.126). Задачу правосл. библеистики К. видит в уяснении того центр. провозвестия, к-рое заключено в исторически обусловленные формы Писания. Двуединое Писание требует и двуединой герменевтич. методологии в экзегезе. Иными словами, концепция К. может быть названа теорией синтеза, в к-ром сочетается исторический анализ и догматич., богосл. осмысление Библии.
Иуда и Фамарь, ПМ, 1948, №6;
Господь, Муж брани (К уяснению религиозного значения книги Исход), там же, 1949, №7;
О боговдохновенности Свящ. Писания, там же, 1951, №8;
Откровение о Матери Мессии, там же, 1953, №9;
Что такое Свящ. Писание, в кн.: Православие в жизни, Нью-Йорк, 1953; Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете, ПМ, 1955, №10;
Историческое и богословское значение "Письма Аристея к Филократу", там же, 1957, №11;
Великое знамение Царства Небесного и его пришествие в силе, там же, 1971, №14;
Пророки, "Вестник РСХД", 1972, №103-06, 1976, №118, 119.




© TBS

Source: http://:www.agape-biblia.org/books/

Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine