руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
16 янв.
14:36
Ювелирные изделия Татьяны Мальцевой
Все записи | Информация
понедельник, февраль 7, 2011

Замеченные неточности в публикации Т. Гумбатовой о Михаило-Архангельской церкви Сальянского полка

aвтор: Koltunov ®
13

Хочу еще раз вернуться к теме публикации недостоверной информации некоторыми авторами, и распространению этой дезинформации по просторам Интернета. Причем, не только по сайтам желтой прессы.

 

Поскольку сама статья Т.Ф. Гумбатовой, о которой идет речь ниже, более не существует по указанной ссылке, то, чтобы было понятно, о чем речь, эта статья, содержащая ошибки и неточности, приводится здесь полностью, в том виде, в котором была опубликована. Обращаю внимание - "Из книги Гумбатовой Т.Ф. «Баку и немцы»" - именно так было опубликовано на сайте Бакинского епархиального управления.

 

Из книги Гумбатовой Т.Ф. «Баку и немцы»:

 

"В своей книге «История церквей и приходов в Бакинской губернии»,  опубликованной в 1905 году, Юницкий Александр Васильевич  указывает на отсутствие в церковном архиве сведений об истории постройки  флотской церкви. Согласно сведениям газеты «Кавказ» за 1855 г. (№39) военная  церковь, получившая название «Флотская», была построена всеми  флотскими  чинами  морского ведомства на Каспии  до  1850 года в честь покровителя Российского добровольного флота и шефа полка, Наследника Цесаревича Александра  Николаевича, который вместе с  Государем Императором Николаем I посетил в 1851 году Баку.

 

Здание было   построено в псковском стиле,  а молитвенный зал имел вид корабельной  палубы. Церковь была маловместимой, и после переселения Морского ведомства на Каспии на Баилово там же  6 мая 1868 года  в присутствии Великого Князя Алексея Александровича Романова была  заложена  пятиглавая церковь с двумя престолами – главным во имя святителя Алексия Митрополита Московского и во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение этой церкви, получившей название Морской (Портовой), а позже «Баиловского военного собора»,  было совершено 28 ноября 1871 года (в 1934 году  церковь разрушили и на ее месте построили школу).

 

15 августа 1873 года  по Высочайшему Повелению Государя Императора Александра ??  Флотская церковь была передана военному ведомству для надобностей  Сальянского резервного полка, который прибыл в 1868 году из Ленкорани.  Он был переименован    в  21-й линейный,  затем   в 66-й  Бакинский  губернский батальон,  а потом обратно  в Сальянский   резервный батальон. В штате батальона  был  церковный причт,  для  работы которого    приспособили небольшое помещение в «темных рядах». Церковные требы для батальона совершались в Николаевском соборе. В 1875 году здание Флотской церкви было передано в управление Епархиального ведомства. В этом же году  церковный причт  особым распоряжением был исключен из штата батальона, а церковная утварь и деньги причта передали  во  Флотскую церковь. Сальянский  резервный батальон был опять переименован в Бакинский местный  полк и ему передали здание  церкви, как Полковой,   но в народе  за ней закрепилось название «Флотской» (вплоть до настоящего времени).

 

В 1890 году после переименования  полка  в 12-й Кавказский резервный батальон, а  затем опять в  12-й  кадровый Сальянский резервный полк,   в штат батальона вновь был включен церковный причт. С разрешения протопресвитера военного ведомства в ноябре 1891 года  началась реставрация здания  церкви,  закончившаяся к ноябрю 1892 года. Реставрация проходила  на средства Священного Синода  и обошлась в 22 тысячи рублей. В церкви были  устроены новые царские врата и жертвенник, переделаны и другие  части. Все живописные работы были выполнены г. Эмцем. 1 ноября 1892 года  протоиерей и настоятель Николаевского Собора Александр Васильевич Юницкий  с собором духовенства совершил Чин Освящения нового отреставрированного православного храма во имя Св. Архистратига Михаила на Спасской улице (К. Измайлова). Среди множества икон в церкви выделялись  две иконы: Святителя Алексия, Митрополита Московского,  и Слезоточивая Божья Матерь, присланная в дар  Сальянскому полку из Афонского Пантелеймонова монастыря. В  церкви  был только  один престол во имя Св. Архистратига Михаила,  начальника небесных сил, поставленного над всеми ангельскими чинами, ибо он  низринул с неба возгордившегося сатану – денницу. Обычно люди  приходили к Св. Архангелу Михаилу  с молитвой  об избавлении их от всех врагов  видимых и невидимых».

 

8 ноября 1899 года  церкви  Сальянского полка по случаю престольного храмового праздника за  богослужением была преподнесена в дар икона Святого Архистратига Михаила – покровителя  полка.

 

 В 1906 году эта церковь Св. Архангела Михаила именовалась Полковой – 262 Сальянского полка. С 1918 по 1923 год настоятелем этой церкви был протоиерей Сергий Городцов, будущий Митрополит Новосибирский (ум. в 1956 году), почитаемый православными сибиряками, как местный подвижник благочестия. В 1936 году церковь  закрыли,  и там  разместилось общежитие. И только после окончания второй мировой войны в 1946 году, оценив роль религии в победе над фашизмом, советское правительство  возвратило здание  Православной Церкви.

 

Эта информация напечатана официальным сайтом Бакинско-Прикаспийской епархии. И тем самым ей придан статус совершенно официальной. Эта информация используется многими журналистами, исследователями в полной уверенности, что это серьезные исторические сведения...

Понимает ли автор, первоначально опубликовавший эти непроверенные и даже лжеисторические факты, какая ответственность легла и ложится на него?

Теперь по сути, о замеченных неточностях и ошибках.

На официальном сайте Бакинского епархиального управления, в статье о Михайло-Архангельском храме г. Баку, http://baku.eparhia.ru/church/arh_mihail/

приводятся следующие сведения, как я понимаю, с ведома и согласия автора.

 Из книги Гумбатовой Т.Ф. «Баку и немцы»:

"В своей книге «История церквей и приходов в Бакинской губернии»,  опубликованной в 1905 году, Юницкий Александр Васильевич  указывает на отсутствие в церковном архиве сведений об истории постройки  флотской церкви. Согласно сведениям газеты «Кавказ» за 1855 г. (№39) военная  церковь, получившая название «Флотская», была построена всеми  флотскими  чинами  морского ведомства на Каспии  до  1850 года в честь покровителя Российского добровольного флота и шефа полка, Наследника Цесаревича Александра  Николаевича, который вместе с  Государем Императором Николаем I посетил в 1851 году Баку.

 Выдающегося пастыря церкви, настоятеля Александро-Невского собора и почетного благочинного церквей г. Баку, протоиерея о. Юницкого, отдавшего около полувека служению в г. Баку, звали Александр ИВАНОВИЧ. 

 

Не каждый читатель станет искать газету "Кавказ". Но я стал, надеясь найти в ней, может быть, еще какую-нибудь ниточку, по которой удастся выяснить еще хоть какую-нибудь информацию о Флотской церкви. Газету нашел, но к моему глубокому удивлению, не обнаружил в № 39 за 1855 год ни слова про церковь, про Баку, про его посещение высочайшими особами - ни малейшего упоминания. Возможно, это опечатка, и статья в газете "Кавказ" была в другом номере, или за другой год. Просмотреть такой объем у меня просто не хватило времени. Поэтому просьба к автору указать точный источник сведений.

 

Государь император Николай I никогда не был в Баку. Из всех Российских императоров в Баку был лишь Александр III, в 1888 году, на закладке Александро-Невского собора. И вопрос  - шефом какого полка был наследник цесаревич Александр Николаевич, если церковь могли строить только флотские чины 45 флотского экипажа - другого в Баку просто не было? И на флоте в то время уже не существовало полков? А посещал Баку наследник цесаревич Александр Николаевич не в 1851 году, а с 13 по 15 октября 1850 года. 

15 августа 1873 года  по Высочайшему Повелению Государя Императора Александра II  Флотская церковь была передана военному ведомству для надобностей  Сальянского резервного полка, который прибыл в 1868 году из Ленкорани.  Он был переименован    в  21-й линейный,  затем   в 66-й  Бакинский  губернский батальон,  а потом обратно  в Сальянский   резервный батальон.

21-й Кавказский линейный батальон получил свое название в 1858 году в Ленкорани и таковым оставался до 1868 года, пока не был переведен в Баку, с одновременным переименованием в 66-й Бакинский губернский батальон. Т.е. никакой Сальянский резервный полк из Ленкорани в Баку никогда не прибывал, а был переформирован в Баку из прибывшего батальона, но только в 1892-93 годах. /Энциклопедия Парапета - 206-й Сальянский полк. http://www.baku.ru/enc-show.php?cmm_id=276&id=232873&c=1897

 

 Сальянский  резервный батальон был опять переименован в Бакинский местный  полк и ему передали здание  церкви, как Полковой,   но в народе  за ней закрепилось название «Флотской» (вплоть до настоящего времени).

 Сальянский  резервный батальон никогда не переименовывался в Бакинский местный  полк. И Бакинского местного полка никогда не существовало - был лишь Бакинский местный батальон.

 

В 1890 году после переименования  полка  в 12-й Кавказский резервный батальон, а  затем опять в  12-й  кадровый Сальянский резервный полк,   в штат батальона вновь был включен церковный причт.

 Абсолютная фантастика про Сальянский полк, не имеющая ничего общего с историческими фактами. Вот последовательность переименований - переформирований:

1858 г. Апреля 8. Назван Кавказским линейным № 21 батальоном.

1868 г. Марта 23. Назван 66-м Бакинским губернским батальоном

1874 г. Августа 1. Назван Бакинским местным батальоном.

1889 г. Сентября 20. Переименован в 12-й Кавказский резервный пехотный (кадровый) батальон.

1891 г. марта 25. Назван Сальянским резервным пехотным (кадровым) батальоном.

1892 г. декабря 26. Переформирован в 2-х батальонный состав и назван Сальянским резервным пехотным (кадровым) полком.

Сведения из книги "Гизетти А. Л. Хроника Кавказских войск", Издание Военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа, 1896 г.

В 1875 году здание Флотской церкви было передано в управление Епархиального ведомства. В этом же году  церковный причт  особым распоряжением был исключен из штата батальона, а церковная утварь и деньги причта передали  во  Флотскую церковь.

 Эта информация вызывает у меня сомнение. Поскольку в 1826 году был решен вопрос о подведомственности церквей, в приходах которых были одни воинские чины: при сухопутных и морских госпиталях, крепостях, портах, гарнизонах, или батальонах существующие церкви, состоящие в ведомстве обер-священников армии и флота, были оставлены в их управлении. Те же церкви, которые до того были в управлении епархиальном - были отделены от состава епархиального управления и поручены ведомству и управлению обер-священника армии и флота. Сделано это было по представлению обер-священника армии и флота Державина (к тому времени уже покойного), на котором император поставил собственноручную резолюцию: "Быть по мнению покойного обер-священника и впредь нового не заводить."

И когда в 1857 году, в целях экономии бюджета морского министерства, был возбужден вопрос о передаче в епархиальное ведомство церквей Черноморского флота, Святейший Синод, не счел вправе, не имея позднейшего высочайшего повеления, которое отменяло монаршью волю, объявленную в 1826 году, даже приступить к рассмотрению этого вопроса, без особого высочайшего разрешения. Поэтому военный министр Сухозанет и генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич обратились с докладом испросить соизволения государя императора обсудить это дело в Синоде в том внимании, что в 1826 году высочайше воспрещено впредь изменять существующий порядок подчиненности неподвижных военно-морских церквей. И на докладе этом рукою великого князя Константина Николаевича собственноручно написано: "Высочайшего соизволения не последовало. Константин 22 февраля 1860 г." И такой порядок подчиненности военно-морских неподвижных церквей, наравне с полковыми походными церквями оставался, по крайней мере, до 1913 года - это описано в книге "Цитович Г. Храмы армии и флота, 1913". Т.е., если Флотская церковь в 1850-х годах была в ведении обер-священника армии и флота, ее не могли в 1875 году передать в епархиальное управление, вопреки воле императора Российского - я так понимаю.

 

С 1918 по 1923 год настоятелем этой церкви был протоиерей Сергий Городцов, будущий Митрополит Новосибирский (ум. в 1956 году), почитаемый православными сибиряками, как местный подвижник благочестия.


В анкете, заполненной собственноручно Владыкой Варфоломеем (в миру Сергий Городцев), он указывает сам свою фамилию - Городцев (ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 2. Д. 7. Л. 27,27 об.).
С 1918 по 1920 годы о. Сергий Городцев служил священником в мужской гимназии в Елизаветполе - ныне Гянджа. В Баку он был назначен в 1920 году настоятелем Александро-Невского собора, а потом - Флотской церкви.

 

Поневоле возникает вопрос: из каких же источников эта информация почерпнута, если в ней такое количество ляпов? И насколько достоверна при этом остальная информация? Ведь я заметил и описал лишь те ошибки и неточности, о которых что то знаю. Все остальное - приходится принимать на веру.

Убедительная просьба к автору - исправить свою публикацию на официальном сайте епархии, с учетом приведенных сведений. Дабы не распространялась историческая ложь по Интернету.

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Визит в Азербайджан
© Power