Бахмут. Продолжение.
Изначально, наша отдельная рота планировалась использоваться на Херсонском направлении, соответственно все тренировки были заточены на маскировку, оборудование укрытий в "зелёнке" и вдумчивую стрельбу на большие расстояния. К счастью, мне удалось убедить Дайвера выделить нам время на обучение действиям в городе и мы 2 недели пугали полицию и окрестных жителей, устраивая огневые точки в одной из недостроенных Киевских многоэтажек. Дайвер бурчал про потерю времени зря, но не вмешивался.
Приказ о том, что нашу роту бросают на Бахмутское направление пришёл к середине Сентября и удивил только тех, кто до этого не служил в армиии и был незнаком с армейским маразмом.
24-го Сентября, мы, погрузившись на транспорт выехали... в Одесскую область. Оказалось, только там и нигде иначе, к нашей неполной роте присоединяться 2 недостающих взвода.
Кроме них, нас так же усилили отделением аэроразведки (2 человека с одним "Мавиком"), группой " вогневої підтримки" состоящей из 2-х польских 65мм минометов, одного "сапога" (СПГ-9) и прикомандированным вместе с экипажем "бардаком" (БРДМ-2). На этом, т.н "тяжёлое вооружение" нашей отдельной роты заканчивалось.
Потратив ещё 2 недели на окончательное слаживание, мы (наконец-то!) выдвинулись в сторону Бахмута. Всем известно, что кратчайший путь от Киева до Бахмута лежит через Одессу, кто же этого не знает?
К сожалению, Одессу я смог увидеть только краем глаза, хотя всю жизнь мечтал пройти по Дерибасовской и Привозу, о которых столько слышал и читал. Не обошлось и без смешных моментов, я всё же смог познакомиться со знаменитым одесским юмором, когда попросил Макса остановиться у ближайшего обменника, чтобы поменять баксы на гривны. Банковские терминалы в районе Бахмута не работали (сюрприз!) и всем рекомендовали запасаться наличкой.
Макс пообещал остановиться с условиим, если я зайду в обменник в балаклаве. Я согласился, если он тоже пойдёт со мной. Обменник - небольшая будка, внутри разделенная стеклом, за ним - пожилая женщина. Представьте ситуацию: Открывается дверь, внутрь вваливаются 2 мужика с оружием и в балаклавах. А Макс, между прочим, на голову выше меня и весом за 100 кг, вид у него и без оружия довольно внушительный.
Немая сцена.
Женщина невозмутимо смотрит на нас, потом с неподражаемым одесским акцентом говорит гениальную фразу: "Вы таки деньги пришли менять, или...?" Одесский юмор оказался неистребим, несмотря ни на что.
До "проклятых земель" доехали без проблем, ПВД (пункт временной дислокации) нам определили в полуразрушенном селе Парасковеивка, на западе от Соледара. "Планета Шелезяка" - электричества нет, воды нет, тепла нет, населена донецкими "ждунами" мгновенно сливающими всю информацию о нас россиянам. Чтобы не привлекать излишнего внимания, наша рота разместилась по нескольким окрестным сёлам, моё отделение удалось распихать по двум более-менее уцелевшим хатам, которые ещё нужно было приводить в порядок.
Лайфхак: берите с собой украинцев, если собираетесь воевать в неподготовленных условиях. Где бы вы не оказались, через час у вас уже будет крыша над головой, печка греть, генератор тарахтеть, Старлинк исправно раздавать ВайФай, "а завтра ми там ще й баньку зробимо"
Несколько дней ушло на обустройство и обсуждение планов, за это время я успел набить морду взводному медику Мишане, за что обычно спокойный Дайвер жутко на меня наорал и пообещал снять с должности. К счастью, обошлось.
Первой точкой нашего выхода должно было стать село Бахмутское, вплотную примыкающее к Соледару с Юга. Оборону этого участка держала знаменитая 93-я "железная" бригада "Холодный Яр", сменившая драпавших десантников и зубами вцепившаяся в оставшиеся развалины. Противостояли им части 2-го Армейского Корпуса НМ ЛНР с "Вагнерами" в качестве загранотряда. Воевать за ДНР ЛНРовцы не особенно рвались, но боеспособные части 1-го АК ДНР были практически полностью уничтожены в Мариуполе, все эти "недоспецназы" типа "Спарта", "Сомали", "Пятнашка" и прочий дроч превратились к тому времени в удобрение и отдуваться приходилось ЛНРовцам. Имея абсолютное преимущество в артиллерии и бронетехнике и владея инициативой, ЛНРовцы на этом участке чересчур расслабились - ротацию НПшек производили в одно и то же время, ночью ходили чуть ли не в полный рост, завод "Кнауф" использовали как базу и логистический хаб, и вообще обнаглели. Нашей задачей было пресечь это максимально жесткими способами.
Изначально планировалась работа 2-х снайперских пар по принципу 2х(2+2), т.е 2 снайпера и 2 прикрывающих в одной группе, это давало возможность отдыхать, сменяя друг друга. Позже, из за нехватки людей, снайперские пары разбили на тройки по принципу 4х(1+2) и работать стало гораздо тяжелее. Дело в том, что тепловизионный прицел, если смотреть в него больше 10-15 минут, начисто выжигает зрение и требуется время на его восстановление. Работая в паре, один снайпер сменяет другого, работая по одному, приходилось вооружать тепликом одного из прикрывающих бойцов и использовать его в качестве второго номера.
Но я забегаю вперёд.
29-го октября первая четвёрка в составе меня, Тохи и двух автоматчиков - Монтера и Санты, вышла на позиции в Бахмутское. Ну как вышли? По пути наша "бэха" (БМП-2) сломалась и до точки встречи с проводником пришлось топать полтора км, а оттуда ещё несколько вдоль посадки, по щиколотку в грязи, таща на себе рюкзаки со снаряжением. Хлопцы из 93-й, почти месяц сидящие в развалинах Бахмутского, были злыми, голодными и встретили нас без особенного удовольствия. Лёд удалось растопить, раздав им американские сухпайки и блоки сигарет, предварительно захваченные с собой. (Знали, куда шли). Обстановка на этом участке сложилась следующая: противник регулярно штурмует ночью подходя вплотную к украинским позициям группами по 6-8 человек и пытаясь закрепиться; в случае успеха, несмотря на потери, непрерывно подходят следующие группы, пока позиция полностью не переходит под их контроль. Нашей задачей было дождаться такого штурма и используя преимущество в ночной оптике, отбить у них желание продвинуться на этом участке.
Ночь захода и всю следующую, мы с Тохой наблюдали за происходящим, постепенно охреневая от увиденного. Охреневая, кстати, не только от наглости противника, но и от пассивности украинских бойцов. Сказывалась усталость и недостаток во всем, начиная с питания и заканчивая средствами наблюдения и связи. Один "теплик" на позиции был нормой, его берегли как самую ценную вещь, понимая, что без него следующий штурм может стать последним. Мы со своими ПНВ, тепловизорами, внутренней связью между группами и самое главное - уверенностью в себе и желанием воевать, выглядели как космодесант.
На следующую ночь зашла ещё одна наша группа и мы стали ждать очередной штурм.
Дождались, выйдя "по серому" (в сумерках) во фланг предполагаемого движения противника и оборудовав снайперские позиции на втором этаже полуразрушенной четырехэтажки. Лайфхак: в условиях, когда снайперу необходимо быстро подготовиться для работы и так же быстро свалить, тренога B.O.G позволяет сэкономить массу времени и сил.
Штурм, как и ожидалось, начался ближе к 2-м часам ночи, дистанции были смешные - 230-250 метров и в тепловизионный прицел медленно крадущиеся по развалинам штурмовики были видны просто идеально. Американцы называют нечто подобное "Shooting fish in the barrel", грубый Тоха, не придерживающийся еврейских традиций, позже назвал это "Холокост Интернешнл"
Первая группа штурмовиков была уничтожена меньше чем за минуту, они даже не успели понять, что происходит. Работали мы из глубины помещения, с оружием оборудованным глушителями, так что звук хоть и был слышен, но определить, откуда он точно исходит, было невозможно. К нашему удивлению, атака не прекратилась и сразу за первой штурмовой группой уже шла следующая. Эти были осторожнее, так что пару человек смогли уйти, прячась в развалинах. Так продолжалось ещё несколько раз и я до сих пор не понимаю, что гнало их на верную смерть? Неужели кусок украинской земли 300 метров по фронту и 100 метров в глубину, стоил жизни почти 2-х десятков людей, оставшихся в тех развалинах и став кормом для бездомных собак?
Следующие 2 суток по нам почти без перерыва работала российская арта, регулярно выезжавший танчик так же добавлял веселья в общий хор, поэтому пришлось отсиживаться по подвалам. Из радиоперехвата между ротным с позывным "Машинист" и комбатом "Ювелиром" было слышно, какая паника началась у противника. "Машинист" жаловался, что у него пол роты - "200" и пусть присылают спецов, иначе никаких людей у него не хватит.
Спецы были присланы.
Продолжение следует.
