руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
19 апр.
07:59
Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski
Все записи | Разное
понедельник, ноябрь 20, 2006

"Я иду в этот город, которого нет"Мехти Гаджинский

aвтор: TBS ®
 
Заголовок не случаен. Он как нельзя, кстати, отвечает тому «путешествию», в которое я хочу пригласить читателя.

Понимаю, что после экскурсии такого рода у многих возникнут вопросы. Для многих будет тяжело наблюдать вместе со мной, как нелюди всех возрастов уничтожили и продолжают уничтожать то, что мы должны были беречь как зеницу ока.

Речь пойдет о Ичери-шехер, о мугаме в камне, о городе, с которого и начинался Баку. Красавец-город, слава о котором издавна разносилась по всему миру. Вначале, как всегда, хочу ввести читателя в историю. Если многим это знакомо – буду рад, и вдвойне, если некоторым крупицы знания, позаимствованные мною из самых разных источников самых разных времен, будут полезны. Начну с самого древнего упоминания о Баку, со времен весьма отдаленных. Ученый-египтолог Флиндерс Петри, всю жизнь посвятивший изучению Древнего Египта, сделал открытие, вписавшее его имя в анналы истории: расшифровал древнеегипетское пиктографическое письмо «Книги Мертвых». Значение работы Флиндерса Петри для египтологии неоценимо. Не буду останавливаться на этой стороне данного факта, а приведу цитату из «Книги Мертвых», где упоминается наш город Баку. В артефакте указывается Большое Соленое озеро и поселение, обозначенное как «BAKOU» в одном и «BAKAU» в другом переводе.

Речь идет о Баку и об артефакте, которому 4500 лет. Позже Азербайджан и Баку в ряду других городов упоминается в трудах знаменитых авторов: Геродота, Плиния, Страбона, Аль-Истархи, Абу-Рейхан-Бируни, Хатиба Тебризи, Аль-Бакуви, Рашид-эдд-Дина и многих других славных имен.

Одна библиография, посвященная Баку, займет не один десяток страниц. Это веское доказательство того, что значение Баку для многих историков было существенным и обойти молчанием этот город невозможно.

Столица Азербайджана не всегда размещалась в Баку. В разные времена она была в Тебризе, Барде, Гяндже, Шемахе. В XII веке столица из разрушенной землетрясением Шемахи переносится в Баку. С точки зрения геополитики такое решение было оправданным, а главное, актуальным и мудрым. Два города-крепости «намертво» завязывали все западное побережье Хазара. Дербент - на севере, Баку - в центре, на Абшеронском полуострове. Тем самым, шах Ахситан I обеспечил контроль над каботажным плаванием (судоходство вблизи берега) и торговыми магистралями Великого Шелкового пути.

После краткого экскурса в историю начнем наше путешествие - расследование по Крепости. Роль гида я постараюсь выполнять честно и не пропустить ни один факт варварского отношения к Крепости.

Почему я решил начать с Крепости? Ответ напрашивается сам собой – это самая древняя часть Баку.
Это - государственный историко-архитектурный заповедник (сокр. ГИАЗ). Это объект, внесенный в реестр мирового наследия ЮНЕСКО, это наша боль, обида и бесконечный крик о помощи. Это наше гнездо, наша Крепость, наш дом, в котором мы родились, живем и умрем, если к тому времени нам оставят право жить в Крепости манкурты всех мастей, превративших ее в единую строительную площадку, в самый доходный объект для отмывания грязных денег.

Итак, за мной, читатель! Так любил восклицать М.А.Булгаков, и это выражение из книги «Мастер и Маргарита» хорошо подходит к тем преступлениям, на которые были так горазды члены команды Воланда в Москве, а их последователи – в Баку.

«Гоша Гала Гапысы» или как их еще называют «Шемахинские ворота». Оба арочных входа перегорожены рукоделием ГИВ – Гаджибалы Абуталыбова – шлагбаумами. Дальше по тексту вы все время будете встречать это надоевшее, как головная или зубная боль, имя. Период «царствования» этого градоначальника стал для Баку и, особенно для Крепости, сущим адом. То, что начал разрушать бывший ГИВ Рафаэль Аллахвердиев вплоть до 2001 года, «успешно» продолжил Г.Абуталыбов, но с еще большим размахом и остервенением. Прошу моего читателя заранее извинить меня за перехлест эмоций, но спокойно повествовать о разбое в Крепости под началом ГИВ я не могу, не имею права, НЕ ХОЧУ И НЕ БУДУ!

Для меня любой, кто уничтожал Крепость – мой личный враг, враг истории моего народа, а значит, преступник даже без объявления приговора суда. Любой, повинный в разрушении Крепости, обязан сесть на скамью подсудимых. Чем больше мы будем молчать, тем больше появятся люди, подобные Гаджибале, творящие зло во благо себе и обогащающиеся на фоне нашего безразличия к своей истории, к Крепости. Итак, в путь…

Перед нами - площадь перед военным гарнизоном, который давно пора перевести на территорию Сальянских казарм. Такого рода учреждения не имеют права находиться на территории ГИАЗ. В глубине площади треугольной формы здание Этнографического музея, а по бокам – две улицы.

Слева располагается цех изготовления ковров, а чуть дальше вознесся дом-махина в 5 этажей художника по коврам Кямиля Алиева. Вне масштаба, «давящий» на все дома XIX века окрест, дом залетного купца с отсутствием вкуса и чувства меры.

Маленькая площадка перед двумя караван-сараями «сжалась» от нависающей громады дома. Стройка начата при Р.Аллахвердиеве, успешно закончена при Г.Абуталыбове. Ту же самую картину мы увидим, как только протиснемся между двумя стенами и выйдем к задней части Девичьей башни. Тут «красуется» целый архитектурный ансамбль, поражающий своим великолепием 6-ти этажный дворец. Особняк начат при Р. Аллахвердиеве и закончен при Г.Абуталыбове. Если бы он был где-нибудь на окраине, никаких возражений у меня не было бы, кроме восхищения. Там такой дворец был бы к месту и являлся бы архитектурной доминантой, под которую подстраивались бы и поздние застройщики.
Но здесь, в Крепости, этот красавец изуродовал древний пир, почему-то называемый «Верхним базаром». Это название приклеилось к этому месту в XIX веке. Тогда над сокрытым в земле пиром был оборудован первый крытый рынок. Поэтому второе название у него «Крытый базар». Здание над пиром зрительно довлеет над арками и двориком пира.

Рядом с пиром археологами вскрыта еще одна постройка на базе артефакта XII века – это баня. Пойдем дальше и ступим на мостовую улицы имени Асафа Зейналлы. Здесь приволье лавчонок, торгующих на потребу туристам и на радость хозяйчикам лавок. Оставим их с их заботами и дойдем до «Джума-мечети». Напротив мечети - особняк в купеческом стиле, принадлежащий Ф.Алиеву, бывшему «шефу» экономики. Сейчас здесь грузинское посольство. Дом достроен в период правления Г.Абуталыбова и сдан в аренду в начале 2002 года. Обойдя стороной железные цепи, перекрывающие улицу, полицейскую будку, мы выходим на площадь перед домом Рамазановых. Один из шедевров XIX века, первый этаж которого изуродован рестораном и офисами. С благословения ГИВ, на уровне бельэтажа и первого этажа лагундой и пескоструем отбелили архитектурный объект, находящийся в реестре памятников Министерства культуры, при их более чем странном молчании. Напротив дома Рамазановых высится отель «а ля Дубай» с непонятным названием «Меридиан» - объект транспортного министра Зии Мамедова, в свободное от государственных дел на досуге «лепящий» отели на территории ГИАЗ. Посмею робким голосочком напомнить министру колес, что заниматься коммерческой деятельностью государственному чиновнику строго-настрого запрещено. Может, он не знает об этом или подзабыл? Если так, то напоминаю, что об этом есть и соответствующий закон. При необходимости могу дать почитать.
Прошу прощения у моего читателя. Увлекшись описанием посольства Грузии, я пропустил здание-особняк за мечетью в переулке, ставшем тупиком. Тут вознесся 4-х этажный, а с надстройкой в глубине – 5-ти этажный дом на полквартала. Имя владельца – военная тайна, но я догадываюсь, что он не продавец семечек на базаре. Рядом, на этой же улочке «GALA ART GALLERI», куда частенько захаживают кураторы крепости – чиновники из Министерства культуры. Но вернемся к доходному месту – отелю «Меридиан», своим порталом отхватившем от улицы 4 метра проезжей части. Учтите, что этот захват был осуществлен при ширине улицы в 6 метров. Что, и этот дом отдохновения не был замечен ГИВ?
Все строительство отеля приходится на период 2001-2005 годов, на время хозяйствования Г. Абуталыбова, как и дальнейшее функционирование. И об этом объекте поставлены были в известность Исполнительная власть Баку, Министерство культуры, Кабинет министров, а дом достроен. Назло всем законам и указам. Даже указ от 17.02.2003 года покойного Гейдара Алиева не возымел действия. Не снижая темпов, фактически втоптав в грязь президентский указ, отель достроен вопреки указу и на радость министру транспорта и ГИВ!

Чуть дальше, по этой же стороне, где располагается отель, стоит дом XIX века. В настоящее время в нем после грандиозного ремонта, суммы которого с лихвой хватило бы на постройку сельской школы на 300 учеников, размещена квартира в три этажа сына Гаджибалы Абуталыбова. Пройдя мимо особняка сына Рафаэля Аллахвердиева, построенного в 2000 году, наш взгляд упрется в торец улицы А.Зейналлы, где вознесся особняк польского посольства, сданный в аренду в 2004 году с молчаливого согласия того же Г.Абуталыбова. Особняк построен на месте архитектурного дома XIX века (1830 г.), также проходящего по реестру Минкультуры, как охраняемый памятник.
Слева от польского посольства – коробка из стекла и бетона офиса British Council. А рядом, по адресу Кичик Гала, 6 располагался и дом-музей Г.Сарабского, уничтоженного в то же время.
Дальше улица Кичик Гала идет в гору. Все дома, расположенные выше польского посольства, дали трещину ввиду подмывания грунта подземными водами. Это произошло из-за рытья глубокого котлована (12 метров) при строительстве посольства. В настоящее время грунты выше этого объекта перенасыщены подземными водами, так как естественные русла перекрыты фундаментом посольства. Грунтовые воды «обходят» котлован и уходят вниз, под массивные крепостные стены в сквер имени Вахида.
В районе Кичик Гала, 12 крепостная стена покрыта глубоким трещинами. Процесс проседания грунта продолжается. Нетрудно догадаться, что ждет нас в ближайшие 5 лет. И про это было неоднократно доведено до сведения ГИВ!

Пойдем дальше. Прошли мимо дворика, у дверей которого несчастный герой А. Миронова из «Бриллиантовой руки» восклицает «Черт побери!», бани Ага-Микаила, чьи интерьеры были задействованы в фильме «Не та, так эта». Впору сейчас и нам кричать благим матом «черт побери!», глядя на все, что делают с Крепостью новоявленные варвары без капли совести, владеющие правом вершить ее судьбу!

На нашем пути особнячок, недалеко от «Тек Гала Гапысы», тоже отель. Особых нареканий не вызывает, так как скромненько пристроился на углу улиц Кичик Гала и Мамедъяровской. У входа в Крепость, слева от «Тек Гала Гапысы» в келье с замурованным подземным ходом, идущим под зданием итальянского посольства ко дворцу Ширваншахов, разместилось некое коммерческое предприятие, что очень странно, так как и этот объект охраняется государством и был в ведении Дирекции комплекса «Дворца Ширваншахов». Как удалось реестровый объект перевести в коммерческий – военная тайна…

Пройдем мимо итальянского посольства (еще одно!) вдоль крепостной стены и выйдем на площадь перед входом во Дворец Ширваншахов. Здесь «красуется» дом-уродец в 5 этажей, построенный наспех и без особых знаний. Дом-коробка, но зато с приличной площадью. Сейчас здесь расположено греческое посольство (еще одно!). И вновь закроем глаза на размещение иностранных диппредставительств на территории ГИАЗ, как закрывают глаза на это Министерство иностранных дел, ГИВ и прочие.
С грустно опущенной головой плетемся вниз по спуску улицы Кичик Гала. Не доходя до заднего фасада «Исмаиллийе», построенного в память сына Мусы Нагиева, справа от нас «гремит» на всю улицу белоснежным фасадом особняк Фикрета Садыхова, бывшего главного химика страны. Сейчас здесь кипит работа по отделке здания для сдачи его в очередную аренду очередному толстосуму. Естественно, не за десять минимальных зарплат, как мы все догадываемся.
Пройдем мимо дома, где жил Мир-Мовсум Ага, мимо фамильного дома XIX века семьи Ханларовых, бывших бакинских меценатов и по спуску мимо здания «Бармек» выйдем на площадь перед «Гоша Гала гапысы».
Наше короткое путешествие по самой длинной улице Крепости Кичик Гала закончено. Но не закончены путешествия по другим улицам Крепости, где также хозяйничают олигархи при попустительстве властей и, в частности, ГИВ. На многочисленные обращения к ГИВ по поводу этих и многих других безобразий у него заготовлен один стандартный лживый ответ: «В Крепости строительства нет, а все что строится, ко мне отношения не имеет, все распоряжения на строительство выданы до меня». Хотя факты вопиют об обратном – стройки 2001-2005 годов и по сей день доказывают лживость ГИВ.

Эта статья написана вопреки желанию Г.Абуталыбова, который требует от нас замолчать и не упоминать его имя в публикациях. Даже есть соответствующее решение Ясамальского суда, в корне противоречащее Конституции Азербайджана. Мы были вызваны на судебное заседание, где представитель истца (ГИВ) юрист выглядел, мягко говоря, несерьезно. Как и само заседание, так и доводы юриста Исполнительной власти напоминали нам почти стершуюся копию фильма 30-х годов. Сожалеем…
И мы полны решимости и далее в своих публикациях доказывать фактами геноцид Баку 2001-2005 годов. Время, когда Баку был поставлен на колени людьми, ненавидящими этот город вместе с его жителями. Как-то в порыве эмоционального взрыва Гаджибала Абуталыбов воскликнул: «Я ненавижу эту нацию!» Беседа была приватная, с деятелем, широко известным как у нас в стране, так и далеко за рубежом. Собеседник после этих слов долго не мог прийти в себя. Он был в шоке. Это было так, словно разверзлась пропасть без дна, и оттуда повеяло ужасом…

Может, здесь и кроется причина столь, мягко говоря, нелояльного отношения Гаджибалы Абуталыбова к Баку и к бакинцам?

Прав был царь Соломон, показывая на свой перстень, где были выгравированы слова: «И это пройдет…». Но останутся в наших сердцах боль по уничтоженному Баку, шрамы на лице Баку от высоток. И теплится надежда, что люди, совершившие преступления против истории своего народа, должны понести заслуженную кару. Как и написано в Главном Законе – Конституции. Больно за уничтоженный памятник истории, но смертельно - другое. Гаджибала Абуталыбов убил в нас своей ложью главное – Веру…
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Женька и Ждун
© Portu