руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
25 апр.
06:03
Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski
Все записи | Искусство
понедельник, май 18, 2015

Лукиан Фрейд и искусство полного тела

aвтор: tsvetaeva ®
12

 

Очередной перевод статьи из секции Культура сайта БиБиСи. По-моему, интересно. Кажется, Гоген сказал: "Безобразное, уродливое может быть прекрасным, миловидное – никогда" А может быть он так и не говорил, и я сама это все придумала.

 

Картина британского художника, которая вскоре будет продаваться с аукциона кажется крайностью в изображении женского тела, принятом в девяностые годы прошлого века.Так ли это?Алистер Соук пытается разобраться.  

 

 

 

 

     Вечером 13 мая огромное полотно с изображением обнаженной женщины, сидящей на диване, написанное британским художником Лукианом Фрейдом, уйдет с молотка на аукционе дома Кристи в Нью Йорке. Стартовая цена 50 миллионов долларов или 32.4 миллионов фунтов стерлингов.     

 

     По всем статьям "Отдых заведующей отдела льгот" восхитительное полотно - жирные мазки, этюд щедрой женской плоти, похожей на взбитые сливки. Взгляд Фрейда, безжалостно откровенный, дает нам увидеть все пятна и неровности, все обвислости и дряблости кожи своей объемистой модели, стадвадцатикилограммовой лондонки Сью Тилли заведующей центра занятости. Сам Фрейд однажды сказал: "Я хочу, чтобы краски выглядели, как плоть".    

 

     Произведенный картиной эффект нельзя считать жестоким в смысле "покажи пальцем и потеряй дар речи", он, например, отличен от впечатления после просмотра  телевизионной передачи "Шок докс", где нас поощряют издеваться над полными людьми. Вместо этого мы видим благожелательное изображение, дающее эффект ощутимого присутствия -  откинутая назад  голова модели, растворившейся в экстазе, а может и покое.     

 

     Это пиршество плоти Фрейда принадлежит квадроптиху "Большая Сью", написанному им в девяностых. Другая картина из этого цикла "Сон заведующей отдела льгот" была продана в 2008 году на аукционе  "Кристи" в Нью Йорке русскому миллиардеру Роману Абрамовичу за 33.6 миллионов долларов или 17.2 миллионов фунтов стерлингов. Самая большая цена, которая платилась за картину, написанную ныне живущим  художником. (Фрейд умер в 2011) 

 

 

 

 

 

 

      Удивительно, насколько картины Фрейда, изображающие Тилли, отходят от привычных представлений о женской красоте. Хотя модели больших размеров, такие, например, как Эшли Грэм, сейчас становятся все популярнее и роскошное, едва прикрытое тело знаменитой светской львицы Ким Кардашьян бесконечно мелькает на страницах медиа изданий, по-прежнему, глянцевые журналы пропагандируют несколько иные стандарты женской привлекательности. И помещают на обложках худышек. 

 

     Тем не менее, в контексте истории искусства картины Фрейда не кажутся далеко идущими вразрез с каноническими представлениями. Считается, что "обнаженная натура"  впервые появилась у греков. Но их изображения простых женщин или богинь от ранних веков до классической эры демонстрируют  достаточно округлые формы.  

 

Древняя эстетика

 

     Однo из самых ранних и известных изображений женского тела -  известняковая фигурка, высотой немногим более 11 см, традиционно называется виллендорфской Венерой (принадлежит эпохе палеолита и  названа так по имени австрийской деревни около которой она была найдена в 1908 году). Как бы ее назвали сейчас -  трудно сказать, но имя греческой богини красоты и любви у нас ассоциируется с чем-то абсолютно прекрасным и совершенным, воспетым скульпторами древней Эллады. Эта фигура без ступней, честно говоря, гораздо толще своих греческих последовательниц: ее грушевидный торс обращает на себя внимание огромной грудью, преувеличенно выступающим животом и явно прорисованными линиями лобка. По форме она напоминает ручную гранату.  

 

 

     До сих пор не утихают споры о символистике этого произведения. Одно из наиболее необычных предположений принадлежит американскому  критику Камиллу Пальи, который утверждает, что виллендорфская Венера погребена во вспученных массах своего жирного тела. Ее полнота - это изобилие в голодные годы. Она - мегавеличина природы, которую мужчина хочет направить на свое спасение.        

     Джилл Кук из доисторического отдела Британского музея не уверена, что виллендорфская фигурка, обязательно, богиня плодородия. "Это -  толстая женщина, среднего возраста, чья способность к зачатию давно в прошлом", - говорит Кук. "Когда она была найдена, ее называли уродливой, ужасной, похожей на монстра, свидетельствующей о примитивном сексуальном вкусе людей, которых иначе, чем дикарями, не называли. Я не вижу в этой стауэтке ни порнографии, ни эротики. Для меня виллендорфская фрау - отражение беспристрастной реальности и  физической расслабленности, повторенные Фрейдом  в портретах Сью Тилли".    

 

      Было бы очень интересно выяснить считалась ли хоть когда-нибудь эта фигурка, эта Большая Сью древности, красивой. Определенно, когда мы смотрим на позднейшие периоды истории искусства, нам становится понятно, что концепция красоты не была всегда одинаковой, она постоянно видоизменялась и колебалась. Художники северного ренессанса, например, предпочитали изображать женщин с тонким, удлиненным телом и  небольшой грудью. Например, посмотрите, как Лукас Кранах старший на своей панели 1526 года, хранящейся в лондонской Тейт галерее, пишет Еву перед древом познания. Хотя, ближе к Средиземному морю, итальянские художники изображали женщин более крепкими и величественными: Джоржоне в "Сельском концерте" или Тициан - пышущих здоровьем красавиц. Возможно они старались подчеркнуть их страстность и чувственность, а не фактор их духовности. 

 

В погоне за плотью

     В западном искусстве одним из самый знаменитых изобразителей роскошных женщин считается король художников 17го века Питер Пауль Рубенс. Его хорошо откормленных моделей у публики принято называть "мясистыми". Тогда как вряд ли сейчас эти модели могли бы попасть на обложку журнала "Вог", в те времена они считались верхом совершенства. Одну из них, жену художника, признавали красивейшей женщиной Фландрии.  

 

 

 

     Рубенсовское полотно "Шубка", портрет в натуральную величину его второй жены Хелены Фоурмен, на котором обнаженная женщина полуприкрыта роскошным мехом, вершина эротизма и чувственности. Художник любуется каждой ямочкой и складкой молодого тела своей жены. В этом портрете нет ничего, что бы давало нам ощущение приукрашивания действительности. Несмотря на то, что в ее позе есть элемент поддразнивания, разжигания фантазии, рубенсовское изображение само по себе необыкновенно интимно.     

 

     Рубенс стал отправной точкой для более поздних мастеров, по тем или иным причинам решившихся воспеть обилие женской плоти. Его влияние очевидно в "Купальщицах" Ренуара или в большом количестве картин обнаженных женщин, написанных современной британской художницей Дженни Савил.

 

Глаз смотрящего

     Даже молодая британская художница Сара Лукас временами работает в традиции, которая восходит к Рубенсу. Почти в то же самое время, когда Фрейд писал Тилли Лукас придумала  свою "Толстая. Сорокалетняя. Вибрирующая" (1991). Это произведение принадлежит к серии работ, которые были созданы путем фотокопирования статей на целый разворот из различных таблоидов. Мы видим темноволосую женщину с фигурой, похожей на фигуру Большой Сью. Женщина стала предметом издевательской статьи газеты "Сандей спорт", где в первом же абзаце ее называли " мадам гора-из- суфле".

     Лукас, конечно, не приглашала нас клевать на эту удочку. В то время, находясь под сильнейшим влиянием феминистской литературы, она хотела пригвоздить к позорному столбу карательное, женоненавистническое общество, которое полагает, что если тело человек отличается от принятых в этом обществе стандартов красоты или то, как он выглядит не соответствует общепринятой норме, это повод презирать человека. Она целилась в издевательский тон газеты, конечно, а не в саму женщину. 

     Фрейдовские портреты Тилли принадлежат к тому же, ведущему начало от Рубенса направлению, даже несмотря на то, что Большая Сью не может похвастаться  мерцающей, перламутровой кожей, какой обладают модели Рубенса. В отличии от Рубенса, Фрейд не хотел, чтобы его женщина выглядела соблазнительной. 

 

 

 

   Фрейд работал на заре модернизма, течения, которое намеренно сбрасывало с пьедестала признанные временем идеалы красоты. (При всем желании, например, вы не найдете у Пикассо или у художников из его когорты, картин с сексапильными красотками, во множестве изображaвшимися прерафаэлитами в 19 веке). Кроме отсылки к творчесту Рубенса, портреты Тилли принадлежат еще и традиции "уродливых" обнаженных 20 века. Вспомните женщин на ранних картинах модерна, таких как "Купальщицы" Сезанна или "Голубая обнаженная" Матисса, где бедра моделей преувеличенно искривлены и лишены формы. 

     В заключение я хочу сказать, что нет ничего уродливого в портретах Биг Сью и, если кто-то считает иначе, он смотрит на них, скорее, сквозь призму собственных предубеждений, чем свозь сочувственный взгляд автора. Возвращаясь в 90е, ко времени написания картин, мы должны отметить, что они удивительным образом являются апофеозом изображения красоты, не являющейся общепринятой ни тогда ни сейчас. Но при рассмотрении этих полотен в широком контексте истории живописи, они совсем не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Точно так же как Лукас, Фрейд понял, что красота - искусственная и текучая концепция, меняющаяся в зависимости от общества и эпохи. 

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine