Один день из жизни Скарперии
Я часто цитирую две фразы:
- «Человек полагает – господь располагает» (народная мудрость)
- «Чего хочет женщина того хочет бог» (Александр Дюма «Королева Марго»)
Не надо быть выдающимся логиком, чтобы вывести из этого силлогизм:
НАМИ РАСПОЛАГАЮТ ЖЕНЩИНЫ!
Да! Именно они плетут сети нашей судьбы, именно они дают нам путеводные нити… Наша мужская проблема состоит в том, что мы не всегда в состоянии отличить путеводную нить от сети…
Этот день моей итальянской жизни должен был пройти в городе Сиена. Так оно и случилось, если бы не женщины... В классической античной традиции смертному является божество, наделяет его способностями или даёт ему цель, превращая тем самым статиста в Героя. Моей богиней в этот день была Минерва. Скрываясь под обликом Светы, она сказала:
«Не езжайте сегодня... Зачем вам арендовать машину? В Сиену я отвезу вас завтра. Поехали сегодня шопиться в Барберино»
Эти слова зажгли потребительский огонь в глазах моей жены и сомнение в моих. Признаюсь, я, как всякий истинный герой, не люблю суету с декорациями жизни, отвлекающими от совершения подвига. Освещенный божественным огнём, я согласился… Минерва улыбнулась.
Город Барберино, располагающийся в часе езды от Флоренции, известен своим Barberino Designer Outlet. Я тайно надеялся, что даже там, в храме моды, маркетинга и тщеславия, я смогу найти что-нибудь достойное моей неумелой кисти
- Достойное неумелой кисти? – переспросили в службе информации торгового центра, поглотившего моих прекрасных спутниц. - У нас всё достойное, но только для неумелых покупателей. Неумелым художникам здесь делать нечего.
- А где есть чего?
- А не поехать тебе в Скарперию?
Через полчаса я стоял на пустынной площади маленького городка и смотрел вслед такси, увозящему мои 30 евро. Наверное, точно так смотрел Геракл вслед уплывающим аргонавтам.
Передо мной дворец Викария - Палаццо деи Викари, а за моей спиной соответственно Пьяцца Дей Викари – площадь. Где палаццо – там и пьяцца, а где пьяццо – там и церковь… ну, теперь вы всё знаете об итальянских городках…
Хромым шагом прохожу через дворец и замираю – передо мной, обрамлённое вековыми елями, полотно Тосканы: за коричневой крышей круглой башни Оратории, голубеют горы. Над их полупрозрачным орнаментом разворачивает выбеленные облака лазурное небо. Я начинаю рисовать... Нещадно жжёт cолнце, выдавливая из меня струи пота, засолённого суетой калифорнийского существования - я рисую… на мне горит кожа, дубленная начальствованием и начальниками – я рисую. Я рисую, потому что не могу не рисовать - Италия, это место, «где искусство пускает ростки из каждого камня». Так высказался об Италии Михаил Кузьмин. Я – окаменелость из которой сегодня плавленым янтарём течёт искусство... я - камень, расколотый нежным ростком вечной красоты…
Время остановилось… Я гуляю по Скарперии. Яблони за высоким забором, прославленные Кузминым в рассказе «Мачеха из Скарперии», знаменитый магазин скарперийских ножей, кафе и бар… Останавливаюсь на углу площади. Рисую… Рядом, в баре, шумит пара местных пьяниц, весело общаясь с местным дурачком, на вековых лавочках сидят старушки и старички… Люди не идут мимо, они - здесь живут…
Заканчивается день… Откуда-то вдруг возникла свадьба.. Жених на маленькой машинке… Невестка, окруженная шумными родственниками.. Меня затягивает воронка вневременья, и кажется, что день никогда не окончится… и кажется, что не будет ничего кроме этого дня… Но нити уже сплетены…
Уносит меня Минерва всё дальше и дальше на своём Арго французского производства… Боги и люди могут забрать у меня всё, но этот прожитый день навсегда останется моим - Один день из жизни Скарперии.