руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
19 апр.
21:16
Журналы
Когда заканчивается зима..
© Portu
Все записи | Воспоминания
воскресенье, август 7, 2016

Живой подарок

aвтор: Ayla-Murad ®
15

Мой папа дружил с соседом Кязымом киши, главой большой и дружной семьи. С юности до самой пенсии Кязым киши работал бурильщиком на скважинах на Нефтяных Камнях. Выйдя на пенсию, он переехал на дачу в Нардаране, изредка приезжая в город. Каждый раз, увидев его ГАЗ 21, мой папа собирался к нему поиграть в нарды. От папы Кязым киши узнавал новости нашего дома, всевозможные мировые события, но все это мало трогало его, он лишь кивал головой и изредка вставлял комментарии, сводившиеся к вердикту, что все беды от того, что люди оторвались от природы, и цивилизация мстит им то стихийными бедствиями, то болезнями.

 

Старик был одержим своим садом, где выращивал фруктовые деревья, большинство из которых прививал сам или привозил саженцы и селекционные цветы из ленинградского ботанического сада. Год за годом сад Кязыма киши становился все краше и удивлял гостей из города. Кроме стандартных винограда и инжира радовали глаз абрикосы, черешня, персик, гранаты, вишня. Плоды были красивыми, ароматными, крупных размеров и очень вкусными, так и просились в руки. Хозяин с удовольствием угощал гостей и соседей дарами своего сада. Все это добро нужно было охранять от чужих людей, порой норовивших пробраться на дальнюю часть дачи.

 

Лет 5 назад Кязым киши подобрал на мусорке умирающего от голода покусанного и побитого щенка, привез на дачу и выходил его. Старик вез пса, ласково разговаривая с ним. Просил его не умирать, обещал хорошо кормить и не выгонять на улицу, даже имя дал - Тузик. Щенок не подвел, выжил, но оказался самкой, и Кязым киши, недолго думая, переименовал щенка в Тузку.

Тузка выросла в небольшого размера собаку с хорошим аппетитом и злым характером. Кязым киши любил Тузку, делился своей едой, откладывая для нее косточки, куски мяса из своей тарелки, он готовил для нее суп без соли и специй, - и все для этой королевы дачи. Тузка ела за двоих и работала честно: никто не мог пройти мимо дачи, не будучи облаянным. Собака всегда была на цепи, и когда дачу посещали гости, ее привязывали в дальней части сада, чтобы никто случайно не оказался покусанным. Казым киши обил забор изнутри железными листами. Когда Тузка кидалась на забор, железная цепь издавала страшный звук от удара о железо, сопровождающийся злым лаем, люди отпрыгивали от страшного места, проклиная собаку: Бисмиллах! бисмиллах! сяни олясян! (чтоб сдох). Наверняка некоторым потом приходилось идти к чылдах, чтобы снимать последствия испуга. Насколько дачники ненавидели собаку, настолько сильно хозяин любил ее и гордился ею, подкармливал вкусностями. Соседи советовали Кязыму киши: Найди своей собаке самца, а то она очень злая, пусть немного успокоится. Кязым киши соглашался с ними, но не для того, чтобы она стала доброй, а чтобы получила от жизни все, родила щенят.

Дачные собаки встали в чередь, чтобы женихаться, но крошка Тузка, рыча, кусаясь и свирепо лая, никого не подпускала близко. Ни одна из соседских собак не смогла угодить Тузке. Так и текли дни за днями.

 

Однажды Кязым киши вошел в сад с щенком в руках. Это был подарок друга: очень красивый щенок волкодава со светлым окрасом и золотистой головой.  Кязым киши назвал щенка Гызылбаш и ухаживал за ним, как за ребенком.

Тузку новый жилец сильно раздражал, она чувствовала себя обделенной вниманием и лаской хозяина. Кязым киши уделял много времени щенку, приучал его к своим правилам, тренировал его, чем вызывал ревность Тузки. А Кязым киши был счастлив от того, что у него появилась настоящая собака, оружие, которое может защитить сад от воров. Волкодав рос не по дням, а по часам, и вырос в роскошный экземпляр своей породы.

Шуму прибавилось: Тузка была очень чуткой и, звонко заливаясь лаем, пугала людей, проходящих мимо забора, а заканчивал выступление  Гызылбаш мощным басовым аккордом. Все это нравилось хозяину, он был горд за своих подопечных. Видно было, что первенство в тандеме нравилось и Тузке.

 

Прошел год, дни были похожи один на другой... Кязым киши начал замечать изменения в поведении Тузки. Когда Гызылбаш прогуливался на цепи в своей зоне, Тузка смотрела на него, виляла хвостом и жалобно поскуливала. Это были никогда ею ранее не издаваемые звуки, и Кязым киши понял, что у Тузки любовь. Он решил свести их поближе, собаки неплохо знали друг друга, но никогда не сближались. Кязым киши подвел Тузку к Гызылбашу и удивился ее неагрессивности. Она была на голову ниже Гызылбаша и носилась вокруг волкодава, падала на спину, дрыгала ногами, показывала свое подчинение ему, а волкодав, гордо подняв голову, смотрел в другую сторону. Тузка не успокаивалась, и так, и сяк крутилась вокруг Гызылбаша, нюхала морду самца. Самец был непреклонен и отводил морду. Кязым киши предпринимал попытки сблизить их несколько раз и был удивлен: oказывается, собаки ведут себя, как люди, так же влюбляются и игнорируют. Все попытки Тузки обратить на себя внимание Гызылбаша были впустую, волкодав не смотрел на игры Тузки, а Тузка не подпускала других собак к себе.

 

Шло время. В саду была идиллия. Все цвело и плодоносило, радовало глаз и наполняло гордостью хозяина. Собаки дополняли картину гармонии жизни. Однажды в начале сентября Кязым киши нужно было уехать в Ленинград за покупкой новых селекционных цветов. Из ботанического сада, где он ежегодно закупал саженцы и семена, позвали забрать специально для него выращенную рассаду, смесь сортов земли и специальные удобрения. Он попросил ближайшего соседа присмотреть за садом и собаками, заплатил ему за продукты и, главное, взял обещание ежедневно в полдень переводить Гызылбаша в тень, чтобы тот не оставался под солнцепеком. Вечером нужно было пристегивать собаку обратно к дальнему углу сада охранять добро от посторонних. Сосед оказался ленивым и беспечным, он кормил собак, наливал им воду, но не уводил Гызылбаша в тень, и собака всю неделю по нескольку часов оставалась под палящим солнцем.

 

По приезде Кязым киши, войдя во двор, нутром почувствовал, что собаки не в порядке. Все порученное соседу было забыто им. Тузка немного похудела и выглядела грустной, но хороший аппетит и присутствие любимого хозяина способствовали быстрому восстановлению. С Гызылбашом все было намного хуже, он не притрагивался к еде, лишь немного пил воду, лежал с закрытыми глазами, не лаял и даже не радовался хозяину. Хозяин понял, что пес загублен, он проклинал соседа за жестокость и нерадивость. Кязым киши пытался кормить Гызылбаша мягкой пищей, но собака не ела и чахла. Шерсть начала сходить клочьями, собака страдала, мазь от лишая, которую достал Кязым киши, не помогала. Он звонил по друзьям, пытаясь найти ветеринара, но специалистов по собакам в Баку не было. Старик был потерян, жаловался всем, что он в безвыходном положении, говорил о собаке, как о своем ребенке,  чуть не плакал. Беду чувствовала и Тузка. Она давно не видела Гызылбаша гуляющим по двору, все время искала его глазами, чтоб не упустить его появления. По вечерам она скулила.

 

Трехлетний Гызылбаш выглядел, как старая бездомная собака. Он настолько ослаб, что Кязым киши снял с него цепь. Собака никак не восстанавливалась, было видно, что ему осталось жить совсем недолго. В такой ситуации обычно собаку проистреливают, но у хозяина рука не поднялась убить любимца. Он решил дать ему свободу, вывез его к небольшому леску у горы, поближе к воде, и оставил там. Вернулся на дачу опустошенным, как будто попрощался с родным человеком. До самого утра Тузка не спала, ходила кругами и скулила.

 

Ранним утром Кязым киши собрался ехать в город. Тузка, обычно накидывавшаяся на еду, даже не взглянула на свою миску. Она лежала молча. Кязым киши открыл ворота и увидел у самых дверей мертвого Гызылбаша. Измученный пес хотел умереть дома и из последних сил дошел до родного порога. Кязым киши заплакал, взял лопату, пошел в дальний угол сада, выкопал яму и похоронил своего любимца.

В городе он со слезами на глазах рассказал семье о случившемся. Все пытались утешить его, как могли. Весь день Кязым киши молчал, он не хотел ни с кем говорить, аппетита не было, он только пил чай и лежал на кровати, и ничто не могло отвлечь его от тяжких дум. Под вечер он собрал еду для Тузки и поехал обратно она дачу. Сын обратился к сестре: Папа совсем потерял голову, любит своих собак больше, чем нас.

 

Вечерело. Кязым киши вошел во двор дачи и увидел лежащую Тузку, которая даже не приподнялась. Он подошел к ней, присел, протянул на ладони кусок мяса, начал гладить ее по голове и нашептывать что-то. Собака смотрела на хозяина, как будто все понимала, но на еду не взглянула. Кязым киши пололжил мясо в миску собаке и ушел в дом.  С этого дня у него начались мучения с Тузкой. Она не ела, не двигалась, все время смотрела исподлобья молящими глазами. Она скучала по Гызылбашу, хотя ее любовь была безответной. Собака день ото дня худела, и это очень угнетало Кязыма киши, ведь Тузка был его давним другом. Его пугала мысль потерять Тузку, он начал давать ей витамины, но собака на глазах угасала.

 

В один из жарких дней Тузка не проснулась утром. Это было трагедией для Кязыма киши. Похоронив Тузку рядом с Гызылбашем, он частенько теперь сидел в дальнем углу сада и думал свою думу. Ему было обидно и больно, что собаки, его преданные друзья, погибли. Кязым киши постарел, осунулся, не сбривал бороду. Дети с матерью часто навещали отца, приезжали и друзья семьи, и городские соседи. Хозяин принимал гостей, угощал их, но печаль не покидала старика, душа его плакала.

 

Было обычное утро. Кязым киши, как всегда, сидeл в дальнем углу сада у могил собак, думал о том, что животные причиняют нам боль только своей смертью. Память уносила старика в те дни, когда его верные друзья были живы, и душа его тосковалa. Вдруг он почувствовал, что кто-то лижет его руку. Это оказался щенок, тычущийся в его ладонь смешной мордой и виляющий хвостиком.


-Ты чей? Откуда? - Кязым киши обернулся назад и увидел улыбающегося сына. Он понимал, что отцу-старику нужна любовь - чистая, абсолютно искренняя.

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Женька и Ждун
© Portu