руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
24 апр.
07:32
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine
Все записи | Факты
суббота, октябрь 16, 2010

Ледовая коррида

aвтор: xolkovs-rad
 
 В России этот вид спорта по праву может считаться национальным: 25 раз советско-российские фигуристы поднимались на высшую ступень олимпийского пьедестала, в то время как на счету их главных конкурентов – американцев – лишь 14 золотых наград. И почти каждая победа в фигурном катании сопровождается спорами и недовольством. Уж больно субъективными критериями руководствуются судьи, выставляя оценки и определяя лучших из лучших.
 

Фигурное катание  – совершенно особый вид спорта. Красочные состязания неизменно проходят при аншлагах и вызывают огромный интерес у телезрителей. Вместе с тем у живописного ледового шоу есть множество противников, вообще отказывающихся признавать его спортом как таковым. Нередко слышатся призывы исключить фигурное катание из олимпийской программы наряду с некоторыми другими видами, в которых главным критерием успеха служит оценка судей (такими, как гимнастика, синхронное плавание или лыжный фристайл), и организовать для них отдельные соревнования. Кое-кто даже придумал для них специальное название – «субъективная Олимпиада». Хотя, конечно же, всем ясно, что это утопическая идея: МОК ни за что не лишит программу Игр одного из наиболее притягательных и зрелищных элементов, какими бы противоречиями и скандалами ни сопровождались порой состязания фигуристов.

Тем более что олимпийская история фигурного катания существенно дольше, чем история зимних Игр. Вообще таких видов спорта всего два: в программе Олимпиады 1920 года в Антверпене наряду с фигурным катанием был представлен и хоккей с шайбой, но если для хоккея это был олимпийский дебют, то фигуристы впервые определили чемпионов и призеров еще в 1908 году в Лондоне.

Те Игры, кстати, подарили России первого в истории олимпийского чемпиона.

Николай Панин-Коломенкин, уроженец села Хреновое Воронежской губернии, победил в упражнении под названием «специальные фигуры». Суть соревнования заключалась в том, что участник должен был представить судейской комиссии эскизы замысловатых узоров, а затем нарисовать их коньками на льду. Судьи были шокированы уже в тот момент, когда получили листок с эскизами: им не верилось, что исполнить столь сложное задание вообще возможно. Когда же Панин-Коломенкин проделал это с легкостью и исключительной точностью, вопрос о победителе был решен.

Специальные фигуры были довольно популярны в конце XIX – начале ХХ веков, но в олимпийскую программу вошли лишь однажды, так что Панин-Коломенкин остался единственным в истории чемпионом в этом виде. На Играх в Лондоне он участвовал и в соревнованиях по одиночному катанию, но не довел их до конца, в знак протеста снявшись перед произвольной программой. Российский спортсмен был убежден, что судьи необъективно оценивают его выступления, снижая баллы и целенаправленно выводя в победители его многолетнего конкурента – шведа Ульриха Сальхова. Как видим, с самого начала олимпийская история фигурного катания обретала неоднозначный и скандальный вид.

Когда же начались состязания по специальным фигурам, хитрый Сальхов поступил благоразумно: отлично понимая, что конкурировать с Паниным-Коломенкиным в этом виде невозможно, он снялся заранее.

Шведский след

Но какими бы противоречиями ни сопровождались олимпийские соревнования в Лондоне, нельзя не признать, что Ульрих Сальхов был величайшим фигуристом. Десять раз он побеждал на мировых первенствах, трижды становился серебряным призером, а также девять раз выигрывал европейские чемпионаты. Вошел он в историю и тем, что впервые исполнил один из реберных прыжков, носящий ныне его имя.

Швеция вообще была ведущей державой в фигурном катании начала прошлого века. По итогам мужских одиночных состязаний в Лондоне (как мы уже знаем, в отсутствие Панина-Коломенкина) шведы заняли весь пьедестал почета: вслед за Сальховым на нем разместились Рихард Юханссон и Пер Торен.

Продолжилось шведское доминирование и восемь лет спустя. Волею судьбы на Играх 1912 года фигурное катание представлено не было (а ведь прошла-то Олимпиада тогда в Стокгольме!) и вернулось в программу только в 1920-м. Представители Швеции победили тогда в обоих одиночных видах: у женщин первые два места заняли Магда Юлин и Свеа Нурен, а у мужчин лучшим стал  Графстрем. Интересно, что во время соревнований у него треснуло лезвие конька и он изъездил весь Антверпен в поисках новой пары. Однако нигде не удалось найти спортивных коньков и пришлось довольствоваться «прогулочными» – с завитушками в передней части лезвия, но это не помешало ему выступить лучше всех.

Гиллис Графстрем, трехкратный чемпион мира, впоследствии стал самым титулованным олимпийцем в истории: он участвовал в четырех Олимпиадах с 1920 по 1932 год и завоевал три золотые и одну серебряную медали, что по сей день остается рекордом. Помимо него, еще только Ирине Родниной и норвежке Соне Хени удавалось побеждать трижды, но четырех олимпийских наград нет больше ни у кого.

Девочка из Осло

Если среди мужчин на звание величайшего фигуриста в истории могут претендовать по крайней мере два обладателя выдающихся медальных коллекций – Сальхов и Графстрем, то в отношении женщин не может быть никаких разногласий: лучшей на все времена остается Соня Хени – девочка, покорившая сердца всей планеты.

С раннего детства она подавала большие спортивные надежды, показывая неплохие результаты в теннисе, плавании и конном спорте. Когда же был сделан выбор в пользу фигурного катания, ее отец, преуспевающий торговец мехами Вильгельм Хени, позаботился о том, чтобы у нее были лучшие наставники, включая самого Графстрема и знаменитую русскую балерину Тамару Карсавину.

Первую победу в чемпионате Норвегии среди взрослых Соня одержала в девять (!) лет. А в 14 выиграла свой первый чемпионат мира. Годом позже, в 1928-м, в Санкт-Морице ей покорилась олимпийская вершина, на которой Хени удерживалась и в Лейк-Плэсиде-32, и в Гармиш-Партенкирхене-36.

В 1936-м, после третьей победы на Олимпиаде, десятой – на чемпионате мира и шестой – на первенстве Европы, она завершила любительскую карьеру, перебравшись в Голливуд, где совмещала участие в ледовых шоу с карьерой кинозвезды. На тот момент ей было всего 24, и впереди ее ждала насыщенная и полная ярких впечатлений жизнь. Увы, жизнь эта оказалась не такой уж долгой: в середине 1960-х она заболела лейкемией и скончалась в 1969-м в возрасте 57 лет во время перелета из Парижа в Осло. Она похоронена вместе со своим третьим мужем, кораблевладельцем и меценатом Нильсом Онстадом. Супруги нашли последний приют на вершине холма, с которого открывается вид на учрежденный ими Центр искусств Хени–Онстада в Хевикоддене, близ норвежской столицы.

Калинка - малинка

Называя Соню Хени величайшей из фигуристок, мы, конечно же, говорим о женском одиночном катании, ибо среди представительниц смешанных видов есть та, чья коллекция наград еще более внушительна, чем у норвежки. Речь, естественно, идет о россиянке Ирине Родниной, чье имя во всем мире всегда будет ассоциироваться с программой, исполненной под русскую народную песню «Калинка-малинка».

То была уже совершенно другая эпоха – эпоха тотального доминирования советской школы фигурного катания, подарившей миру немало прекрасных мастеров, неоднократно побеждавших на Олимпийских играх и чемпионатах мира. И все же другой такой выдающейся чемпионки, как Роднина, среди них не было. С 1969 по 1980 год она не проиграла ни одного соревнования, выступая с разными парт­нерами. Так, на Играх-72 в Саппоро фигуристка победила с Алексеем Улановым, а в Инсбруке-76 и Лейк-Плэсиде-80 – с Александром Зайцевым. Помимо олимпийских медалей, в ее коллекции золото десяти чемпионатов мира и одиннадцати первенств Европы. Программы, разработанные для пар Родниной, как правило, отличались невероятной насыщенностью и обилием сложнейших элементов, что порой приводило к конфликтам, так как некоторые из этих элементов считались слишком опасными и даже запрещались. В результате спортсменам и их тренерам перед самым стартом приходилось переверстывать программу, облегчая ее, но на безупречном исполнении это не сказывалось, и многочисленные высшие оценки – 6,0 как за технику, так и за артистизм – стали для Родниной вполне обычным явлением. А уж после того, как на чемпионате мира 1973 года в Брати­славе им с Зайцевым удалось исполнить произвольную программу в абсолютной тишине (во время выступления из-за замыкания в радиорубке отключилось звуковое сопровождение), стало ясно: выдающихся фигуристов не может остановить ничто. Что ж, умение преодолевать любые трудности, должно быть, заложено в Родниной с самого детства, когда она 11 раз переболела пневмонией. После таких испытаний, кажется, уже ничто не испугает.

"Наша эра"

Русская школа фигурного катания – на­иболее успешная в мире, и олимпийская история не дает ни малейшего повода усомниться в этом. На счету представителей СССР – Объединенной команды – России 25 высших наград, а у ближайших преследователей – американцев – 13. Естественно, не во всех видах программы успехи равнозначны. О специальных фигурах мы уже говорили: здесь никто и никогда Россию уже не догонит. А вот как выглядит ситу­ация в четырех существующих ныне видах.

Женское одиночное

Единственный вид, в котором олимпийская вершина еще не покорилась россиянкам. Ближе всех к победе подбиралась Ирина Слуцкая, ставшая в Солт-Лейк-Сити-2002 серебряным призером, а в Турине-2006 – бронзовым. Успех же Оксаны Баюл в Лиллехаммере-94 – уже достижение независимой Украины. Безусловными лидерами здесь являются американки, подарившие Олимпиадам семь чемпионок.

Мужское одиночное

Сохраняют представители США лидерст­во и в мужском одиночном катании, хотя в последние годы не столь очевидно. В 1992-м Виктор Петренко стал первым российским олимпийским чемпионом (тогда распавшийся СССР был представлен Объединенной командой), после чего эстафету подхватили, уже под российским знаменем, Алексей Урманов, Илья Кулик, Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. Так что на данный момент в активе нашей школы пять золотых медалей против семи американских.

Танцы

Последними в олимпийскую программу были включены танцы. Случилось это в 1976-м в Инсбруке, где чемпионами стали Людмила Пахомова и Александр Горшков. С тех пор прошло еще девять Олимпиад, и только трижды нашим фигуристам не удалось победить. В Сараеве-84 вне конкуренции оказались несравненные британцы Джейн Торвилл и Кристофер Дин со своим знаменитым «Болеро» Равеля, а в 2002-м в Солт-Лейк-Сити первенствовали Марина Анисина и Гвендаль Пейзера из Франции, хотя, как видим, определенный вклад русской школы в этот успех все же был.

Могли французы стать чемпионами и раньше: в 1992-м в Альбервиле многие считали лучшей парой Изабель и Пьера Дюшене, однако судьи решили иначе, отдав пальму первенства Марине Климовой и Сергею Пономаренко, которые на трех Олимпиадах постепенно шагали вверх по пьедесталу.

Пары

Парное катание входит в олимпийскую программу с самых первых состязаний 1908 года. Чемпионами здесь становились дуэты из Германии и Финляндии, Австрии и Франции, Бельгии и Канады. А в 1964 году Людмила Белоусова и Олег Протопопов положили начало советской эпохе, оставив представителям других стран лишь борьбу за серебро и бронзу. С тех пор на высшей ступени пьедестала почета 12 раз подряд непременно оказываются русские фигуристы. До 1988 года это были советские пары, в 1992-м – представители так называемой Объединенной команды, с 1994-го – россияне.

Единственное частичное исключение имело место в 2002-м, когда наряду с Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе золотые медали вручили еще и канадцам Жами Сале и Давиду Пеллетье. Так МОК разрешил скандал (увы, далеко не первый) вокруг судейства.

В Турине бронзовую медаль Ирины Слуцкой объясняли «предвзятостью судей», не захотевших отдать России четвертое золото. На Олимпиаде в Ванкувере пострадавшим себя почувствовал уже Евгений Плющенко. Откатав программу лучше американца Эвана Лайсачека, он все равно был поставлен судьями на второе место

.....Фигурное катание остается субъективным видом спорта, а раз так, то недовольство тем или иным решением судей всегда будет неотъ­емлемым условием этих состязаний.

 

*по материалам спортивно-развлекательного портала большой спорт

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Остров
© Leshinski