руccкий

Про Астрахань, часть первая, автор Стюф Рома

aвтор: Agranovsky ®

Стюф Рома

Ты дарила мне астры, астры пахли полынью.

Часть 1

1. ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА

Увидеть Её я хотел долго. Столица древнего ханства, гордая крепость грозного царя, наконец, целый мир арбузов, икры и лотосов, и всё это в одном великолепно пахнущем ярком флаконе! Конечно, такое должен увидеть каждый!

В отличие от этого самого каждого, к активным действиям по планированию поездки меня подстегивала ещё одна идея: посмотреть, наконец, на город, с которым нас всё время кто-то путает. Кстати, так это было и буквально за неделю-две до путешествия. Звонят мне на работу из вышестоящей московской организации и задают вопрос глупый:

- Здрассьте, ну, как там у вас, яблони цветут?   Нет, мы понимаем, конечно, что апрель ещё на дворе, но ведь число-то далекооо не первое!

- Здрассьте, но это не Астрахань, это Архангельск...

- Ммм... Ой, извините, пожалуйста...

- Да ничего (с заметной нервозностью в голосе).   Ну как тут можно не занервничать, если за окном снег лежит, а мне про яблони цветущие рассказывают! Рррр...

Ну вот я и раскололся...

Да, красавицу зовут Астрахань, и расположена она ну уж никак не на Северной Двине, а на Волге-матушке.

Приехали мы туда с котом утренним поездом Москва-Баку.

Ещё часов в десять вечера садились в вагон на станции Волгоград-1, а уже в 6-40 поезд, преодолев 450 километров и кучу-малу волжских ериков, оказался на платформе Астрахань-1.

Утро 10 мая было по-настоящему летним: пели птицы, а город раскидал повсюду свежую зелень и сам окунулся в миллиарды ранних солнечных лучей. Когда мы вышли из поезда, то оказались между множеством тележек с копченой рыбой. Разноголосый крик 'Рыба-рыба, жердь, белый амур' очень оживил кота, и тот сразу вынес свой вердикт 'Мне нравится этот город!'. Что приятно, вердикт он так и не изменил: первое впечатление оказалось верным...

Астраханский центральный вокзал представлял собой большое современное здание с мраморными полами и просторными залами ожидания, в которых нашлось место даже прекрасному вольеру с парой десятков волнистых попугаев. Рядом стоял вокзал старый, построенный аж в 1909 году в удивительном для центральной России стиле - псевдомусульманском. Глядя на него, казалось, будто ты приехал не в дельту Волги, а в среднее течение Сырдарьи, или, на худой конец, Амударьи. Здание смотрится, будто взмахом волшебной палочки его перенесли сюда из Средней Азии. Около него находится столь же необычное здание касс автовокзала, и даже стилизованный под этот маленький ансамбль киоск-шатер 'Евросети'.

Да, уже на привокзальной площади мы впервые заметили, что у Астрахани черные глаза, совсем как в той популярной восточной песне: большая часть встретившихся нам по приезду людей были стопроцентными монголоидами. В принципе, это неудивительно, ведь Астраханская область - это узкая и длинная полоса, зажатая с двух сторон между Калмыкией и Казахстаном, а сам город - старые восточные ворота исторической России.

Да, девушка наша с Востока, и, как нам подсказала интуиция, должна быть очень красивой. Все дальнейшее времяпрепровождение показало, что чутье нас не подвело. Она была просто прекрасна...

2. ИЗДАЛЕКА ДОЛГО...

Троллейбус, на котором мы вознамерились проехать от вокзала в центр города, подошел довольно быстро. И центр не заставил себя долго ждать. Вскоре за несколькими типовыми многоэтажками показались целые кварталы двух- и трехэтажных деревянных и каменных домов, которые, чередуясь, превратились в отдельный, старый и много повидавший город. Он был нарочито южным и очень пестрым, а за неизменно яркими фасадами домов с той же неизменностью проглядывали серые дворы. По мере продвижения в центр фасады домов становились всё ярче, обрастая замечательными литыми балкончиками лучших парижских образцов, разруха была все менее заметна, и на одном из перекрестков мы решились выйти. Где-то в этом районе, в стороне Волги, должна была стоять гостиница, в коей мы решили разместиться - 'Астраханская'. Историческое здание, которое многие поколения знают как гостиницу, было бы идеальным местом для поселения в старинном городе.   На чудной старой улочке цвели сирень и каштаны, меж домов бегали собаки, а за заборами катались в солнечных лучах кошки. Где-то рядом шелестела водой Волга. В глубине этой улочки стояла та самая гостиница, большая, красивая и, к сожалению, закрытая на неопределенный период времени. Поняв, что нам ничего не светит, мы, несколько разочарованные, пошли к Волге и уже по ней направились ко второму возможному варианту поселения - отелю 'Лотос', о котором также заранее что-то слышали.   Волга в Астрахани была совсем не той широченной и бескрайней рекой, которую мы привыкли видеть в среднем течении. Тут она являла собой лишь малую часть могучего потока, текущего 'издалека-долго' и с давних времен являющегося символом Руси-матушки. Волга астраханская была одной из множества речек, коими Волга-Мать впадает в Каспийское море. Даже в центре Астрахани у местной Волги-дочери был целый ряд проток-конкурентов, начиная от Кутума с Кизанью и заканчивая Кривой Болдой.

Астрахань - это город, целиком и полностью стоящий на островах. В этом она похожа на Архангельск. Оба города находятся в дельтах крупных рек. Но если дельта Двины обозрима и протоки-рукава ограничиваются пригородами и городами-спутниками Архангельска, то волжская дельта так велика, что частью уходит аж в Казахстан, что уж говорить про добрую часть области, которую она занимает. Ещё одно их отличие - в том, что Двина вливается в Белое море широкими рукавами, которые из-за подмывания островных берегов становятся с годами все шире и шире, в то время как Волга и другие ее протоки по мере приближения к Каспию только мельчают, становясь у моря практически несудоходными. И, как мы поняли, это дело 20-го века! Тогда как Белое море и Двина наступают, размывая острова, Волга и Каспий, наоборот, отступают, река суживаясь, а море отодвигаясь от Астрахани все дальше и дальше на юг...

Так вот, река, которую мы увидели, была довольно узкой, ни с Двиной в центре Архангельска, ни даже с самой собой в Волгограде не сравнить... На ее набережной также, как в остальных местах центра, возвышались красивые старинные особняки, а на воде плескались дебаркадеры, в коих разместились кафе и гостиницы. Повсюду перед ногами валялись огромные кучи мусора, которые старательно сметали дворники. Нам вспомнилось, что вчера было 9 мая, и сознание все нам объяснило...

'Лотос' был единственной гостиницей, стоящей в историческом центре города. Как оказалось впоследствии, с гостиницами в Астрахани была настоящая беда: большая часть их была скуплена неизвестно кем и закрыта, а кое-какие и вообще исчезли в неизвестном направлении. Лишенный конкурентов 'Лотос' загибал такие цены, что любого на нашем месте задушила бы жаба. Нас, помимо той самой душащей жабы, бил в грудь рационализм: почему в Волгограде мы жили в шикарном историческом отеле, в полулюксе с видом на площадь, где проходил парад, за 1200 рублей с человека в сутки, а тут надо платить непонятно за что (хотя, в общем, понятно: за обычный советский номер безо всякого парада) по 1100!   Возмущенные ценами 'Лотоса', мы пошли к Кремлю (он был совсем рядом, только отойти немного от Набережной и вот он, пожалуйста) и купили близ него карту города с перечнем гостиниц. А дальше было то, о чем я уже писал: все гостиницы, указанные на карте 2000 года (а более свежей в Астрахани не выпускалось, что я назвал бы форменным безобразием!), были попросту закрыты! Выясняли мы это опытным путем, обойдя их всех. Проходили мы, этак, часа три...   Несмотря на все это, меня всё же не покидала уверенность, что скоро мы расселимся. Так оно и случилось. В гостинице Правительства области, где не оказалось номеров (о, позорная гостиница, надо сказать, я был очень удивлен этому, так как гостиницы различных областных правительств обычно очень неплохие) нам сказали про последние два шанса: общежитие на ул. Софьи Перовский и Дом работников цирка близ вокзала Астрахань-1. Сначала мы двинулись в общежитие, и в нем нашлась комната за 200 рублей с человека. Комната, надо сказать, была преужаснейшей, но, на крайняк, мы ее забронировали и пошли в 'Цирк'. И вот там уже нашелся нормальный двухместный номер даже с умывальником и туалетом за 350 рублей с человека! Надо сказать, что на этом весь список гостиниц Астрахани был исчерпан, посему повезло нам несказанно!   Если уж я взялся иногда сравнивать Астрахань с Архангельском, то отмечу, что выбор гостиниц у нас несказанно больше и цены, в целом, приемлемые. Астрахани это должно быть в укор, ибо в 2008 году ей исполнится 450 лет, а если к Юбилею эта ситуация не изменится, то стыдно за город будет!

3. ТВОЯ ВКУСНАЯ РЫБА И МОНГОЛЬСКИЕ СКУЛЫ

Вот если бы взять да и провести конкурс красоты городов России ('мистер', 'мисс'), то Астрахань наверняка бы получила однажды корону 'Мисс Россия'. Это было бы справедливо, ибо красива она до безумства. Кроме того, это было бы в духе страны, ибо Россия наша многонациональная, а Астрахань - трижды ордена дружбы народов интернациональная красавица; и, наконец, это было бы политически грамотно, ибо России давно уже пора к Востоку развернуться лицом (а Астрахань - это уже Восток), а к Западу - задом!

Пока мы шли по городу, первым делом стали всматриваться в лица прохожих. И эти лица стали для нас открытием! Действительно, история живет среди нас...

Она и есть в самих нас. В лицах астраханцев жило далекое прошлое Золотой Орды и Астраханского ханства, и больше половины из них имели миндалевидный разрез глаз! Собственно, в городе подтвердилось уже то, что мы видели на вокзале - астраханцы - народ, как минимум, многонациональный!

Те самые монгольские скулы здесь - местная примета.

И даже у здешних коренных русских, кажется, тоже есть что-то раскосое в глазах.

Процент красивых девушек в Астрахани настолько велик, что остальные города России могут сразу начать плакать и расстраиваться за себя по полной программе! Не переплюнуть вам Астрахань ни в жиссь! Едешь здесь направо - одни восточные красавицы, идешь налево - красавицы другие, но тоже восточные...

С Волгоградом, где все более или менее обычно, разница огромная.   Ну да ладно, красивые девушки, конечно, хорошо, но часам к двенадцати дня, пардон, захотелось кушать. На рынке Большие Исады мы, первым делом, живо поинтересовались осетрами и икрой. Наивные, думали, что сейчас нам из-под полы осетриную тушу достанут и почти бесплатно отдадут! Фиг вам! Нет, говорят, ничего; а на прилавках только треска мороженая да селедка каспийская, предлагаемая как самый распрекрасный местный рыбный деликатес! А где осетры? Не знаем, - говорят продавцы. Вот те раз! Надо обдумать, что делать дальше... Ладно, давай закусим беляшом, - говорю я коту. Кот соглашается, и мы подходим к тетушке в платке, которая сие жарит. Один беляш - всего десяток рублёв, но он свеж, аппетитен и в размерах просто огромен. Я все думаю, говорить тетушке или нет, что таких вкуснющих отродясь больше нигде не ел? Подумал-подумал, да и сказал, при этом совершенно не покривив душой. А заодно и спросил, где рыбка-осетринка продается... И вот тетенька нам тайну и поведала. Нет, говорит, этого на Больших Исадах, надо вам на Селенские ехать, там этим совершенно легально торгуют... И рассказала, как именно ехать. О, хорошо! Съели мы с котеем по вкусному беляшу (а ведь, действительно, такой вкуснятины, да ещё и за 10 рублей не ел в жизни!), да и решились пойти на Селенские Исады (кто ещё не понял, Исадами здесь называют рынки). Сначала, правда, осмотрели большеисадовскую мечеть, само здание рынка (а, между прочим, и рынок, и мечеть - памятники архитектуры 19 века), да и тронулись в путь...

Селенские Исады находились не так далеко, в паре остановок от главного железнодорожного вокзала. У этого рынка тоже стоял храм, правда, не мусульманский, а самый что ни на есть христианский православный. Симпатичный такой, из красного кирпича, он взмывал ввысь на небольшом основании и был заметен издалека. На Селениях торговали фруктами-овощами с местных грядок, свежей клубникой из Азербайджана и прочим съестным. Здесь же, в отдельном павильоне, располагался рыбный рынок. Когда мы зашли в него, то малец прибалдели: он был весь усеян деликатесами. При каждом новом покупателе здесь звучала одна и та же песня, вот примерно такая: 'Рыбка, рыбка, воблочка! Мальчики, берите сомика, сомик вкусный, очень нежный, осетры-белуга-сервюга, икорочка щучья, свежая, аппетитная, берите, не пожалеете, балычок свежайший, ребятки, горячее копчение чудесное, пробуйте, сомик-сомик...' и все в том же духе. В одном из углов среди сомиков, белуг и огромных белых амуров сиротливо лежали две баночки с черной икрой, цена которых возмущала своей наглостью - она была рублей на 100 дешевле, чем в Москве или Питере (всего-то!). Один мужик, около которого мы прошли, заговорщически на нас посмотрел и сказал: 'У меня есть черная икра, будете брать - уступлю по семь (тысяч) за килограмм'. Ну, поскольку наш бюджет на всю поездку был чуть меньше, чем этот заветный килограмм, мы решили пренебречь таким 'выгодным' предложением и пошли пробовать сомиков, которых нам так яростно нахваливали! Ну, сомиков я бы оценил положительно, осетра и белугу более чем (правда, мы с котом здесь чуть-чуть разошлись во взглядах - ему больше приглянулась более жирная белуга, а мне нежный осетр), а вот царскую рыбу горячего копчения мы не оценили - какие-то они никакие-с. Цены были довольно высокими: килограмм осетра и белуги холодного копчения - 700-1000 рублей, сомик по 350. 'Ммм, ну, напробовались, и уже хорошо, пойдем-ка отсюда', - предложил кот. Я был с ним согласен. Раз уж стало ясно, что демпинговых цен тут нет, то знакомство с Селениями можно считать исчерпанным.   После этого рынка мы решили пойти к Кремлю. Перейдя по мостику Кутум и канал имени 1 мая, мы опять оказались в самом-пресамом центре. И местные красавицы заставили забыть все вкусовые ощущения от осетров и сомиков.

4. ВОЛГА-ВОЛГА, МАТЬ РОДНАЯ

Прекрасная Астрахань продолжала удивлять нас на каждом шагу... Пройдя немало чудных домов 18-19 веков, мы вышли к Кремлю. Уставшие, сели на лавочку, красивую такую, 'под старину', и решили немного отдохнуть. Теплый ветер, рассеивавший первую майскую жару, был очень кстати. Он развевал волосы у девочек-метисок, проходивших мимо, отчего их прогулки напоминали не иначе как показ мод... Посидев с полчасика у кремлевской стены, мы решили зайти в магазин и купить что-нибудь на перекус. Расположенный рядом супермаркет 'Городок' (их в Астрахани целая сеть) дал нам возможность вкусить первых астраханских сладостей. Это были бурма и шобиет (последний моя память долго и упорно назвала шоебетом, по аналогии с щербетом, но когда кот придумал проверочное слово, я все запомнил быстро. Проверочное слово было 'любовь'.

Удивлены? Не стоит! Вы поставьте после 'шо' оставшуюся часть слова и ответьте на вопрос 'шо делает'? Если биет (бьёт), значит любит. Это народная мудрость-поговорка А вот если подставить остаток от 'шоебета', то присутствие любви - далеко не факт Так и запомнил). Так вот, сии замечательные родственники пахлавы были до безумства вкусными и невероятно сладкими. Чтобы не кушать одни сласти, мы взяли ещё по куску местного хачапури и для запивки - азербайджанских соков из граната, айвы и фейхоа (приготовленные на экспорт во Францию, соки разительно отличались от того, что Азербайджан обычно сбывает нам). Со всем этим провиантом мы продефилировали мимо консульства Исламской республики Иран и вышли к расположенному рядом Лебединому озеру. В озере, действительно, плавали лебеди. Не знаю, подрезаны ли у них крылья или в воде растворен какой-то лебединый 'наркотик' типа кошачьей валерьянки, но лебеди, как утверждает народ, там есть всегда (да и не зря же озеро названо Лебединым). Здесь, на скамеечке мы вкусили чудеснейших продуктов, вспоминая вкус которых каждый раз хочется набрать телефон 'Аэрофлота' и заказать на завтра билеты в Астрахань. Как это было прекрасно! Из-за облачков вышло яркое солнце, в озере плавали белые лебеди, а мы, сидя на скамеечке, ели разные местные вкусности и вновь лицезрели красивых девушек. Без них Астрахань не Астрахань.   Получив очередную порцию удовольствий, мы взяли, да и направились к реке - посмотреть расписание теплоходов на Волге-матушке. Деревянный дебаркадер пригородного речного вокзала был единственным, что напоминало о существовании пассажирских перевозок по реке. К сожалению, не ходят здесь больше не только рейсовые теплоходы в Москву и Волгоград, но и даже местные скоростные линии до приморских сел Мумра и Оля уже приказали долго жить. Единственное, что может предложить сегодня Астрахань - это пару рейсов в день до Карантинного и ерика Перекатного (это, вроде, черта города), да ежечасные речные прогулки на теплоходах типа 'Москва'. Недолго думая, мы купили билет за 50 рублей на такое часовое катание. А так как теплоход должен был пойти только через 45 минут, время до его отплытия мы решись скоротать в летнем кафе. Кафе называлось 'Коса', по месту исторического названия этого района города. Ну, и что мы должны были там заказать? Осетрину, конечно. Но осетрины не оказалось. Взамен предложили норвежскую семгу, мы заказали, что было. Честно скажу, дома не взял бы ни за что, стал бы выделываться: вот если бы мезенскую, золотицкую или печорскую, то да, а тут... Ну да ладно! Время-то надо скоротать! Принесли это все, мы съели, из пластиковых тарелок, без аппетита, заплатили какие-то большие деньги, плюс 15% за довольно паршивое обслуживание... И я решил: нет, в Астрахани мы в летнем кафе кушать больше не будем, ибо интуиция подсказывает, что есть в городе хорошие заведения, раз уж еда из супермаркета оказалась такой чудной! Я был трижды прав, но об этом позже, а пока... Пока у нас был теплоход...   'Москва' привычно качалась на слабых волнах, легко разбивающихся о борт вокзала-дебаркадера. Пока полтора десятка пассажиров прогулочного рейса занимали свободные места, матросы смотали канаты, и теплоход стал отодвигаться от причала. Зазвучало 'Прощание Славянки'. Так торжественно! Это было просто чудно! Теплоход тронулся и понес нас на юг, вниз по течению Волги. Расположившийся напротив вокзала зеленый островок быстро исчез, и мы выплыли на относительно широкую часть Волги. С воды прекрасно смотрелся Кремль, лишь однажды затененный совковой гостиницей 'Лотос' (ещё один балл в мою пользу), а на противоположном берегу замелькали старые церкви... Проплыв железнодорожный мост, мы оказались в рабочих районах Астрахани (в Архангельске имеются абсолютные аналоги, так как вытянуты города достаточно похоже), где у причалов стояли десятки грузовых речных судов и барж, были там экземпляры и класса 'река-море'. Теплоход все плыл и плыл, а город, кажущийся исчезнувшим, на карте вовсе не думал кончаться - на берегах тянулись вереницы поселков, проступавших то редким высотными домами, то подступающим прямо к воде частным сектором. Совсем как наши Исакогорка или Маймакса, - подумалось мне. Тем временем теплоход подумал-подумал, да и повернул обратно - прошло уже полчаса с момента начала плавания... На обратном пути мы спустились с открытой верхней палубы на закрытую нижнюю и уже там, под песню 'Земля в иллюминаторе' смотрели на зеленеющую тополями Астрахань. Что интересно, на всем протяжении плавания мы очень отчетливо и ясно видели Кремль, в частности, Успенский Собор и Колокольню: вот уж, действительно, делали наши предки всё с умом, не то, что архитекторы 'Лотоса'.   Когда кораблик пристал к дебаркадеру, погода немного испортилась, солнце скрылось, и в какую-то минутку с неба даже упали несколько капель дождя. Было уже довольно поздно, и мы собрались в наш дом по имени 'Цирк'. Пошли мы туда пешком, по пути заглянув пару раз в астраханские дворики и пофоткав местных кошек. Надо сказать, что дворики в исторической части города очень самобытные. Они интересны своей 'первозданностью', тем, что не изменились, по крайней мере, за последние лет 70-80. Деревянные облупившиеся балкончики внутри двора, такие же лестницы, коврики, просушиваемые вместе с бельем, 'застекленные' лоджии без стекол, поросшие сорной травой милейшие подворотни и огромные чердаки, откуда выглядывают кошачьи мордашки, - все это настолько разительно отличалось от роскошных глянцевых фасадов, украшенных тончайшим кружевным литьем и лучшим декором своего времени... Не сказать, что внутри разруха, но жизнь в этих великолепных домах совсем не такая сахарно-карамельная, какой может показаться несведущему человеку. Да, поистине, мы в России, стране фасадов!   Вечер завершился банально: ночь довольно быстро опустилась на город и полностью овладела им. Нам не оставалось ничего, кроме как спать...

5. ВОСТОК - ДЕЛО ТОЛСТОЕ!

Утро следующего дня выдалось жарким. Термометр на вокзале Астрахань-1 показывал плюс 26 градусов Цельсия. Этот день, второй в городе, мы решили посвятить пище духовной: музеям, Кремлю и созерцанию великолепной астраханской гражданской архитектуры. Правда, прежде чем вкушать пищу духовную, надо было подкрепиться и едой обычной, имеющей вполне определенные вкус, цвет и запах. И мы направили свои стопы в центр, дабы найти там место, где бы позавтракать. Когда мы проходили рынок Большие Исады, котовзгляд остановился на небольшой, невзрачной вывеске 'Ленкорань'. Место обещало накормить блюдами азербайджанской кухни и напоить вкусным зеленым чаем. Не ожидая ничего особенного, просто не желая больше идти под пекущим солнцем, мы взяли, да и зашли внутрь. Внутри царила легкая прохлада, из приемника звучали восточные мотивы, а на стенах висели шерстяные, как мне показалось, перуанские ковры. Приятная молодая женщина-официант выдала каждому из нас по меню и мы 'приземлились'.   Изучение меню, кожаный переплет которого сразу внушил доверие, добавило нам приятных ощущений. Среди многообразия блюд азербайджанской кухни мы с котом выбрали всё же осетрину. Оно и понятно, ведь мы же в Астрахани, а, значит, должны есть только царь-рыбу! Наше блюдо из осетрины называлось 'сирдак' и представляло собой куски рыбы в помидорах и зелени. В дополнение к рыбке мы заказали зеленый чай, который в 'Ленкорани' (читай - на Востоке) приносят в цветастом чайнике, где половину объема занимают огромные чайные листья, и только остальное - вода. К чаю непременно подают целые кучи кускового сахара. А к рыбе и другим блюдам - лаваши, причем как тонкие армянские, так и толстые а-ля грузинские. И, конечно, есть ещё что-то, что неизменно подают в 'Ленкорани' - аромат Востока, за которым стоит ехать если не в сам Азербайджан, то в Астрахань - уж точно! Здесь этот аромат так сладок и приятен, что попадая в его сети, рискуешь пропасть там навсегда.   Когда принесли рыбку, мы были не седьмом небе от счастья. Первая осетрина в Астрахани, восточный колорит ресторанчика и терпкий и сладкий зеленый чай, - все это подарило нам ощущение настоящего восточного города, в который мы уже окунулись. И что это был за город, было сложно сказать, то ли солнечная субтропическая старинная Ленкорань, то ли сама Астрахань, конечно, не субтропическая, но даже в начале мая уже полыхающая тридцатиградусной жарой. Кстати, у Ленкорани, азербайджанской сестры нашей красавицы, есть даже район Астрахан-базар. Так что ресторанчик тут неспроста, всё близко в этом мире...   Чудесные посиделки в 'Ленкорани' окончились быстро, и мы с котом вышли к Большим Исадам. Немного побродив вокруг рынка и мечети и сделав пару кадров оных, мы направились дальше, в поисках пищи духовной...   Конечно, пища духовная - это прекрасно, но оду пище осязаемой в Астрахани пропустить нельзя. Здесь абсолютно всё другое, гораздо более вкусное, чем в Москве, Питере или любом другом среднерусском городе. Как ни странно, оно ещё и дешевле в своей цене. Какие здесь чудесные хачапури, в которых нежные слои тонкого теста переложены более толстыми слоями сыра, а какие сладости... После Астрахани я понял, что, на самом деле, я никогда не ел восточных сладостей... И что такое пахлава, я узнал только здесь, ибо всё, что я ел раньше под этим славным именем, не имело ничего общего с тем нежным медовым нектаром, божественное происхождение которого теперь могу смело подтвердить. А уже упомянутые пахлавяные родичи - ореховая-ореховая бурма и нежный, растекающийся медом во рту шобиет... Мммм, это просто какая-то восточная сказка... Сейчас можно закрыть глаза, и тогда начнет казаться, что это длинная-длинная сказка о тысяче и одной сладкой ночи, где восточные красавицы, увешанные золотом, танцуют самый красивый в мире танец живота, а я лежу на парчовом ложе в окружении бархата, шелков и подносов с пахлавой и шобиетом, и тогда уже точно ничего не нужно больше в этой жизни...   Восток, кстати, - дело вовсе не тонкое, а самое что ни на есть толстое, а если точнее - слегка с жирком. Танец живота в России - это танец Астрахани, недаром сюда даже есть специальные туры с обучающими программами по танцу живота, что предлагает местное турагентство 'Интурист-СПА'. Хорошее дело худым не назовут, да куда здесь с худобой, если тут такие вкусные продукты? И не только пресловутые сладости и восточные блюда, но и обычные продукты в магазинах и на рынках - и молочные, и мясные, и даже хлебобулочные. Какие в Астрахани пироги, это просто чудо! Честно, и абсолютно без прикрас - Астрахань - это идеальное место для тех, кто любит вкусно поесть. Замечу, что при этом весьма недорого! И не надо говорить ни о каких 90-60-90, это же так приземленно и невкусно!   Ладно, что это я всё о земном... Давайте-ка к обещанной духовной пище...

6. КУСТОДИЕВСКАЯ БАРЫШНЯ

Думаю, все помнят 'Купчиху за чаем', что висит в Государственном Русском музее в Петербурге. А ведь этот шедевр имеет к Астрахани самое прямое отношение. Да-да, кустодиевская купчиха и все другие его полные дамы родом именно отсюда, откуда и сам великий художник. Поняли теперь, почему я утверждал, что Восток - дело толстое?   В самом деле, Астрахань - рай для любителей изобразительного искусства. В созданной энтузиастом своего дела П.М.Догадиным в начале 20 века Астраханской государственной картинной галерее содержится более чем богатая для провинциального музея коллекция. Здесь есть работы Брюллова, Венецианова, Крамского, Саврасова, Шишкина, Куинджи, Айвазовского, Репина, Маковского, Левитана, Сурикова, Верещагина, Врубеля, Серова, Нестерова, В.Васнецова, Рериха, Коровина, А.Бенуа, Кустодиева, Малевича, Кандинского, Шагала... Продолжать? Я могу... Это поистине невообразимо... Это чудесно! Эх, и сколько чудес таит в себе Астрахань!   К нашему с котом большому сожалению, Галерея оказалась закрытой на капитальный ремонт (ох уж эти вечные русские ремонты!), посему мы изыскали возможность посетить только ее филиал - музей Б.М.Кустодиева. Борис Михайлович для Астрахани - настоящий символ и духовный покровитель на многие годы вперед. Гениальный художник, работы которого для каждого русского человека - пособие по национальной идентичности, - настоящий астраханец, и все его творчество так или иначе связано с этим чудо-городом. Знакомые с детства лица и типажи, в которых мы узнаем русских купчих, родом с этих низких волжских берегов... А натюрморты Кустодиева, в которых всегда прослеживается тема Астрахани гастрономической - арбузы, овощи, фрукты, пасхальные куличи - они тоже пришли отсюда... В Астрахани находится довольно значительная и интересная коллекция работ великого художника. Это и портреты земляков, и ряд живописных полотен, и этюды ученического периода, и множество рисунков. Музей Кустодиева состоит из нескольких залов, бродя по которым, ты неизменно проходишь через всю жизнь художника и основные этапы его творчества. Там будут купцы и купчихи, церкви и столы с чаем, будут жатва и летний праздник, будут 'пасхи' и крашеные яйца, будут кафтаны и кринолины. И все это в один страшный момент заменят 'Петроград в 20-м году' и серые гравюры с серым, но при этом таким выразительным настроением...

Музей Кустодиева оставил у нас наилучшие впечатления, ибо приобщение к подлинному искусству - вещь всегда очень волнующая и приятная. Ушли мы оттуда, кстати, не с пустыми руками, а с настоящими подарками - шикарными альбомами с репродукциями работ из Галереи, изданными в 1990 году и стоящими всего 50 (!) рублей. Автор-составитель - И.В.Анохина. Сейчас я частенько пересматриваю свой альбомчик, из-за чего всегда есть повод вспомнить нашу чудную весеннюю поездку в гости к самой красивой из кустодиевских барышень - Астрахани...

7. ЛОТОСЫ, ПЕРСЫ, ХУРУЛЫ, САЙГАКИ...

Выйдя из музея Кустодиева, мы с котом пошли гулять по городу. Купили по пути вкуснейших местных пирогов с лимонами, азербайджанского сока, который выпили в Братском садике, и кривыми городскими улочками вышли к Краеведческому музею. Музей этот в Астрахани расположен не где-нибудь, а в здании Правительства области - большом красном доме, построенном в неорусском стиле. Среди множества экспозиций мы со зверем выбирали здесь следующие: 'Природа' (это местный конёк, смотреть надо обязательно), 'История' (тоже обязательно), 'Русская восточная дипломатия' и 'Астраханско-Енотаевская Епархия: 400 лет' (обе тоже очень понравились).   Начали мы с раздела 'Природа'. Помимо проиллюстрированного рассказа о местоположении области, различных окаменелостей и любопытных панно с местными ярами - высокими коренными берегами, была масса интересных чучел животных и заспиртованных рыб - обитательниц волжских и каспийских вод. Среди них особо надо отметить монструозных рыбищ - осетра и белугу рекордных размеров. Белуга меня по-настоящему впечатлила: такое огромное чудовище, что страшно представить, что будет, если увидишь такое в реальной жизни (и уж не дай, Боже, на удочку поймать)!   В экспозиции были дикие коты, видимо, широко распространенные в волжской дельте. Нашего зверя они всегда интересовали, и он в одно мгновение выдал на-гора кучу историй про сих замечательных животных, чем развлек не только меня, но и работниц музея. А потом мы развлекли их вдвоем. На минуту разойдясь по разным углам экспозиции, мы с котом одновременно стали звать друг друга, типа, иди, посмотри, я нашел среди здешней фауны твою сущность! Понятное дело, животное, которое нашел я, не имело отношения к кошачьим. Зачем? Ведь эта сущность у зверя на лице написана! А вот что внутри, в душонке, это самое интересное! Сперва я подошел к коту, и он показал мне на чучело, спрятавшееся в зарослях искусственных лотосов, между чомгой и каким-то куликом. Конечно же, это была выпь, малая выпь (видимо, она мало пьёт). Ха, - сказал я коту, а теперь идем, посмотрим на тебя! В другом конце зала кота ждал сюрприз. Он и не догадывался, что помимо малой выпи в музейных искусственных лотосах может прятаться ещё и большая. Ха-ха, кот, один-ноль в мою пользу! Мы рассмеялись от всей души!   После выпей мы пошли в соседний зал - смотреть зону пустынь и полупустынь, которая захватывает большую часть области, не входящую в Волго-Ахтубинскую пойму и дельту Волги. Через день нам предстояло ехать как раз в такую местность - Богдинско-Баскунчакский заповедник на севере области, близ границы с Казахстаном, посему природа этой местности волновала особо.   В степи-пустыне жили степной кот, лисичка-корсак, просто лисичка, различные змеи и ящерицы, суслики, тушканчики и иже с ними. Но королем пустыни был сайгак - чудная антилопа с тупым носом и круглой мордашкой. В музее их собралось целое семейство. Такие симпапоны! Вот уж, действительно, здорово было б увидеть сайгака, - подумалось нам... Интересно, повезет ли нам с ними в заповеднике? Оставив этот вопрос на разрешение судьбе, мы посмотрели ещё многочисленных местных хищных птиц и распрощались с отделом природы...   Следующим отделом была 'История Астрахани'. Собственно, там было всего понемногу: от Сарая-аль-Махруса - столицы Золотой Орды, притаившейся сейчас близ села Селитренное на Волге, и Итиля - крупного города Орды близ самой Астрахани (оба представлены керамикой, старыми поделками и прочими черепками) до Астрахани двадцатого века с социалистическими соревнованиями за урожаи арбузов. В промежутках спрятались: период основания города, история народов Астрахани и губернии и их быт, а также интереснейшая Астрахань 19 века с очень самобытной историей того периода. Меня лично очень впечатлили модели местных грузовых судов, которые бороздили в то время Волгу. Это просто что-то невообразимое и интересное невероятно! Думаю, нечто такое в обязательном порядке должно быть восстановлено, и не просто как рядовой объект показа, но и как самостоятельный музей под открытым небом. Впрочем, в Астрахани есть что восстанавливать и без этих судов, ибо утрачено большинство уникальных деревянных домов 19-го века, которые сейчас можно найти только на старинных фотографиях и рисунках. Этого, конечно, жаль. Но, с другой стороны, именно в Астрахани большая часть исторического города, пусть и каменного, все-таки была сохранена и предстает сегодня в самом лучшем свете! Не будем жаловаться на жизнь. Кстати, в зале калмыков были колокольчики точь-в-точь как я в Китае купил. Правда, мой китайский поантикварнее будет. И вот что интересно, колокольчик этот оказался не для прислуги, как я раньше думал, а самым что ни на есть ритуальным буддистским предметом из настоящего хурула. О как!   Экспозиция об истории восточной дипломатии была небольшой и уместилась всего в одном зале, где также были и несколько экспонатов истории армян в Астрахани. Само собой, дипломатия в Астрахани как в пограничном форпосте на Каспии была крайне важна, и именно здесь она сталкивала русских с персами, индийцами, армянами и другими восточными народами.

Многие из них жили в Астрахани, имели здесь свои дома, храмы и целые кварталы. Как и Архангельск того времени, Астрахань имела в 19 веке и костелы, и кирхи, и мечети, а вот вместо двух архангельских англиканских храмов здесь были храмы армянские. Конечно, это же Восток!

Восток чувствовался и в зале Епархии! Пышная серебряная и золотая роскошь обрядовых одеяний священников, иконы из перламутра, бархата и жемчуга, повсеместное распространение в иконописи того, что у нас на Севере сразу относили к старообрядчеству - все это удивляло. Одна из икон меня особенно поразила.

На ней в роли Девы Марии была изображена хм... весьма сексуальная женщина... Я поразился собственному богохульству, но такой уж ее нарисовал не слишком праведный инок. При взгляде с любой стороны глаза Мадонны были так неправедно льстивы, что в один прекрасный момент мне стало не по себе...