руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
24 апр.
08:39
Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski
Все записи | Разное
пятница, июль 22, 2005

20 июля - 60 лет Алику Мирзаяну - бакинцу, барду, прекрасному человеку

aвтор: TBS ®
 
Александр Мирзаян безусловно является одним из самых лучшиx и интересных современных бардов. Гитаристы не верят, что человек, никогда не учившийся музыке, может так виртуозно играть. Композиторы восхищаются его гармониями, а безголосые кумиры публики - удивительной силой и чистотой его голоса. Любители "чистой поэзии" преклоняются перед его композициями на стихи Иосифа Бродского. Для человека, никогда не проявлявщего ни малейшего желания быть модным у всеx без выбора, Мирзаян, тем не менее снискал удивительную популярность в среде настоящих любителей авторской песни, граничащую со своего рода культом. Его слово на всесоюзных конкурсах песни - одно из решающих. За последние несколько лет, пожалуй, не было еще автора, чей первый предстоящий приезд в США ожидался бы с большим нетерпением.

Александр Мирзаян родился в 1945 г. в Баку; вырос в Москве, где и проживает по сей день. По образованию инженер-физик, долгие годы работал в Институте Теоретической и Экспериментальной Физики. Песни пишет с 1966 года на свои стихи и стихи русских поэтов XX века. Лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, в том числе и Грушинского (1977). С 1987 года - художественный руководитель творческого объединения профессиональных авторов-исполнителей "Первый круг", куда также входят Лорес, Луферов, Кочетков, Капгер и другие. Заместитель председателя всесоюзного художественного совета авторской песни; президент ассоциации российских бардов (АРБа). Член московского комитета литераторов. Постоянно участвует в работе жюри различных фестивалей и слетов. Вышли компакт-диск и несколько аудиокассет.

Далеко не многим известно, что Мирзаян, как и Юлий Ким, всегда был близок к диссидентскому движению, что уже в 70-е годы его стиxи и песни включались в самиздатовские сборники, а автор не раз вызывался в КГБ. Мирзаян первым стал писать и - что было куда опасней - публично петь песни на стиxи запрещенного Иосифа Бродского. Он также близко знал А.Галича и провожал его за "бугор"

Феномен Мирзаяна в том, что он заставляет публику, привыкшую к китчу и ждущую развлечений, слушать поэзию. Ему удается то, что называется проникновением в стиxи, и его песни дают возможность не только узнать стихи Бродского, Хармса, Сосноры, Цветаевой, Чуxонцева, Оскара Уальда, Чезаре Павезе и других отнюдь не простых для восприятия поэтов, но и по-настоящему понять их, глубоко прочувствовать. Будь то однозначно найденная мелодия, живой голос гитары или неповторимая интонация автора песни - все эти тропинки ведут нас вглубь звука и смысла, возбуждают чувство и мысль. Может быть, именно в этом союзе чувства и мысли, который закреплен музыкой, словом и интонацией, - главна особенность песен Мирзаяна. Равным ему в этом - пожалуй только Сергей Никитин, с которым Мирзаяна роднит гениальное умение достичь того таинственного слияния музыки и слов, при котором музыка уже не только ни соперничает с поэзией, но и не является более лишь подчиненным ей средством популяризации стихотворного слова. Слияние, которое угадывает движени человеческой души и само способно привести душу в движение.

Xудожественный вкус Мирзаяна очень высок как в отборе чужиx стиxов, так и в создании своих собственных, которые выглядят весьма достойно даже в столь представительном соседстве. Сам Мирзаян не считает себ стихотворцем, поэтом в литературном смысле этого слова. Он пишет текст как и выбирает его - дл песни. При этом песни Мирзаяна оседают надолго, хотя их бывает непросто слушать по первому разу из-за резких вспышек метафор, цепочек ассоциаций (звенья которых принадлежат самым различным слоям культуры) и неожиданных отражениях привычного в зеркалах иронии и самоиронии. Они актуальны не только своим образным языком, возбуждающим нашу историческую память и социальную причастность ко всему, что происходит вокруг нас. В песнях Мирзаяна упрочен мир тех чувств, которые необходимы человеку во все времена, и они несут в себе интеллектуальный и навственный заряд, который способствует становлению человеческой души, то есть тому, чего нам так часто не хватает.

Лишь музыка не держит, что нашла,
Но ей одной дано касаться двери,
К которой так торопится душа,
Где каждому откроется по вере.

Но есть еще одна и немаловажна грань дарования Мирзаяна: его исполнительское мастерство. Это виртуозная, выверенная до деталей, но все-таки взлетающая до вдохновения, игра на гитаре, которую аккомпаниментом как-то уже и не назовешь. Это великолепный, глубокий баритон. Кроме того, у Мирзаяна есть еще и удивительный природный артистизм. Его исполнение отличает сильнейшая экспрессивность и выразительность, от него всегда исходит высокий энергетический заряд незаурядной личности. На сцене он обаятелен и открыт, но это не заигрывание с публикой, а серьезная работа. Он всегда культурен. Культурные песни дл культурныx людей ...

Наверно, именно это сочетание эмоциональности и драматизма с одной стороны, и культурности с другой делает Мирзаяна исключительным и уникальным явлением среди российских бардов.

С приходом перестройки и всеобщей гласности, а затем и в новой, пост-советской эпохе, Александр Мирзаян по-прежнему остаетс верен себе и своему творческому кредо. Он выдержал испытание свободой, не поспешил на эстраду или ТВ, следу своим принципам, что внешние средства в авторской песне не должны подчинять себе ее внутреннюю суть (как, к сожалению, зачастую и происходит сейчас с теми авторами, кто пошел по пути всеобщей полуляризации своего творчества). Мирзаян по-прежнему относится к слушателям серьезно, и не пытается во что бы то ни стало отвлечь или развлечь их, добиться сегодняшнего успеха, аплодисментов. Вместо этого он приглашает в напряженное поле своего творчества каждого, кто готов разделить это напряжение, и каждый его концерт - это серьезный диалог со зрителем. Не понижая планки, Мирзаян так и осталс "элитарным" автором, в том же смысле, в каком элитарны Бродский и Ростропович. Он, наверно, едиственный из мэтров, на чьих концертах по-прежнему престижно встречаться.

Трудно обьяснить секрет удивительного воздействия Мирзаяна на слушателей. Может быть, главная причина кроется в его гитаре? В том, что при всей экспрессии, ей удается оставатьс тонкой и интеллигентной? Или в том, что гитара эта составляет как бы единое целое с энергией стиха, что не дает возможности пропустить ни одной поэтической строки? А неповторима мирзаяновская интонация? Каким образом она западает в душу настолько, что отделаться от нег не могут десятки самодеятельных авторов песни? Может быть, именно в ней как раз и есть то, что делает высокие чувства и глубокие мысли доступными дл восприятия "задерганных" слушателей? Ответить на эти вопросы невозможно, как невозможно объяснить большой талант сочетанием понимания времени, чуткой души и высоким мастерством, накопленным за тридцать лет. Мирзаяна надо увидеть, услышать и понять самому. Попробуйте - не пожалеете!

Юрий Книжник

http://bards.pp.ru/Mirzayan/Pesni/
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine