руccкий
english
REGISTER
SIGN IN
Baku:
24 Oct
23:51
Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski
All articles | Miscellaneous
Friday, May 29, 2009

Фархад Бадалбейли: «Много музыки… без музыки»

aвтор: MansurovEldar ®
 
Эксклюзивное интервью 1news.az с народным артистом Азербайджана, ректором Бакинской музыкальной академии Фархадом Бадалбейли


- Дожили! – в сердцах сказал Фархад Бадалбейли, прославленный на весь мир музыкант, народный артист СССР и народный артист Азербайджана, когда прочитал сообщение о том, что одно из информационных агентств опубликовало следующее высказывание некоего известного певца: «Если бы я закончил консерваторию, то я бы потерялся, как потерялись 90% закончивших ее исполнителей. Я был бы одним из многих и не стал бы тем, кем являюсь. А где они теперь?».


И уж совсем развеселил ректора Бакинской музыкальной академии комментарий корреспондента в поддержку такого высказывания: «Этот певец в одной из передач АТВ резко высказался против тех, кто считает для исполнителей обязательным классическое образование».


- Что и требовалось доказать! Говорил же я вам, - сказал Фархад Шамсиевич,- что не далек тот день, когда наша молодежь будет судить о культуре своего народа по тому, кто, что и как «поет» на свадебных застольях, в ресторанах и «палатках»…


В тот первый мартовский день мы встретились, чтобы поговорить о многочисленных успехах азербайджанских музыкантов на мировом пространстве, зная, что нам, честное слово, есть чему порадоваться, но «оперативный повод» несколько изменил тему интервью.


- Неужели у нас выросло поколение людей, в том числе и журналистов, которое не просто отвергает истинные ценности, но и противопоставляет им «ширпотреб»?


- Как видите!


- Может, расскажем скептикам о том, что такое консерватория, какое место занимают в обществе и кем себя чувствуют ее выпускники, назовем имена тех, кем гордится национальная культура, раз уж кое-кто не замечает этого?


- А не оскорбительно ли это? Разве нуждается консерватория, нынешняя Бакинская музыкальная академия в защите от невежд и их самодовольных высказываний?


- Боже упаси! Но поскольку попса перешла все границы, говорить о достоинствах профессионального образования еще как стоит!Кстати, как вы относитесь к попсовой музыке?


- Двояко. Как человек, который любит повеселиться, я с удовольствием слушаю танцевальные ритмы, пою приятные песни с берущими за душу словами. Но когда подобное, с позволения сказать, творчество вытесняет все стоящее, просто взрываюсь.


- Но у нас всех есть возможность не замечать попсу – ее приверженцы практически не претендуют на достойные залы Азербайджанской государственной филармонии, Дворца имени Гейдара Алиева, Театра оперы и балета и другие «серьезные», престижные объекты культуры. Они довольствуются возможностью петь в прокуренных залах ресторанов, развлекая подвыпивших едоков и танцующих под их душещипательные «шлягеры».


- Если бы довольствовались!


- Разве нет?


- Их так любит телевидение! Заметили: оно буквально посвятило себя им и работает на их «популярность». Думаете, почему они дошли до того, что самодовольно противопоставляют себя выдающимся талантам и даже тем, кто украшает своим профессиональным мастерством концерты, спектакли и составляет культуру нации?.


- Как не заметишь…


- Когда по пяти каналам одновременно в исполнении стареющих примадонн звучат пять низкопробных шлягеров со словами, типа «Ayrılıq», «Gəl, mənim yar» или «İlк bаhаr», я, извините, хочу выть.


- Теперь и радио активизировалось. Повсюду – в маршрутках, автобусах, такси, парикмахерских салонах назойливо звучат надрывные мелодии тех, кого с легкостью называют композитором, число которых растет и растет…


- Это у них называется «раскрутка» - всеми возможными способами телевидение и радио внедряют в сознание «новые песни». То проводят соревнование за право отметиться в «горячей десятке», то «Базары», где жадно внимают сплетням и разговорам, чтобы из уст в уста передавались подробности их скандалов и цитаты из их суждений. Телевидение даже процесс рождения «звезд» на так называемых фабриках демонстрирует! Мы талантливых самородков робко, осторожно называем звездочками. У них что ни «певец», то звезда!


А конкурсы! Ведь это же парады вульгарности и пошлости.


- Сегодня вечером в Москве пройдет национальный отборочный тур на популярный конкурс «Евровидение-2009» - закономерен ли такой огромный интерес к такому «проекту»?


- Честно? Я считаю, что реклама, ажиотаж свое дело давно уже сделали, и психоз вокруг этого конкурса давно стал массовым. Но вы же знаете, что обычно на все вопросы, связанные с музыкальной культурой, я отвечаю как музыкант. Так вот, я убежден, что «Евровидение» это своего рода политика. Этот конкурс не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к творчеству. Он задуман так, чтобы свои SMS-ки за того или иного участника послало как можно больше абонентов сотовой связи, а это зависит от того, как пошустрят менеджеры и другие организаторы. Разве нет?


- Естественно… И большие деньги крутятся…


- Да уж, шоу без бизнеса не обходится – рейтинги, реклама…


- Это чревато потерей подлинного искусства культуры?


- И чревато, и опасно. В последнее время меня все чаще охватывает страх не за то, что все больше людей все с большей убежденностью называют искусством или творчеством низкопробные суррогаты, что самодовольные выскочки именуют себя артистами, а граждане, увы, принимают их выверты за образцы искусства и культуры.


- С этим ничего не поделаешь…


- Еще как поделаешь! Даже в капиталистических странах с их рыночной экономикой существуют общественные советы, которые ставят барьеры перед халтурой.


- Такие общественные советы нужны и нам?


- Непременно! А как же иначе, если мои сограждане вовлечены в многочисленные «проекты», в которых в массовых количествах готовят…не вокалистов и даже не певцов, а так называемых звезд! Все только и говорят об их так называемых «победах», болеют за некоторых, поднимая до уровня кумиров. Заметили, как велика погоня за новинками, как все, кому не лень, пишут новые «песни» на сомнительные «тексты»?


- А как вы мыслите борьбу с халтурой?


- То, что я мыслю, словом «борьба» не назовешь. В условиях демократии каждый должен иметь свободу выбора. Ну а агрессивной лавине попсы надо противопоставить настоящее, подлинное, то, чем по праву гордится азербайджанский народ.


Почти век прошел с того самого дня, когда как высшее достижение национальной культуры было воспринято создание в Баку великим Узеирбеком высшего учебного заведения, в которое были приглашены лучшие преподаватели из других стран. Наша консерватория выпестовала тысячи достойных профессионалов, плеяду выдающихся композиторов, музыковедов, инструменталистов, вокалистов, успехами которых гордится не только Азербайджан, но и мировая цивилизация. Поколение за поколением меняются составы нескольких имеющихся в стране первоклассных симфонических оркестров, хоровой капеллы, полный комплект солистов и хоровых ансамблей в Театре оперы и балета и Театре музыкальной комедии. Не счесть количества преподавателей музыкальных школ по всей стране, опекающих талантливых юношей и девушек, самые достойные из которых составляют славу национального искусства. Не забывайте, что наши специалисты востребованы в музыкальных вузах других стран, в частности, Турции, где помогают получать классическое профессиональное образование тысячам юношей и девушек.


- Это мощный критерий оценки состоятельности Бакинской музыкальной академии!


- Спасибо! Но страшно знаете что? Меня уже посещает мысль, что очень скоро наша молодежь не сможет ответить на вопрос, кто такие Уз.Гаджибеков, Кара Караев или Фикрет Амиров. Почти полвека мы из уст в уста передавали шедевр умершего в 23 года Асафа Зейналлы «Ölkəm» - и сердце всегда щемит от пронзающих чувств любви к Родине, а сегодня его проникновенно исполняют только наши профессиональные вокалисты.


- А как поступать, чтобы ставшие популярными у людей с неразвитым вкусом назойливые скороспелки не вытеснили достижения национальной культуры? Чтобы такие не отвергали с легкостью и даже публично то, что им не дано понять и оценить?


- Уверен, что преимущественное внимание прессы к «звездам», «мегазвездам», «примадоннам», «принцессам» и прочим «героям современности» давно пора заменить воспитанием молодых слушателей и зрителей на достойных примерах.


- Здорово, что у нас стали уделять огромное внимание мугаму, который в угоду имперским амбициям долгие годы незаслуженно оставался в тени…


- Да, спасибо Мехрибан ханум, нашей Первой Леди! Она возглавила огромную и неоценимую работу по возрождению этого уникального музыкального феномена, берущего начало в глубине веков и выражающего духовный мир нашего народа, Теперь благодаря ее усилиям во всем мире знают и любят азербайджанский мугам.


- Фархад муаллим! Вы с детства занимаетесь серьезной музыкой и хорошо знаете, что не только музыканта, но и вообще ребенка воспитывает среда – школа, вуз, окружающие. Не кажется ли вам, что нынешние дети недополучают в деле приобщения к искусству?


- Очень даже кажется. Дети почти с пеленок должны знать, что такое симфония, балет, опера, живопись – без этого нет культурного человека. Необходимы утренние спектакли в музыкальных театрах и концертных залах, абонементы, коллективные хождения в театры, в музеи, на концерты. Пусть школьники и студенты ходят туда, где звучит музыка Узеира Гаджибекова, Джовдета Гаджиева, Кара Караева, Фикрета Амирова, Франгиз Ализаде, сочинения которых во всем мире считают за счастье и честь… Пусть регулярно посещают концерты и спектакли, где можно наслаждаться, слушая и запоминая шедевры Моцарта, Верди, Бизе, Баха, Гайдна, Брамса, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Гершвина, Шнитке и многих – многих других.


- Но у нас это не модно?


- Профессионалы – подчеркиваю – без этого жить не могут и с жадностью слушают все достойное в исполнении азербайджанских музыкантов и выдающихся мастеров, все чаще и чаще охотно выступающих перед бакинской публикой. Но, по моему глубокому убеждению, этого не достаточно. Наши объекты культуры довольствуются завсегдатаями (как раз воспитанниками Бакинской музыкальной академии), а должны сами воспитывать все новых слушателей и зрителей. С этим у нас плохо, я бы сказал опасно плохо. Хотя бы потому, что такая «самоустраненность» на руку агрессивной попсе.


- Можно ли изменитьситуацию?


- Это очень кропотливая работа, но вести ее надо всем миром и не откладывая. Мы же ратуем за то, что переворачивает душу, что облагораживает человека, а не создает видимость общения с той культурой, которой гордится народ. Надо воспитать потребность общения с прекрасным!


- Вам обидно, когда профессиональное музыкальное образование объявляют ненужным?


- И да, и нет. «Нет» потому, что такое отношение не с лучшей стороны характеризует автора абсурдного высказывания, с которого мы начали беседу. А почему «да»? Ну хотя бы потому, что многие выпускники Азербайджанской консерватории стали подлинными звездами мирового уровня, и мы имеем все основания гордиться своим вузом. Мы не только воспитываем подлинных звезд - «товар» это штучный - но и трудимся над повышением культурного уровня тысяч своих выпускников, которые передают полученные знания молодым поколением, несут их в свои семьи и далее, по цепочке. Наши как минимум не станут истошно кричать в зале, пить «Pepsi» или грызть семечки во время представления


Надо полагать, авторам эпатажных высказываний придется признаться в том, что настоящее музыкальное образование скорее всего им не по мозгам, и обходятся они без него потому, что являют свое не выверенное высоким вкусом «искусство» в основном в ресторанах. Но пусть не обольщаются: несмотря на грохот динамиков и безудержное fortissimo, музыкой то, что они делают, не назовешь – ее там просто нет!


Галина Микеладзе
LEGAL DISCLAIMER: BakuPages.com is not responsible for content of this page. BakuPages.com can make no representation concerning the content of these sites, nor does their listing serve as an endorsement by BakuPages.com.
Other products and companies referred to herein are trademarks or registered trademarks of their respective companies or mark holders

Журналы
У меня зазвонил телефон
© Serge-S