руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
26 апр.
20:46
Журналы
Куплю остров
© Portu
Все записи | Разное
воскресенье, апрель 12, 2009

Рожденный под № 9

aвтор: MansurovEldar ®
 
С его именем на устах выросло не поколение бакинских мальчишек, для которых футбол стал, чуть ли не национальным видом спорта. Тогда в футбол играли все: и взрослые, и дети. Играли утром, днем и вечером. Бакинские улицы по воскресеньям заменяли футбольные площадки, по этой причине даже прекращалось движение автомобилей. На тротуарах собиралось много зрителей.


На футболках нападающих преобладали два номера – 9 и 10. Первая олицетворяла короля азербайджанского футбола - Анатолия Банишевского, вторая - короля мирового футбола бразильца Пеле. Посему под этими номерами мог играть далеко не каждый. Кто носил эти футболки, был обязан демонстрировать техничный, красивый, результативный футбол.


День, когда играла бакинская команда «Нефтяник» (ныне «Нефтчи»), превращался в праздник, к которому готовились и которому радовалась вся республика. Чаша стадиона заполнялась за два-три часа до начала матча, зрители с нетерпением ждали первого свистка судьи в предвкушении Игры. Когда объявляли состав «Нефтяника», почти каждая фамилия сопровождалась аплодисментами, но когда диктор сообщал: «Под номером девять – Анатолий Банишевский», стадион взрывался овацией. Каждый удар головой, наносимый «Баней», как его фамильярно называли болельщики, отзывался 40-тысячным гулом. В умении забивать головой ему не было равных.


Фамилия Банишевского западала в душу каждому, кто хоть раз видел азербайджанского центрфорварда на футбольном поле. Даже таким любителям «футбольных лакомств», как бразильские болельщики, которые видели игру, и забитый Банишевским гол на знаменитом стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро.


Этот гол центральная пресса обошла вниманием. И мне хотелось узнать подробности забитого гола. С этим желанием я отправился к Банишевскому. Анатолий Андреевич был не совсем здоров, но на интервью согласился.


Как-то в газете «Панорама Азербайджана» я прочитал интервью Рустама Нахичеванского с президентом ФИФА, бразильцем, доктором Жоао Авеланжем, в котором он сказал, что бразильцы и сам он надолго запомнили Анатолия Банишевского, сумевшего первым за всю историю советского футбола «распечатать» ворота сборной Бразилии. Но прежде чем рассказать о той игре, немного о Вашей футбольной карьере.

Как и все бакинские мальчишки, начал играть на улице (ул.Фабрициуса). В девять лет стал играть в детской команде «Локомотив». Через несколько лет пригласили играть в команду мастеров «Нефтяник». Но здесь мне пришлось играть под чужим именем. Дело в том, что в команду мастеров те годы принимали не моложе семнадцати лет, а мне было пятнадцать. А через два года я уже играл в молодежной сборной СССР


Какой матч запомнился?

Со сборной Венгрии. Наверное, потому, что в том матче я забил четыре мяча с игры и один с пенальти, который и сам же и «заработал».


Анатолий Андреевич, в Баку ходили слухи о Вашем инциденте со знаменитым вратарем Львом Яшиным.

Было такое. Знаете, когда в сборную приходит молодой игрок, то старожилы стараются показать ему свое превосходство. Ну, а я, как и все бакинцы, парень с характером. Яшин стал давать мне указания типа подай мяч, сделай то, другое. Мне это не понравилось, о чем я и сказал в не очень корректной форме.


Это произошло при всей команде?

Да. Я тогда решил представиться всей команде, чтобы в будущем не было лишних разговоров. Все были удивлены. Мой поступок разбирался на комсомольском собрании команды. И здесь надо отдать должное Льву Ивановичу Яшину, который сказал: «Я понимаю, он кавказский парень, горячий и вспыльчивый. Может где-то и я был неправ, но он должен проявить сдержанность. На том все и закончилось, а вскоре мы стали друзьями.


Рассказывая об этом инциденте, Вы сделали акцент на слове «бакинец». Что означает для Вас это понятие?

Бакинский характер выявляется в трудные минуты. Например, когда проводили ответственные матчи или когда надо было спасать команду, всегда говорили: ну, Анатолий, покажи, что бакинцы могут многое.


Была у Вас заветная мечта детства, если да, то сбылась ли она?

Была. С детства очень много слышал о бразильском футболе. Он тогда был у всех на языке. Мечтал воочию увидеть этих кудесников мяча - Пеле, Гарринчу, Беллини, Герсона, Дуду, Парана, вратаря Манга. В 1965 году, готовясь к чемпионату мира, мы впервые отправились в Бразилию. Провели серию матчей с клубными командами, которую венчал матч со сборной Бразилии. Играть с бразильцами - одно удовольствие. Я внимательно наблюдал за каждым игроком, за выполнением ими технических приемов. Бразильцы любят не просто «возиться» с мячом, а делать это красиво, доводя до уровня искусства. Вообще бразильцы нацелены не только на победу, но и на показ красивого футбола. Кстати, довольно часто престижные матчи проводятся на пляжах, т.к. на песке хорошо отрабатывается техника, и игроку, допустившему технический брак, бывает трудно найти оправдание. Именно на пляжах (очень похожих на наши Апшеронские) выявляются самые талантливые ребята. Хотелось бы отметить, что техническим приемам владения мячом в Бразилии не обучают, это приходит само собой. В клубах же занимаются физической и тактической подготовкой.


Вам довелось посмотреть матчи на пляже?

Даже пригласили сыграть в одном из них.


Пригласили только Вас?

Из нашей сборной пригласили только меня.


Анатолий Андреевич, так что же произошло 21 ноября 1965 года на стадионе «Маракана»?

Это был товарищеский матч с чемпионами мира. Первый тайм сыграли вничью (0:0). На 51-й минуте Герсон открыл счет, а через три минуты Пеле забил второй мяч. Стадион ликовал. После очередной нашей атаки вратарь бразильцев Манга вдруг стал готовиться выбить мяч в поле. Мне это показалось странным: бразильцы обычно начинают атаку со своей штрафной площадки, как говорится, идут наверняка. Мне почему-то подумалось, что мяч полетит в мою сторону. Так и случилось. Не раздумывая, я послал его обратно, в ворота.


А какое было расстояние? Вы ведь головой били?

До ворот было метров двадцать пять-тридцать.


Говоря об этом голе, г-н Авеланж посчитал, что Вы использовали оплошность вратаря.

Ну, это не совсем так. Конечно, все голы содержат элемент случайности. Если бы соперники не ошибались, не было бы и голов. Просто никто не ожидал, что я, не раздумывая, нанесу встречный удар.


Как стадион, а на матче присутствовало сто двадцать три тысячи зрители, среагировал на этот гол?

Стало очень тихо. Я даже удивился. Стадион молчал минуты две-три. Объявили, что гол забит на 59-й минуте – тишина. Затем добавили, что гол забил игрок под номером девять – молчание. А вот когда объявили, что гол забил Анатолий Банишевский – вдруг взрыв аплодисментов. Это можно сравнить со взрывом атомной бомбы. Но главное, после этого гола наша сборная воспряла духом и Метревели на 85-минуте сравнял счет. Ничья - 2:2.


Футбольная летопись запечатлела Ваш гол?

По-моему, записать не смогли. Когда вратарь выбивает мяч, снимает одна камера, тут же включается вторая, показывающая центр поля. Гол пришелся, если можно сказать, на пересменку. Мяч до центра не долетел. Пеле по поводу этого мяча сказал, что сборной СССР везло. Даже мяч, парящий над стадионом, нашел Банишевского, а тот головой отправил его в ворота


А почему советская пресса ничего не написала об этом голе, не имеющем аналога?

Центрфорвард пожал плечами и закурил. Не услышав ответа на мой вопрос, в разговор включилась жена Анатолия Андреевича - Инна Георгиевна: «Центральная пресса союза о спортсменах – бакинцах всегда писала сдержанно, а об успехах за рубежом - вообще умалчивала. Доходило до абсурда. После английского чемпионата мира 1966 года одна из британских команд предложила Анатолию контракт на полмиллиона долларов, западно-германская фирма «Адидас» - сделать рекламу бутсам, в которых играл Анатолий. На эти предложения советская федерация футбола дала отказ».


Анатолий Андреевич, каждый раз, когда я смотрю по телевизору футбольные матчи, особенно последние пятнадцать минут, перед глазами возникает наш республиканский стадион и шумные болельщики на переполненных трибунах, требующие выхода Банишевского, если тот вдруг не оказывался в стартовом составе.

Ну, это было уже перед уходом из футбола. К сожалению, возраст брал свое. Играть весь матч, как я привык играть - с полной отдачей, было все труднее. Что же касается реакции стадиона на мое появление, то она обязывала за эти пятнадцать минут выкладываться полностью. Выходя на поле, всегда помнил, что я нападающий и должен забить гол. Мне это часто удавалось: любовь болельщиков оказывала на меня магическое воздействие. Эта любовь до сих пор сохранилась. Мне это очень помогает.


Вы все эти годы были на тренерской?

Да. Но из-за болезни вынужден оставить ее. Врачи запретили даже смотреть футбол: говорят - нельзя нервничать. Иногда удается убежать на стадион, но потом целую неделю не могу в себя придти, на игре всегда переживаешь и нервничаешь. Вы знаете, смотреть со стороны сложнее, чем играть на поле. Наш футбол обладал и обладает большим потенциалом. Бакинский «Нефтчи» всегда считался одной из самых техничных команд, поставлял игроков в сборную СССР.


Что касается будущего азербайджанского футбола, то здесь предстоит немало потрудиться, а главное – в корне изменить отношение к нему. Надо возродить богатейшие футбольные традиции, восстановить полуразрушенные стадионы. Самое главное, на пляжах Апшерона, во дворах создать условия для игры в футбол. В Азербайджане была и есть талантливая молодежь. Надо искать ребят, пестовать их. Только при таком подходе азербайджанский футбол займет достойное место в мировой футбольной элите.


Беседу вел кинорежиссер Исрафил Агазаде.
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski