руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
18 апр.
07:36
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine
Все записи | Разное
среда, октябрь 17, 2007

Интервью с "Шерлоком Холмсом"

aвтор: Imrasha ®
 
- Василий Борисович, существует народная версия: у вас такой неподражаемый голос, потому что «одно время Ливанов пил по-черному»...

-На самом деле все было не так. У меня был нормальный усредненный баритон.

— Голос я сорвал на съемках своего первого фильма “Неотправленное письмо”. Озвучивалась картина при 30-градусном морозе, и на следующий день голос у меня пропал, а когда восстановился, то стал вот такой, как сейчас. Благодаря этому голосу я озвучивал многие мультфильмы, среди них “Чебурашка и крокодил Гена”. Однажды мы ехали из Питера с Володей Высоцким, курили в тамбуре и очень бурно дискутировали по поводу [b]детской литературы, потому что Володя задумал детскую книгу в стихах, а у меня уже был «сказочный» писательский опыт плюс работа в мультипликации. Вдруг смотрим - блондиночка-проводница высунулась из купе и смотрит на нас завороженно. Володя ей раздраженно: ну чего тебе? А она говорит: «Я в жизни двух таких голосов не слыхала!»

— Василий Борисович, Конан Дойль сильно обижался на то, что его считали автором одного произведения. А вам не обидно при шести десятках экранизаций быть воплощением одного героя?

— Обиды Конан Дойля — преувеличение. Как-то он признался другу, что устал от Шерлока Холмса. А друг ему: «Не кокетничай, Артур. Этот Шерлок Холмс принёс тебе и славу, и деньги. Приятно нести такой груз». Эти слова я могу отнести и к себе. Но мы вовремя закончили съёмки. Не превратили этот сериал в разменную монету. И даже в двух последних сериях мы с Виталием Соломиным не хотели сниматься. Режиссёру Игорю Масленникову пришлось нас уговаривать. Согласились при условии, что немного перепишем сценарий.

— Что же вам не понравилось?

— Как вы думаете, почему английские экранизации Конан Дойля не пользуются большим успехом? Англичане превратили героев в знаковые фигуры и заставили обслуживать сюжет, который сам по себе неинтересен, потому что его все знают. Интерес в характерах героев, их взаимоотношениях. Мы хотели, чтобы зритель видел на экране настоящую дружбу, понимал мотивы поведения этих джентльменов. Недаром английская пресса писала: «Русские актёры вернули нам наших национальных героев».



— А как попали на роль Шерлока Холмса?


— Благодаря оператору Юрию Векслеру. Мы вместе работали в фильме “Ярославна — королева Франции”. В обличье бродяги-рыцаря Векслер увидел Шерлока Холмса. Режиссер Игорь Масленников с ним согласился.


— Расскажите, пожалуйста, о съемках.


— Они напоминали затяжной грипп. Первый “приступ” случился в 1979 году. Планировалось снять две серии по рассказам “Пестрая лента” и “Этюд в багровых тонах”. Но зритель требовал, просил еще и еще. На съемках мы нашли взаимопонимание с Ватсоном — Соломиным. С Виталием возникла близкая человеческая и тесная творческая дружба. Съемки проходили в Риге, Таллинне, Ленинграде, на Кавказе.

Я играл Холмса по воспоминаниям из детства. Когда режиссер фильма Игорь Масленников предложил роль, я принципиально не стал перечитывать Конан Дойла - боялся растерять ощущение мальчишеского восторга.


"Я перечитал книгу, только когда мы снимали "Собаку Баскервиллей". Я открыл книжку, стал перечитывать, и закрыл ее уже когда стало рассветать. И испытал тот же восторг", - рассказывает Ливанов.


Я считаю что роль Холмса получилась благодаря Ватсону - Виталию Соломину. Дружбу сыграть невозможно.

В далеком 1979 году, когда мне впервые выпало сыграть Холмса, я почувствовал невероятную ответственность. Тут требовалось стопроцентное попадание. Конан Дойль — это мировая классика. Но я был спокоен, ведь рядом играл мой дорогой друг Виталий Мефодьевич Соломин, а также работал прекрасный оператор Юрий Векслер, чья камера создала загадочную атмосферу фильма

«Мы ничего не играли, мы – Шерлок Холмс и доктор Ватсон. И потом, конечно, огромную роль сыграло то, что это мировая классика. Ведь актер проверяется мировой классикой. Уровень профессионализма актера можно проверить, только смотря, как он воплощает мировую классику.

Почти все, кто экранизировал Холмса, допускали одну и ту же ошибку. Играли не человека, а мыслящую машину. Для меня Холмс — это живой человек. Он мне кажется добрым, участливым, бескорыстным. Он изобличает негодяев и защищает слабых.


— Были ли предложения в наше время продолжить сериал?


— Такие предложения поступают ежегодно. Но почти все сюжеты — это спекуляция на имени Холмса.


— Насколько англичане чтут своего героя?


— В Англии Шерлок Холмс — почти культовая фигура. Он там в виде значков, игрушек. Есть клуб Холмса, в котором можно не только выпить пива, но и приобрести клетчатую шляпу, подобную той, которую носил Холмс. Есть отель “Шерлок Холмс”. В Королевском Шекспировском театре играют пьесы, посвященные сыщику. На Бейкер-стрит расположена контора, где есть мемориальная доска с надписью о том, что здесь жил и работал легендарный сыщик. Сюда до сих пор почта приносит письма, адресованные Холмсу; секретарша отвечает на каждое.

Все-таки за семь лет я снялся в 11 фильмах об этом джентльмене. Шутка ли?! Актеры не зря говорят, что роли — как дети. Всех любишь, и всех по-разному. Ведь между актером и его персонажем существует обратная связь.

— ВЫ НЕ ЮРИСТ, не следователь, но вы — Шерлок Холмс, который борется за справедливость. Может быть, вы знаете, как победить коррупцию, расслоение в обществе?

— Ни в одном законе вы не прочтёте слово «справедливость». За неё борются лишь такие романтики, как частный сыщик Холмс. Но, чтобы найти причину наших бед, необязательно иметь его ум. Наше главное зло — нравственный упадок. Уверен, ни один национальный проект не сможет осуществиться, если сейчас серьёзно не взяться за реформирование культуры. В противном случае мы очень быстро растеряем национальную традицию, отойдём от народного понимания добра и зла. Посмотрите на эстраду. Она чудовищна! Вспоминая Аркадия Райкина, понимаешь, насколько жалко выглядят нынешние юмористы. Позорище! Но это кривляние приносит доход. Сейчас всё строится на обогащении. Ты должен стать богатым немедленно и любыми средствами, иначе ты недочеловек! Вот такая мораль. Если Бог для нас — рубль, тогда — конец нации. И если вору-чиновнику и коррумпированному менту доплачивать больше, они не станут честнее, а будут брать ещё больше. Кстати, обязательно напишите, что орден дома хранить не буду. Боюсь, ограбят.

К сожалению, я не вижу, что делается на государственном уровне для поднятия нашей культуры, а вместе с ней и нравственности. Очень надеялся, что в последнем обращении президента к Федеральному собранию будет сказано слово «культура». Увы. Да, президент затронул важную тему — решение демографической проблемы. Возможно, мы спасёмся от вымирания. Но власть должна понять и другое. Если Россию лишить культуры, это значит лишить её души. А без души жизни нет.



– Вместе с Юлианом Семеновым вы создали театр «Детектив». Почему он закрылся?

—Потому что наступили времена ельцинского беспредела. Это был наш общий проект с Юлианом Семёновым и Виталием Соломиным. Чтобы получить под него помещение Министерства внутренних дел на Лубянке, ушло два года. Потом за четыре года сменилось пять министров МВД, и каждому пришлось объяснять, для чего нужен театр В итоге помещение отобрали. – Дважды в одну реку не войти. Сейчас «Детектив» предлагают восстановить. Но мне уже восьмой десяток — не тот возраст, чтобы бегать по инстанциям и доказывать, что театр, воспитывающий правосознание, нужен обществу. Надоело! Что могу ждать от государства, если я заработал для него сотни миллионов долларов на фильмах, в которых снялся за полвека, а получил взамен пенсию в три тысячи рублей? Но, слава богу, я ещё работаю, пишу, снимаюсь, ставлю спектакли

Наш театр просуществовал с 1988 по 1992 год, мы побывали с гастролями в 15 городах Советского Союза. У нас был первый антрепризный театр, он назывался «Московский экспериментальный», потому что начальство было в ужасе от нашей идеи, но мы сумели пробить ее. Сейчас кто-то пытается приписать себе в заслугу создание первой антрепризы, так вот – ничего не получится!

– Невозможно не спросить про Холмса. Правда, что вы с Виталием Соломиным признанны «лучшей парой континента»?

– Лучше парой всех времен на континенте.

– А признаны кем?

– Об этом написала «Дейли мейл». Наш фильм про Шерлока Холмса участвовал во внеконкурсной программе в Монте-Карло. Там была группа Би-би-си и они пришли в восторг от фильма. Потом его показали по английскому телевидению.

– Показывали дублировав или с субтитрами?

– С субтитрами, мой голос там остался. А французы в журнале посвященному фестивалю напечатали мою фотографию над фотографией жюри с заголовком «Лучший Шерлок Холмс – советский».

– Вы бывали на Бейкер-стрит?

– После фильма неоднократно. Я подружился с организатором и директором музея Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, 221-бис, теперь он мой хороший друг. В этом музее есть моя фотография в роли Холмса, она висит над фотографией лучшего английского исполнителя. Сотрудники лондонского музея попросили меня что-нибудь подарить музею и я выкупил на «Ленфильме» и подарил им каскетку и пальто «своего» Холмса. Кстати, если вы будет в Лондоне и побываете в музее на Бейкер-стрит, то можете там купить и мои фотографии в роли Шерлока Холмса.

– Насколько совпала атмосфера на Бейкер-стрит с той, что была создана в фильме?

– Полностью совпала. У нас были хорошие художники – семья Каплан. Начинал их сын Марк, который сейчас работает в королевском театре Швеции. Потом к нему присоединились его родители. Они хорошо знали викторианскую эпоху. На «Ленфильме» несмотря на прошедшие войны и беды были колоссальные реквизиты. Там можно было найти много вещей того времени.

Что для вас значит орден Британской империи?

–Для меня звание почетный кавалер ордена Британской империи — это своеобразная олимпийская медаль, то есть награда не только для спортсмена, но и для его страны. Я считаю, что этим родина Шекспира лишний раз высоко оценила русскую национальную актерскую школу Станиславского, и без того весьма почитаемую во всем мире. Конечно, приятно оказаться среди таких «почетных

кавалеров» как Пласидо Доминго, Стивен Спилберг, Морис Дрюон, Элизабет Тейлор, Франко Дзеффирелли и сотен других знаменитостей, но жаль, что до сих пор такой награды не удостоили ни одного деятеля искусств России
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine