руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
23 апр.
10:54
Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine
Все записи | Разное
пятница, июнь 22, 2007

Когда уйдёшь со школьного двора...

aвтор: topor ®
 
Когда уйдёшь со школьного двора....


Боюсь, что те, для кого пишу такое древнее поколение выпускников Шк.№ 52, что не воспитанные в компьюторно-интернетовских традициях и на сайд не заходят, и компьютер не жалуют. А вдруг...


До войны это была одна из лучших школ города. Нам, ученикам семидесятых часто повторяли, что она строилась на средства родителей. Как смогли собраться родители ещё не учившихся детей и скинуться на строительство здания? Где учились дети, скинувшихся родителей, пока строительство шло? А может школа, как здание оперного театра Маиловых построилось за три месяца и успело за каникулы? Не понятно. Но здание действительно добротное и крепкое, стоит себе, хоть бы хны, скоро сто лет. В войну со школьного двора уходили на фронт ребята, а в школе №16 был госпиталь. После войны ещё долго был госпиталь, потом Научно-исследовательский институт физики. И только в начале 60-х вдруг решили вернуть в школьное здание школу. Цифра «16» была уже занята, а вот «52» свободна. По началу она была восьмилетка. Первым директором стал надолго Георгий Аркадьевич Гукасян - фронтовик и добряк, немного наивный, как все фронтовики, зацикленный на военной теме, слабый историк, но сильный человек. Когда его хоронили, уже бывшего директора, сотни учеников от дома до кладбища несли гроб на руках и усыпали розами скорбный путь. При жизни над ним подшучивали, его копировали, его обожали, и он любил, жалел, опекал и учеников, и молодых собранных в команду учителей. Учителя были разные. От блистательно знавшей свою географию, Светланы Владимировны, её уроки были «учёным советом». От рафинированной Раисы Львовны, чьи уроки литературы были спектаклями. От сдержанной и интеллигентной Татьяны Герасимовны. До Афелии Аветисовны, чьи уроки биологии были скукой. До комического Олега Владимировича в вечно-твидовом пиджачке, окутанным лабиринтами коридорчиков и подсобок, своего бездарного кабинета физики. Легендарными страшителями детей были злобные и даже рукоприкладствовавшие Гади Микаилович (математик) и язвительная, неумолимая, ехидная греческая Афродита - Софья Петровна (англичанка). Чем старше становились дети, тем меньше боялись страшителей, тем больше ценили профессионалов. А уходя из школы и вовсе прощали, вспоминая и тогда и сейчас с юмором и благодарностью. Кузней высоких учёных школа№52, увы, не была. То ли контингент был не тот, то ли учителя не столь опытные. Хотя, если обернувшись на ленту времени, посчитать выпускников - хороших специалистов, то наверняка получиться солидная цифра. К восьмидесятым задумали во дворе школы поставить памятник погибшим на войне и вернуть школе цифру «16». И то, и другое удалось, несмотря на совковую бюрократию и рутинность. От открытия памятника в 1975-ом до середины 80-х годов 9-го мая в наружном дворе, у памятника 9 мая проходили вахты памяти и множество людей собирались возлагать цветы, слушать воспоминания, плакать. Ещё были живы старенькие матери тех, чьи имена «увековечили» на чётной, мраморной стене. Хочется надеяться, что до варварского уничтожения этого памятника, те старенькие матери не дожили. На трибуне непременно стоял директор Георгий Аркадьевич весь в орденах и моя мама, Римма Борисовна, великая затейница, организатор всех внеклассно-внешкольных мероприятий. Прошли годы, и оказалось, что забыты формулы и теоремы, выветрились правила грамматики, растаяли обиды и даже имена учителей и одноклассников. И остались в памяти только те потрясающие школьные вечера, КВН-ы, сказочные «голубые огоньки» на которые приходили певцы и актёры, музыканты и большие начальники, на которых первые каблуки, платформы, распущенные косички, начёсы, брючные костюмы, мини-юбки давали форточку самовыражению, само осознанию, истинному формированию личности. В физкультурном зале, совершенно преображенном, торжественном и ярко освещенном, гремела музыка. Танцевали, пели, несмотря на скудные возможности, накрывали изобильные столы и украдкой убегали на необитаемый третий этаж курить и целоваться. Обстановка благоприятствовала любви, поэтому возникало много достопримечательных пар. Отличницы вроде кукольной Топчиевой Зарочки дочки министра, всегда с накрахмаленным платочком в руках влюблялись в двоечников вроде Сашки Каракова, эдакого Чилинтано. Мишка Ширшиков и Касумова Офа поженились уже в 10-м классе. Люда Сауляк строила глазки красавцу Сулейманову Алёшке и ненадолго вышла за него замуж. И много много сложившихся и не сложившихся школьных любовей. Понятия национальных, социальных, религиозных, материальных и прочих неравенств, для нас, юных и беспечных не существовало, напрочь. В этом же, физкультурном зале проходили выпускные вечера. В вестибюле строгий директор и его верный Санчо по имени Завхоз охраняли рубежи школы от нашествия чужеземцев. После рюмки другой выпитой в «священном кабинете директора» стражи теряли бдительность и тогда долгожданные «чуваки» прошлогоднего выпуска или герои с соседней улицы прокрадывались в зал и даже проносили с собой пузырёк «Агдама», самого аристократического напитка тех времён. Из зала на улицу Толстого выходил малюсенький балкончик., часам к 4-м утра, на него выходила главнокомандующий мама (Римма Борисовна) и пророчески взглянув на небо командовала: «Пора!» «Пора!» - вторил уже охмелевший директор, и все шли лебединой стаей навсегда от школьного двора на бульвар, встречать первый самостоятельный рассвет.

То ли июньское солнцестояние, и неизменное время выпускных вечеров, то ли гнетущее ощущение безвозвратности тех лет, то ли просто так, случайно нахлынувшая ностальгия навеяли на меня эти чудесные воспоминания далёкого, розового детства.


Где вы, выпускники 70-х? Отзовитесь....


Аня Топоровская (Балтимор, США - 2007)
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski