руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
27 апр.
01:13
Журналы
Женька и Ждун
© Portu
Все записи | Разное
воскресенье, апрель 15, 2007

Жизнь и невообразимая судьба Ларса Хольмера. Часть вторая.

aвтор: Mogol Forever ®
 
Часть вторая, где наши герои теряют в невероятных приключениях своих соратников, меняют букву в названии и уходят в оппозицию.

После выпуска Klossa Knapitatet, группа расширила состав за счет духовика Ульфа Валандера [Ulf Wallander] (да-да, тот самый, еще один участник будущей группы The Flower Kings) и трубача Калле Эриксона [Kalle Eriksson]. И уже вместе с ними Samla Mammas Manna приняла участие в записи ни много, ни мало - целой симфонии. Я говорю о работе Грэга Фитцпатрика Snorungarnas Symfony. Впрочем, эта пластинка явно сильно выбивается из той колеи, по которой шла Samla Mammas Manna в те годы. Ну, оно и не мудрено - здесь музыканты группы выступили в роли только исполнителей, только исполнив уже написанное. Не стоит удивляться, что столь одаренные творчески музыканты до сих пор считают эту пластинку неудачной работой. Хотя, совершенно напрасно. Работа действительно хороша, но это уже не та бесшабашная Samla Mammas Manna, к которой все успели привыкнуть. Здесь достаточно серьезны, правда, к счастью, обошлось без пафоса и надувания щек. На самом деле действительно достаточно сложно узнать тут ту же самую группу. Не только композиционно - звук группы также изменился - группа звучит тут значительно мягче обычного. Нет тут той атмосферы милого безумия, что царит на первой трилогии группы. Но, в любом случае, пластинка всячески удалась.
После этого группа взяла в своей творческой жизни тайм-аут - летом 1976 года музыканты временно разбежались. Хольмер и Апетреа вместе с новичками Эриксоном и Валандером, а также перкуссионистом Биллом Орстремом собрали ориентированную на исполнение более фольклорной музыки группу Ramlosa Kvallar. В 1977 году этот проект даже запишет концертную пластинку, но, к тому времени - осенью 1976 года - вновь возвращается к жизни коллектив Samla Mammas Manna, который ждут очень большие изменения. Началось все с того, что группу покинул можно сказать ключевой музыкант коллектива - гитарист Костэ Апетреа. На его место взяли другого гитариста (и басиста по совместительству, если потребуется) Айно Хаапала [Eino Haapala]. Если кто-то ожидал, что уход самого <джазового> музыканта группы отразится на количестве импровизаций в музыке - тот ошибался. Точней, соотношение импровизаций и написанного материала изменилось, только совсем в другую сторону. Хаапала был даже еще большим приверженцем джэмов во время выступлений, так что каждый концерт группы превращался каждый раз в непредсказуемое буйство звуков.
Логично, что пришлось сменить и название группы. Правда, перемены коснулись только букв "s" и с 1977 года коллектив Ларса Хольмера стал величаться как Zamla Mammaz Manna, или, для тех, кто все еще не способен был запомнить - просто Zamla. Первым же, чем заявили о себе переменившиеся в названии, структуре и стилистике музыканты - стал двойной полу-концертный/полу-студийный альбом For Aldre Nybegynnare/Schlagerns Mystik. Половинчатость его заключалась в том, что один диск содержал чисто концертные выступления, в то время как на вторую пластинку музыканты поместили четыре композиции, записанные в The ChickenHouse. Именно там, на второй пластинке, название которой можно перевести как <Мистика Популярной Музыки>, музыканты развернулись в полный экспериментаторский рост и представили собственное видение фольклорных песен. Впрочем, есть сомнение относительно обоих слов в словосочетании <фольклорная песня> при такой трактовке. Фольклорная составляющая была сильно запрятана в невероятных и причудливых формах, в то время как вокалирование сложно назвать <пением> - музыканты орали, вопили, пищали фальцетом, в общем издавали звуки как могли. С прогрессив-роком тут тоже общего не так уж много, разве что только в длинной инструментальной композиции The Fate, которая, к слову, завершается так же, как начинается концертная пластинка этого двойника. А уж на концертной части ( - есть ни что иное, как <Для старых начинающих>) Zamla развернулась во всю ширь своей импровизационной ипостаси. Смелое решение, за которое они поплатились огромной частью своих фанатов. Да, к тому времени было множество поклонников, пользовалась группа популярностью весьма успешно и даже запустила парочку хитов в ротацию местных радиостанций (ничего удивительно, впрочем - многие композиции Samla Mammas Manna обладали удивительно <цеплючими> темами). Однако, вместо того, чтобы продолжить разрабатывать золотую жилу, на концертах Zamla не исполняли ни одной своей известной песни. Вместо этого все было полным торжеством импровизации, которое оценили по достоинству отнюдь не многие.
Но самое главное, что их заприметил барабанщик группы Henry Cow - Крис Катлер и назвал <одной из лучших импровизационных коллективов в рок-музыке>. Эта похвала многого стоит. Особенно учитывая влияние Катлера в мире этой самой импровизационной рок-музыки. Он в то время только-только открыл свою знаменитую контору Recommended Records для распространения определенного сорта музыки, выходившей на других лейблах. Ну, и в целом морально и физически подошел в плотную к созданию про-политической музыкальной организации взаимопомощи музыкантов Rock In Opposition. Об этой истории говорить можно долго, но в рамках истории группы Zamla стоит отметить лишь тот факт, что многие группы, которых Катлер пригласил для участия в жизни этого общества (среди которых была и Zamla), скажем откровенно, не особо разделяли левые политические взгляды Катлера и вступили в эту организацию только из-за возможности принимать участие в концертах, которые проводились на большем уровне и по всей Европе. Для локальных групп это светило значительным прорывом (что и произошло, если помните). Манифест RIO подписали, кроме англичан из Henry Cow и шведов из Zamla, итальянцы Stormy Six, бельгийцы Univers Zero и французы Etron Fou Le Loublan.
Именно эти пять групп встретились в декабре 1978 года в Швейцарии и подписали хартию общества, так называемый Манифест. На следующий год к ним присоединились еще три группы - Art Bears, Art Zoyd и Aksak Maboul и были проведены три фестиваля - в Италии, Франции и Швеции. Как раз в Швеции, а точнее - в Упсала, фестиваль организовали Ларс Хольмер и Zamla. Вообще, участие в движении RIO сильно повлияло на дальнейшую концертную судьбу группы - Zamla выступала в Италии, Франции, Исландии, не говоря уж о совместных с Etron гастролями по Швеции, а также визите Фреда Фрита, который не ограничился совместными выступлениями в Финляндии и Швеции, но также остановился в ChickenHouse, чтобы там, с помощью музыкантов из Zamla записать одну из сторон своего знаменитого сольного альбома Gravity (вторую сторону он записал совместно с еще одной легендарной авант-роковой группы, но на этот раз из США - The Muffins). Функционировал тогда еще и коллектив Ramlosa Kvallar, который дал концерты в Дании и Швеции. Сама же Zamla выпустила в том 1979 году сингл Lejonet Av Ljuga.
Весной 1980-го года, после совместных с Munju гастролей в Германии, группу покидает барабанщик, стоявший у истоков создания коллектива - Хассе Бруньюссон. Он, якобы, не смог выдержать той активности, что начала проявлять группа и элементарно устал! Во Францию и Бельгию в том же году Zamla уже поехала с новым барабанщиком - Вильготом Хансоном, о котором, впрочем, особо можно не рассказывать, из группы он уйдет уже осенью. Да и на вышедшем летом того же года прощальном альбоме Familjesprickor (Family Cracks в английской версии названия) Zamla в строке <барабанщик> был вписан все еще Ханс. Хотя есть сведения, что он принял участие только в части сессий. Как и предыдущий альбом группы, эта пластинка также содержала весомую часть концертного материала, без этого новая формация коллектива Хольмера просто не была бы репрезентативной.
Кстати, слушая эту пластинку, становится понятно, что же общего у всех этих RIO-групп. Ну, если не у всех, то ясно, как минимум, почему группа Ларса Хольмера попала в эту <могучую кучку>. Не надо забывать, что Манифест подписывала уже группа Zamla, а не Samla Mammas Manna, и музыка первой значительно отличалась стилистически и атмосферно от своей предшественницы. С самой первой композиции (Five Single Combats), понятно, что в качестве источника для вдохновения группа явно пользовалась в том числе и наследием современных академических композиторов. Только этим можно объяснить наличие такого обилия диссонансных нотосочетаний здесь, или даже тяготение к минимализму в отношении статичного развития композиции в моей любимой композиции пластинки The Forge или в исполнительском отношении, как это видно на примере The Thrall, которая, кстати, очень уж напоминает по многим параметрам мрачные индустриальные эскизы King Crimson начала 80-х (особенно вторую половину Three of a Perfect Pair, если вы понимаете о чем я). Впрочем, очевидно, что и джаз-роковая составляющая явно усилила свое влияние в умах музыкантов. Так, Ventilation Calculation - вообще можно было бы легко услышать в репертуаре любой фьюжн-группы. Но в целом же, все-таки, на альбоме именно авант-роковая импровизирующая, экспериментирующая, более серьезная группа, что как раз вполне себе и соответствует.

Автор: Smarty
Дата публикации: 2007-02-09
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski