руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
25 апр.
14:54
Журналы
Кипят, бурлят по миру страсти
© Leshinski
Все записи | Разное
среда, ноябрь 22, 2006

Пётр Монтин – загадка "Человека в пенсне"

aвтор: Partorg
2
Предупреждение: Текст не содержит подтвержденных исторических фактов. Текст не следует использовать в качестве справочного материала или источника информации об исторических личностях. Текст предназначен для людей с чувством юмора.

- Сигареты "Друг"? – переспросил продавец.
- Да, - подтвердил Петя.
Продавец встал, запер входную дверь и закрыл ставни. Затем, вытащив из-за пазухи револьвер, направил его на Петю, и со свирепым выражением лица, спросил:
- Ты записался добровольцем?
Петя обмер. Он не мог понять, что это за проверка. Куда и где он должен был записываться добровольцем? Увидев, что юноша дрожит от страха, продавец керосина открыл дверь в подсобку и сообщил кому-то, находившемуся внутри:
- Это к тебе, за сигаретами.
Петя продолжал стоять как вкопанный.
- Ну, проходи, чего стоишь? – буркнул продавец и протолкнул Петю в подсобку.
В подсобке было темно и сыро. На старом потёртом диване, с сигарой во рту сидел уже знакомый Пете человек в пенсне.
- Здорово, а я уж думал, что ты не придёшь,- обратился к Пете Лаврентий.
Петя продолжал молчать. Заметив, что парень чем-то напуган, Лаврентий догадался почему и спросил:
– Ты чего, Падлу испугался?
– Падлу? – Петя удивлённо посмотрел на человека в пенсне.
– Падлу Газанфара. Вечно он людей пугает и нас разыгрывает, - пояснил Лаврентий. – А вообще он преданный партиец и хороший парень. Его зовут Газанфар Мусабеков. Мы его за глаза Падлой Газанфаром называем. Только смотри, не вздумай его так в лицо назвать, зарежет на месте. Ну, садись, рассказывай, что нового?
- Да ничего нового, - Пете не хотелось уже никому рассказывать про призрак.- А где ваш друг Коба?
- Коба сейчас далеко, но он скоро вернётся. Коба очень хочет познакомиться с тобой поближе. Он помнит, что ты спас ему жизнь.
- Скажите, Лаврентий, а как вас по-батюшке?
- Моё имя - Лаврентий Павлович Берия.
- А кто из вас главный коммунист в Баку, - поинтересовался Монтин.
- Главный? Тебе обязательно надо это знать? – Лаврентий пристально и недобро взглянул на растерявшегося Петю.
- Я просто думал, что Коба – главный.
- Нет, - ответил Берия. – Главный у нас другой. Пока что я тебе не могу назвать его имя. Ты мне лучше вот что скажи – наши в городе есть?
- Наши? – Петя поморщил лоб. – А кого вы имеете в виду, Лаврентий Павлович?
- Наши - это коммунисты. Ты точно никого не видел? Только запомни: товарищ Берия не терпит лгунов и трусов.

Пете не хотелось рассказывать про встречу с Красиным. Тем более, как показалось Пете, Леонид Борисович не очень хотел, чтобы Берия узнал о его пребывании в Баку. Но по тону и взгляду Лаврентия, Петя понял, что человек в пенсне знает слишком много, и от его ответа будет зависеть, примут ли его в ряды коммунистов или нет.

- На днях к отцу приходил инженер-электрик, - почти шёпотом ответил Петя. – Зовут его Леонид Борисович, работает он на строительстве баиловской электростанции. Коммунист он или нет, я не знаю, но это единственный человек, с которым я успел познакомиться.
- Красин? Значит он в Баку. Замечательно! – Берия похлопал Петю по плечу и улыбнулся. – Конечно он тоже из наших. Петя, у меня для тебя есть поручение, вернее даже два. Первое – ты будешь мне докладывать обо всех гостях и разговорах в доме. Тебя, наверное, приглашают на всякие светские приёмы, в гости к промышленникам, так ведь?
- Да, - ответил Петя. – Но я не очень люблю туда ходить. Эти люди мне неинтересны и скучны.
- Пётр! – Берия встал с дивана и посмотрел на Петю строгим взглядом. – Ты должен там бывать. Все разговоры, все планы буржуазии нам должны быть известны. Да и Василий Николаевич будет рад, что ты не избегаешь этих людей, и никогда не заподозрит тебя в том, что ты примкнул к большевикам.
- К большевикам?
- Ах, да ты же так мало знаешь про нас. С этим связано моё второе поручение. Вот тебе книжка Карла Маркса "Манифест коммунистической Партии". Прочитай её. А потом тебе расскажу про Ильича. Жду тебя через неделю. Пароль ты знаешь.

Лаврентий Павлович попросил Газанфара проводить Петю до ожидавшей его кареты. Переодевшись, юный Монтин открыл книжку, и, увидев портрет автора, чуть не потерял сознание. Лицо, смотревшее на него, было тем самым призраком, который явился ему в ту ночь. Петя перекрестился. Придя в себя, юноша прочел первую строчку "Призрак бродит по Европе – призрак Коммунизма".
Вернувшись домой, Петя спрятал книжку под кровать, зажёг лампадку у иконки, с которой ему улыбался святой Пётр, прочёл "Отче наш" и лёг спать. Проснулся он поздним вечером, когда все домашние уже улеглись. Заварив себе крепкого кофе, Петя принялся штудировать занимательную книжку.


* * *

Утром следующего дня, городской обер-полицмейстер Михаил Семёнович Буденный спокойно завтракал в своём кабинете, перелистывая "Бакинские Ведомости". На его столе лежали многочисленные телеграммы из Москвы и Петербурга, с фамилиями разыскиваемых коммунистов. Недавний побег Иосифа – Кобы вызвал раздражение питерского начальства. Срочная телеграмма из Петербурга требовала немедленной поимки какого-то Красина. Михаилу Семёновичу больше нравилось охотиться за уголовниками, чем выслеживать бунтарей, которых в Баку было пруд пруди. Чтобы не вызывать подозрения министерства внутренних дел в бездействии, Буденный время от времени отправлял этапом в Сибирь, в качестве большевиков и смутьянов, надоевших ему городских головорезов, называемых в народе "гочу".
Вечером Михаил Семёнович был приглашён на приём к нефтяному магнату Нобелю, который праздновал открытие нового месторождения черного золота. Мысли о вкусном обеде и приятном обществе мадам Нобель, прервал стук в кабинет.
- Изволите доложить, господин полковник. Вам письмо, срочное! – отрапортовал пожилой полицейский в форме поручика.
- Что ещё? – проворчал Михаил Семёнович и открыл конверт.


"Довожу до Вашего сведения, что разыскиваемый полицией Санкт-Петербурга Леонид Красин находится в Баку. Согласно информации из источников, заслуживающих доверия, работает на строительстве баиловской электрической станции.
Лаврентьев"


- Виктор Иванович, - обратился Буденный к поручику. – Возьмите с собой отряд и дуйте на Баилово, на строительство электростанции. Приведите ко мне инженера Красина. А нашему юному другу, когда объявится, заплатите, как и было обещано. С богом!
- Слушаюсь, ваше высокопревосходительство! – поручик отдал честь и удалился.

* * *

Василий Николаевич Монтин нервно поглядывал на часы. Утром он послал Петю привести к нему Леонида Борисовича, чтобы, отобедав с ним, обсудить установку на его заводе мазутного генератора и электрификацию конвейера. Управляющий строительством электростанции, главный инженер акционерного общества "Электросила", Пётр Моисеевич Рутенберг, радушно встретил своего тёзку. Когда Петя поинтересовался, где он может найти инженера Красина, Рутенберг погрустнел и спросил Петю:
- А разве вы не знаете? Леонида Борисовича арестовали, третьего дня".
-Как? – заикаясь переспросил Петя. – А за что арестовали?
- Не знаю, мне ничего не сказали. Может быть, ваш батюшка может разузнать. Я ведь в Баку человек новый, а у Василия Николаевича наверняка есть связи.
Петя распрощался и приказал извозчику отвезти его домой. Монтин вспомнил свой разговор с Берией, и догадался, что этот разговор и арест Красина как-то связаны. "Но ведь Лаврентий сказал, что Красин тоже коммунист, да и сам Леонид Борисович знает и Берию и Кобу. Ну не могут же они друг друга сдавать " – размышлял Петя по дороге домой.
Василий Николаевич был шокирован известием об аресте Красина.
Поначалу Монтин-старший решил пойти напрямую к генерал-губернатору, но вскоре передумал и отправился домой к обер-полицмейстеру Буденному.
Михаил Семёнович получил благодарность из Москвы за поимку Красина и, посему, находился в хорошем расположении духа. Расцеловав неожиданного, но дорогого гостя, Буденный с неподдельным восторгом принял от него хрустальную бутылку "Особой" и набор из шести фирменных монтинских рюмок с позолотой. Узнав о цели визита Монтина, Буденный растерялся.
- Понимаете, Василий Николаевич, Красин может и замечательный инженер, но он смутьян и состоит в партии большевиков. Его в недельный срок нужно отправить в Петербург, иначе приедет генерал-инспектор и тогда, сами понимаете, - Буденный погрустнел и покачал головой.
- Я уже всё обдумал, - ответил Василий Николаевич. - Сообщите в Петербург, что Красин заболел тифом и находится в лазарете. Через недельку-другую телеграфируйте о смерти. А пока что пусть Красин поживёт у меня. Отрастит бороду, а потом мы его как-нибудь оформим его обратно в "Электросилу", под другой фамилией.
- А вы ещё тот жук. Жучище! – Буденный налил себе из графина и произнёс:
- Ваше здоровье, Василий Николаеви!
- Да, кстати, - продолжил Монтин. – Я слышал, что Ваш сын Семён ходатайствовал о переводе в Таманскую дивизию. А там командиром служит брат моей супруги.
- Можете не продолжать, - оборвал его обер-полицмейстер. – Я тотчас обо всём позабочусь

* * *
Запершись в своей комнате, Петя дочитывал последние страницы "Манифеста". Услышав шаги в коридоре, Петя спрятал книгу под подушку и прислушался к шагам. В дверь постучались.
- Петя, открой, пожалуйста, - попросил Василий Николаевич.
Открыв дверь, Петя увидел Василия Николаевича, за спиной которого прятался Красин.
- Петя, как ты знаешь, у Леонида Борисовича неприятности. Ему придётся некоторое время пожить у нас. Если ты не против, он устроится в твоей комнате. Если я отдам ему гостевую, то пойдут всякие разговоры.
- Конечно можно, - ответил Петя, с трудом веря в происходящее, – проходите, Леонид Борисович, располагайтесь.

Когда Василий Николаевич ушёл, Леонид Борисович, усевшись на диване, стал разбирать свои вещи, стараясь при этом не встречаться взглядом с Петей. Однако, через четверть часа, Петя подошёл к Красину, и виновато опустив глаза, прошептал:
- Леонид Борисович, я хочу Вам сказать…
- Можешь не продолжать, - ответил ему Красин. – Я знаю, что ты рассказал всё Лаврентию. Он догадывался, что я могу быть в Баку, и что твой отец пригласит меня к себе. Я тебя не виню, ты просто мало что знаешь о Берии.
- Я о нём ничего не знаю. Я и подумать не мог, что Берия может выдать Вас полиции. Вы ведь все коммунисты, - оправдывался Петя.
- Попал ты, братец, в приключение. Ну, ничего. Хорошо, что какое-то время ты будешь у меня под контролем. Я тебе расскажу про Берию кое-что.
- А про Кобу тоже расскажете? – у Пети загорелись глаза.
- И про Кобу. Они с Берией ещё та парочка. Петя, конечно, мы все коммунисты. И цель у нас у всех одна – социалистическая революция, свержение царя и построение Советской Власти. Ты же видишь, что царской властью недовольны, особенно недовольны ей в таких промышленных центрах, как Баку. Рабочие трудятся в поте лица, с утра до ночи, за мизерное жалованье. Их дети не могут ни учиться, ни попасть к хорошему врачу, они бесправны во всём. А буржуи, нещадно эксплуатирующие труд рабочих, купаются в роскоши. Хотя, конечно, есть такие как твой отец, которые о рабочих заботятся, и благотворительностью занимаются. Но таких людей - единицы. Наша партия пользуется всё большей популярностью. Не знаю, сколько лет пройдёт, но мы придём к власти и свергнем Царя. Ты, Петя, слаб ещё в политике. В каждой партии, существует внутренняя борьба за власть. Есть честные партийцы, которые, рискуя жизнью, ведут политическую борьбу. А есть такие, которые используют все методы, чтобы сделать себе имя и ликвидировать конкурентов. К таким людям и относятся Берия с Кобой.
- То есть, Вы хотите сказать, что Берия как-то связан с полицией? - спросил Петя.
- Да. Они ведут двойную игру. Полиция их покрывает, но взамен они сдают ей своих товарищей.
- А Кобу тогда кто сдал?
- Его как раз никто не сдавал. Коба решил сам себя арестовать, чтобы снять с себя подозрения в связях с полицией. Лаврентий отлично разыграл побег. В Баку Кобу, кстати его зовут Иосиф Джугашвили, никто не знает. Потому местная полиция его и арестовала. Это он в Тифлисе "неприкасаемый". Лаврентий, договорившись с начальником тюрьмы, вызволил Кобу, в очередной раз доказав Иосифу свою преданность.
- Всё такие я не понимаю, - произнёс вконец растерявшийся Петя. – Если все знают, что такие Коба и Берия, почему их не исключат из партии. И что будет, если Берия узнает что Вы на свободе?
- Понимаешь, Пётр, не всё так просто. Ильич, я тебе о нем потом расскажу, очень любит Кобу. А Берия его лучший друг. Что касается меня, то будь спокоен, Берия думает, что я арестован, а вскоре он узнает о моей болезни и смерти. Через год, закончив работу на "Электросиле", я уеду из Баку.
- А если Берия или Коба узнают, что Вы живы? – забеспокоился Петя.
- Знаешь, такие как Берия, обычно трусливы и осторожны, когда дело касается их жизни. У меня есть письмо, которое Берия передал обер-полицмейстеру. Лаврентий даже не потрудился изменить почерк. Берия наврядли захочет, чтобы это письмо попало к Ильичу.

Петя замолчал. Несколько минут он смотрел в окно, не отрывая глаз от луны.
- А что мне теперь делать? Мне Берия дал книжку почитать, и велел придти к нему через неделю. И ещё велел шпионить за буржуями. Ой, кстати, кто такой "Падла", то есть Газанфар Мусабеков?
- Ты уже и с "Падлой" познакомился? – Красин улыбнулся. – Мусабеков – придурок с Кубинки, ему просто интересно у нас. Он у Лаврентия на побегушках. Деньги добывает для партии – для него кого-нибудь убить или ограбить, пара пустяков. А теперь слушай меня внимательно, Петя. Ты попал в лапы к Лаврентию, и тебе придётся, хочешь ты того или нет, войти к нему в доверие, он не должен тебя ни в чём подозревать. Пока ты для него не опасен, он тебя не тронет, даже наоборот. А я предупрежу Анастаса Ивановича.
- Кто такой Анастас Иванович? Главный? – догадался Петя.
- А ты не такой простачок, как кажется, - удивился Красин. – Да, Анастас Иванович Микоян - председатель Бакинской ячейки РСДРП(б). Он прекрасно знает, кто такие Берия и Коба, но Анастас – хитрая лиса. Он любую ситуация использует себе на пользу и всегда выкрутится. И старается со всеми быть в хороших отношениях. Лаврентий знает, что Анастас не дурак, и потому боится его и беспрекословно ему подчиняется. Рано или поздно, Берия тебя познакомит с Анастасом, и тебе будет не о чем волноваться. Только о нашем разговоре никому!
- Клянусь, Леонид Борисович. Я всё понял и очень Вам благодарен.
- Да будет тебе, - Красин похлопал Петю по щеке. – А какую книжку тебе дал Лаврентий?

Петя достал из под подушки "Манифест" и протянул Красину.
- Я так и думал, - ответил Красин, перелистывая книжку. – Он тебя долго будет снабжать партийной литературой. А сейчас ложись спать. Завтра я тебе расскажу об Ильиче, о большевиках и о нашей партии. Ты должен знать об этом не только от Берии.

Петя долго не мог заснуть. Он не мог себе простить того, что подвёл Леонида Борисовича. Но мысли о новых приключениях, о тайной подпольной организации, интригане Лаврентии, и о предстоящей встрече с "главным", успокоили будущего коммуниста.
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Куплю остров
© Portu