руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
25 апр.
06:23
Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine
Все записи | Искусство
воскресенье, август 20, 2017

Яков Иовнович. Бакинский еврейский театр.

aвтор: TBS ®
2

Первые  представления еврейских театральных коллективов в Баку относятся к  началу 20 века. Наш рассказ только об одной странице  истории, о Бакинском еврейском театре, работавшим в городе в тридцатые годы прошлого века.

На Будаговской улице  Баку (ныне улица Рашида Бейбутова) почти  рядом с известной улицей Торговая (ныне улица Низами), в сотне метров от оперного (маиловского) театра, в начале 20-го века было выстроено здание Хоральной синагоги, служившей центром не только религиозной, но и общественной жизни еврейской общины города. Советская власть  вела бескомпромиссную борьбу против религии.   Коммунисты не признавали конкурентов и требовали беспрекословной веры  в светлое коммунистическое будущее. В конце концов, в 1932 году синагога была закрыта. Сначала в этом помещении разместили Общество землеустройства евреев –тружеников, а затем  был открыт еврейский театр на языке идиш. Видимо, соглашаясь на открытие еврейского театра в период борьбы с религией, государство пыталось показать, что не возражает  против существования  еврейской культурной традиции. По замыслу советской власти, утверждавшей, что искусство должно быть национальным по форме и социалистическим по содержанию, театр должен был на языке идиш способствовать воспитанию коммунистического сознания. Большому городу с многочисленным еврейским населением, немалая часть из которого знала  идиш в совершенстве, постоянный театр на идиш был как нельзя кстати.

          Костяк труппы составили местные актеры,  артисты еврейских театров Украины и выпускники московского еврейского театрального техникума ( как раз в то время состоялись первые выпуски этого техникума при московском ГОСЕТе). В 1935 году художественным руководителем был  назначен молодой талантливый режиссер и актер Иосиф Миндлин. Проследим за репертуаром театра.

           Пьеса  А. Вивьерко "Мой враг". Затем последовали "Зямка Копач" М. Даниэля, а вслед за этими двумя премьерами – "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони. В  статье о своем деде Иосифе Миндлине его внук Фауст Миндлин отмечает, что спектакли и нового руководителя приняли, хотя труппа все еще была полна сомнений в своих возможностях. Миндлин не только ставил спектакли, но и играл в них. В  "Моем враге"  бывшего купца Лейкеса, а в "Хозяйке Гостиницы" роль Маркиза. Ведущая актриса – Софья Йоффе сыграла в "Хозяйке" Мирандолину.

       После Гольдони Миндлин ставит программную пьесу местного репертуара – "Севиль" незадолго до этого умершего в молодом возрасте азербайджанского драматурга Джафара Джаббарлы. Тема пьесы – борьба за равноправие восточной женщины, находящейся под гнетом феодальных отношений в семье и в обществе была особенно актуальной в то времени.

Имя главной героини - Севиль, срывающей чадру ( одеяние, скрывающее лицо и тело восточной женщины)  стало нарицательным, в её честь был поставлен памятник на одной из основных площадей города. Понятно, что    постановкой "Севиль" бакинский еврейский театр давал понять, что не хочет отставать от времени, однако стилистика пьесы явно не гармонировала со стилистикой еврейского театра. Но таковы были правила игры. О том, как трудно было работать в условиях национальных особенностей культуры и самосознания тех, кто руководил культурой, доказательно описано в книге сына ведущей актрисы театра Софьи Йоффе Семена Копельмана "Сыновним сердцем". 

     Когда Иосиф Миндлин ставил спектаклям по пьесам на современную тематику,  особых проблем с руководством не возникало. Но стоило Миндлину поставить "Миреле Эфрат" Якова Гордина, как чуть было не "зарубили " почти готовый спектакль.

     И театр старался находить возможные решения. Так, в 1936 году был поставлен "Овечий источник" средневекового испанского драматурга Лопе Де Вега. Роль Лауренсии сыграла Софья Йоффе.  Шла война в Испании. И Миндлин решил осовременить пьесу, связав в финале события на сцене с событиями гражданской войны в современной Испании.

   После "Овечьего источника" наступила пора традиционной еврейской тематики: "Стемпеню" и "Тевье молочник" по Шолом Алейхему, упомянутая "Миреле Эфрат", потом "Семья Овадис" Переца Маркиша. Затем последовала русская классика – "Без вины виноватые" Островского.

    1938 год  был урожайным на премьеры: "Блуждающие звезды" Шолом Алейхема, "Гершеле Острополер" Гершензона, "Уриэль Акоста" Гуцкова, "1916"("Накануне") Штильмана,"Суламифь" Гольдфадена.

   В 1938 году последовали и первые гастроли – сначала в Тбилиси , затем в Батуми. Там играли  "Уриэля Акостиу" и "Гершеле Острополер".

   1939 год был годом 80-летия со дня рождения  Шолом Алейхема. Этому событию был посвящен специально подготовленный вечер, поставлен  "Стемпеню", а сам Иосиф Миндлин подготовил рассказы юбиляра. В этом же году состоялись гастроли на Украине ( Кировоград) с "Тевье – молочником" и "Миреле Эфрат".

   После гастролей было  снова обращение к местной тематике – постановка пьесы "Хаят" народного поэта Мирзы Ибрагимова. Спектакль ставил молодой режиссер Маггерам Ашумов, к тому времени окончивший ГИТИС и возглавлявший в Баку местный ТЮЗ. И здесь Миндлин сыграл роль рабочего корреспондента  Пардон Курбан Али. И, наконец, еще одна постановка по Шолом Алейхему – "Кровавая шутка, положительно оцененная критикой

   Среди артистов театра– заслуженные артистки республики С. Йоффе и  С. Хромченко, Ф. Каневская, (М?) (Л?) (Х?) Жаботинский, М. Эпштейн, М. Спиваковский, Мария Веллис ( Пейсахович), И. Эстрин, Р. Хайкина,

      Но появились  слухи о  закрытии театра. И вскоре это произошло. Театр был упразднен незадолго до войны. Миндлин и ряд актеров получили направление на работу в открывшемся  еврейском театре в занятом Советским Союзом Белостоке, другие  разъехались по другим театрам, а  часть осталась в городе, занявшись другим видом деятельности, до конца своих дней продолжая вспоминать о любимом театре.

      Что же послужило причиной закрытия театра? Ведь была достойная режиссура, талантливые актеры, интересный репертуар, в целом положительные рецензии критиков. Что же  встало на пути существования театра? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем  пример с созданным почти  одновременно с  бакинским ташкентским еврейским театром. У обоих коллективов схожая судьба.  Несмотря на работоспособный коллектив, интенсивную работу и благожелательную критику, оба коллектива, как и целый ряд городских еврейских театров Украины, были закрыты почти одновременно. Причиной их закрытия была названа одна - нерентабельность. Было ли это причиной или только поводом для разгона? 

     Для разгона всей идишской культуры перед войной время еще не пришло, более того, во время второй мировой войны все существовавшие на тот момент еврейские театры были заботливо эвакуированы глубоко в тыл ( в Среднюю Азию) и лишь затем, через пять лет после завершения эвакуации, расформированы полностью и окончательно. Так какова же была истинная причина закрытия театров перед войной?

     Сама по себе  нерентабельность не могла быть серьезным основанием для такого шага, ибо в то же самое время были увеличены субсидии коллективам театров других национальных меньшинств, рентабельность которых была еще более сомнительной.  Низкая посещаемость закрываемых театров была только внешней причиной закрытия. Главное, на наш взгляд, было то, что установка начала тридцатых годов на пропаганду еврейского населения городов, о которых идет речь, себя исчерпала.

     Основных посетителей этих театров тематика социалистической действительности не интересовала, а пропаганда спектаклей по пьесам дореволюционных авторов не входила в задачу властей. К тому же была еще одна причина, важная сама по себе: на присоединенных перед войной территориях Прибалтики, Белоруссии, Украины и Молдавии открывались новые еврейские театры. Многие из тех, кто работал в закрывшихся театрах, получили направления во вновь созданные на присоединенных территориях коллективы. Соединение  перечисленных факторов, видимо, и было объяснением истинной причины  закрытия, в частности, бакинского еврейского театра.

     Приказ об открытии еврейского театра в Белостоке на базе бакинского еврейского театра появился в конце 1939 года, а гастроли бакинцев по некоторым сведениям по Украине и Белоруссии состоялись весной 1941 года. Различающиеся в разных источниках даты прекращения существования бакинского еврейского театра объясняются периодом необходимого согласования вопросов перебазирования бакинского театра в Белосток между союзными и республиканскими организациями Белоруссии и Азербайджана. В одних источниках подразумевается дата издания приказа о перебазировании театра в Белосток, а в других источниках говорится, что спектакли театра в Баку продолжались вплоть до начала войны. Аналогичная ситуация сложилась и в других еврейских театрах, реальное исчезновение которых происходило не сразу, а спустя некоторое время после подписания приказа об их закрытии.

      Вскоре после второй мировой войны были сделаны попытки воссоздать еврейский театр в Баку. Одним из инициаторов этого шага был Осип Акимович Зискинд. Образовалась группа из 12 актеров, названная еврейским драматическим ансамблем. Готовились спектакли и вечера. Один из таких вечеров был объявлен  25 января 1948 года в зале Дворца Моряков по улице Хагани под эгидой Союза советских писателей Азербайджана.

     Он посвящался 30 –  летию со дня смерти одного из классиков еврейской литературы Менделя Мойхер Сфорима. После рассказа о жизни и творчестве писателя силами еврейского драматического ансамбля был сыгран спектакль по пьесе Менделе Мохер Сфорим "Дер призыв" ( "Призыв"). Афиша этого вечера экспонируется в Еврейском музее Москвы, расположенном в районе станции метро "Динамо". Это был аналог  вечера, состоявшегося в последние дни декабря 1947 года в Политехническом Музее Москвы, на котором Михоэлс в роли Вениамина Третьего ( персонажа Менделя Мохер Сфорима), отклонившись от текста роли, перевел разговор со зрителям на тему о будущем Государстве Израиль, решение о создании которого было принято в ООН за месяц до этого.

     Длительные аплодисменты еврейской общественности, собравшейся в зале, имели губительные последствия для самого Михоэлса, убитого спустя две недели на окраине Минска.  Сам факт  проведения такого   вечера в Баку через две недели после убийства  в Минске, можно считать  подвигом бакинских артистов.

     Судьба еврейского театра в Баку, как и всех остальных еврейских театров Советского Союза, была, конечно, предрешена, но сохранились свидетельства того, что спектакли еврейских артистов проводились в Баку ( в помещении клуба Медсантруда по ул. Крупской) еще в 1952-53 годах. А если это так, то еврейский театр в Баку продолжал существовать дольше, чем в других городах страны.

     После закрытия в Баку еврейского театра еще до начала войны оставшиеся в городе работники театра устроились на работу в  театр русской драмы и ТЮЗ ( например, М. Криштул многие годы работал заведующим музыкальной частью театра русской драмы, а (М?) (Л?, Х?)  Жаботинский – помощником режиссера.

        Вообще, взаимоотношения советской власти и советских евреев   приводили к драматическим последствиям. Закрытие до войны ряда периферийных еврейских театров на фоне постигшего страну сталинского террора не привел к поголовной физической расправе над работниками этих театров, как например, это произошло с актерами финского театра. Возможно потому, что во многих из них советская власть нуждалась для работы с еврейским населением занятых перед войной территорий.  

     Но происшедшее в декабрьский вечер 1947 г. в Политехническом музее не прошло незаметным для сталинского режима. Убийство Михоэлса было предупреждением советским евреям. Восемь месяцев спустя, когда на еврейский новый год в главную синагогу Москвы прибыла первый посол нового еврейского государства Голда Меир, десятки тысяч евреев  без официального объявления заполнили улицу и окружающие синагогу дворы. Известная всему миру фотография огромной толпы людей, пришедших приветствовать первого посла еврейского государства,  много лет красовалась на банкноте израильской денежной единицы.   

     Такое спонтанное проявление любви советских евреев к новорожденному государству Израиль дорого обошлась советским евреям. Жребий был брошен. Сначала была уничтожена еврейская культура: закрыты театры, газеты, убиты писатели, актеры.  Потом пришел черед "дела врачей". По задуманному сценарию кульминацией должна была стать высылка советских  евреев на восток с их последующим вымиранием в условиях жестоких морозов. Но сценарий был отредактирован на небесах, и он завершился смертью Сталина. Еврейская культура, в частности, еврейские театры Советского Союза приняли на себя удар сталинского режима. Они были уничтожены.  Но советским евреям в целом чудом удалось  спастись.

 

Фильм размещен на канале YouTube города Реховот. Израиль 

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine