руccкий
english
REGISTER
SIGN IN
Baku:
24 Jul
06:32
All articles | Miscellaneous
Tuesday, May 2, 2017

Мечеть Биби-Эйбат ?

aвтор: TBS ®
 
view

Нашла в сети старую фотографию без подписи, и в результате обсуждения получился вот такой результат.

Opinions posted: 52

May 27, 2017 03:14
TBS: 1886 год Кавказский календарь

Биби-Гейбад (тетка суровая) – «пир», находящийся недалеко от гор. Баку среди обширного кладбища. Могила Биби-Гейбад, одной из родственниц Магомета, находится в обширной мечети, очень охотно посещаемой мусульманами.
Биби-Гейбад славится за ее чудодейственную силу исцелять больных. Многие из мусульман завещают быть похороненными близ этой мечети.
May 23, 2017 22:19
TBS: Около овдана изображено что-то вроде кормушек, нет? Рассмотрите, пожалуйста.
3176
May 15, 2017 06:20
TBS: Если шиитский имам бежал в Баку, значит здесь он был в безопасности, так о каких войнах сунитов с шиитами можно говорить на этой территории?
May 15, 2017 04:00
TBS: Не знаю, как разговаривают мужины в женской бане вам виднее. Но ведь в приведенном вами тексте нет указания на то, каким путем попадали паломники в мечеть. Да и говорим мы о караванах, проходящих мимо и их возможности пройти таким путем. И высказываем предположение - на что имеем право
Вот если бы найти старые описания путешествий тем или иным путем, то тогда можно было бы цитировать.
May 15, 2017 01:39
PEK:
И караваны шли по равнинной дороге на Баладжары, а позднее к Волчьим Воротам.


Почему вы прицепились к Волчьим воротам. Прочтите еще раз мое предложение выше. Вьезд в Баку через Волчьи ворота был сделан не раньше конца 19 века.
А участок от Пирсагат до Баладжар и далее был входящим Великий Шелковый Путь.
Я с удовольствием приму к сведению любую достоверную инфо, а не версии, догадки и опыт работы где либо. А сейчас у нас разговор в женской бане...

May 15, 2017 01:23
PEK: Мечеть была построена над гробницей дочери седьмого шиитского имама — Мусы аль-Казима, который бежал в Баку от преследования халифов. На гробнице имеется высеченная на камне надпись, указывающая на то, что Укейма ханум принадлежит к священному роду: «Здесь погребена Укейма ханум, потомок пророка Мухаммада, внучка шестого имама Джафари Садиги, дочь седьмого имама Мусеи Казыма, сестра восьмого имама Ризы».
По причине принадлежности Укеймы ханум к роду имама Али и Фатимы Биби-Эйбатский комплекс вот уже на протяжении столетий остаётся духовным центром для мусульман не только Азербайджана, но и всего Востока. Слуга Укеймы ханум по имени Эйбат (отсюда и название мечети «Биби-Эйбат» — «тётя Эйбата») погребён посреди квадратной деревянной решётки в центре усыпальницы. (c)
May 14, 2017 22:12
George-Kon: Не было у меня никаких недоумений. Может неправильно выразился. Двадцать лет в институте занимающегося водохозяйственными проблемами и командировки по этим объектам позволяют мне немного знать об этих проблемах.
May 14, 2017 22:04
George-Kon: Лично я не знаю были ли караван сараи в долине под волчьими воротами. Просто не видел. Зато видел только один овдан. Очень хотел туда залезть, но увы на входе были решетчатые воротца. Верблюды по горам не лазят - чай не козы они. Правда есть горный верблюд - лама. Так что можно было пройти по этой долине, а далее искать место где можно выйти на дорогу в Баку. Скорее всего выходили на дорогу ведущую к Шемахинским воротам. Но это в два с лишним раза увеличивали сам путь. И к тому же в этой долине очень много болот. Недаром у местечка существует название Локбатан. Видно немало погибло верблюдов на том пути.
May 14, 2017 22:01
Dodson: Мне кажется, это очень зыбкий момент - что можно называть дорогой, а что нет. В разные времена существовали разные критерии, по которым дорога могла считаться таковой. То, что в 60-е годы 20-го века, всего-то 50 лет назад служило шоссейной дорогой между Баку и Сумгаитом, сейчас в, в лучшем случае, можно было бы назвать асфальтированной тропой. А если бы вы привели в 60-х годах на эту дорогу человека из 1915-го года, он бы назвал её автобаном.
May 14, 2017 21:54
Dodson: Некоторые факты, которые вызвали в вас недоумение, объясняются очень легко. Например,
Так вот он сказал, что вода «сладкая».

К моменту, когда строили м. Низами, в верхней части города уже существовал р-н под названием Ясамал. Кроме хрущёвок он был также застроен самостройками за линией ясамальского рынка. Да и территория от м. Низами в сторону Ясамала была застроена самостроем. Все эти застройки могли иметь протечки как в канализации, так и в линиях питьевой воды. Вся эта жидкость могла объединяться под землёй и, поскольку бакинский грунт, в основном, это плывун, образовывать под землёй озёра и реки.
Очевидно одно: вода не может течь в гору, и снежных шапок в Баку нет. Значит, источник подземной воды в Баку либо результат жизнедеятельности человека, либо скудные запасы, образуемые дождями. Последнее было актуально, когда на Апшерон не была ещё заведена вода из Куры и СДК. Скудость водных запасов всегда была бичом г. Баку. Население росло и подземных дождевых запасов не хватало. Стали подводить нитки от Куры и Самура, построили Джейранбатанское водохранилище. Город стал расти ещё быстрее. Значимость дождевых запасов упала до нуля. Да и небезопасно это было потреблять для питья в большом городе воду, вынутую из-под земли.
Касательно горечи колодезной воды. Да, такое бывает. Но люди привыкают. У моего друга на даче такая колодезная вода - с привкусом. Он не чувствует, я чувствую. И каждый раз, когда еду к нему, беру с собой воду. Дача его в Бильгя, там где посёлок только начинается, то есть от моря несколько километров в горку.
А ведь действительно, почему ГОРОД в том, в не другом месте.

Здесь ответ совсем очевиден. Город возник первоначально как Крепость. Значит,роль его была оборонная. От кого - это другой вопрос. Ответ на него во многом зависит от того, в какую эпоху был построена крепость, кто владел этой территорией, и кто мог угрожать с моря.
Но, если эти пришлые, вояки русские, начав разбивать сначала огороды, а потом и сады, находили воду, значит, была вода.

Капитан Роман ван дер Ховен, считающийся основателем Губернаторского сада в г. Баку, в некотором роде был голландского происхождения. Но именно с учётом засушливого климата Баку он приказал кораблям, идущим с юга, везти в Баку чернозём. Очевидно, из Талыша, где климат субтропический.
May 14, 2017 21:27
TBS: Пек, так мы и не говорим о дороге, мы говорим о проходе караванов.
Сколько караван сараев вы знаете на дороге через Волчьи ворота? Тем более, что в давние времена еще надо было и достичь Крепости.
May 14, 2017 21:25
TBS: Вики не документ а вольное творчество.
На территории Азербайджана изначально преобладали шииты и религиозных войн как таковых не было.
May 14, 2017 20:35
PEK: Интересная версия...
Но исторический факт дороги на Баку через Шиховский мыс не было, да и в урощище Биби-Эйбат дорог не было до начала добычи нефти. Не было дороги и далее от мыса Баилов до города до тех пор пока в середине 19 в века началось строительство порта и Адмиралтейства с поселениями.


May 14, 2017 20:24
PEK: Гоогле, Вики - вся инфо там. Вкратце , с момента распада ислама на суннитов и шиитов.
May 14, 2017 18:29
George-Kon: Для меня всё знакомые места. Всё обхожено и всё обегано. Обхожено даже с утяжеленными. С сыном на плечах. Вот показываю старьё своё мною давным давно написанное. Это не про это место, но созвучно. Всё это не бесспорно, но читайте.Написано давно...

Письмо дилетанта другу своему.
(Со сплошными вопросами и без ответов)

Хорошо сижу. Скала тёплая, солнышком нагретая. Вдали город виден (если ночью, то светится, а сейчас шесть вечера). Утром, как фото, чётко-чётко смотрится. Каррка недалеко, шишки сосновые, ещё зелённые грызёт. Зубы портит гадина (это любя).
Чукча хитрый, сам на солнышке, а глаза в тени спрятал. Сосна смолой сопливит. Попадёт, потом еле отмоешься. Хорошо.
И мысли разные в голову лезут. И, главное, все умные такие. Утром, когда город хорошо виден, и даже Девичью башню разглядеть можно, одни мысли, сейчас совсем другие.
Но все они в одном направлении. Почему ГОРОД появился именно там, а не в другом месте.
И вдруг всё исчезает. Портобаза, склады, заводы, фабрика… Всё исчезло. И я маленький и стою примерно там же, где сижу сейчас. Рядом кто-то взрослый. Ноги вижу чуть выше колен. Значит он очень большой или я очень маленький. И главное только я, кто-то рядом и больше ни-че-го. ПУСТО. Между горкой и ГОРОДОМ (он виден какой-то полосочкой) только песок и море. Сплошной пляж. Капакабана и рядом не плескалась. Почти десять километров сплошного пляжа, с идеально чистой водой и чистым песком.
Чего это нас несёт в ГОРОД… Наверное, отец (ведь это он рядом, скорее всего) мороженым обещал угостить, газировки попить. Рядом ослик, ишак по определению. Чем-то нагружен он. Одни уши и видны.
Что-то холодное в бок толкает. Каррка забеспокоилась. Вывела меня из этого непонятного состояния. Вообще-то я трижды попадал в подобное состояние, но первый раз с такими видениями. А всё мысли мои. И, наверное, самогипноз у меня получился.
А ведь действительно, почему ГОРОД в том, в не другом месте. Не претендую, ни на какие бы то не было, открытия.
Но теория о том, что ГОРОД родился из-за бухты Бакинской, мне кажется не слишком вероятной. Согласен – есть бухта, но она же не идеальна. И при «норде» в неё не так-то просто войти. Да и спрятаться негде. А ветры-то триста дней в году. Правда, не всегда лютые.
Ну, ограничивает Нарген вход в бухту, создавая два прохода, ну и что. Да и весь Бакинский архипелаг – острова для жизни не приспособленные. Разве что братцы-разбойнички, которые пиратствовали на Каспии, могли их облюбовать. Тот же Стенька Разин. На Дуваном добычу дуванил-делил. И Нарген тогда ох как пригодился бы. По преданиям на нём рынок рабов был. А, что попробуй сбеги с острова. К тому же он мог быть то ли перевалочной базой, то ли складами. А для появления ГОРОДА должны быть предпосылки.
А они – вот они.
Это «ДНЕВНОЙ ПЕРЕХОД».
Задачка простенькая, как из учебника по арихметики.
Два каравана вышли друг навстречу другу. Один идёт из пункта «А» - Астрахань, например, в пункт «Б» - Багдад, наверное. Как они пойдут? Ну, конечно, караванбаши поведёт вдоль моря. С пути не собьешься.
Караван идущий с севера будет иметь море по левую руку, а с юга по правую.
Вот и идут караваны, бредут себе. В день делают километров по тридцать пять – сорок. Больше вряд ли, меньше - путь долгим будет. Быстрее вряд ли. Оптималь сорок.
Идёт с севера. Воды – залейся. Верблюдам даже в горбы заливать не приходится. Налегке идут. Приходят к славному городу Сумгаит. Химии ещё никакой, а река – вот она - Сумгаит-чай обзывается. Вот попили верблюдики, попили ослики, люди в бурдюки набрали. И пошли. Следующая остановка, как говорится кровь из носу, но это побережье Бакинской бухты. Ночь-то на дворе – куда пойдёшь. Вот и стоят. Ночёвка. Значит от последней «сладкой» воды до Баку один дневной переход.
Теперь караван, идущий с юга. Там воды тоже много. Этих речушек, в той части навалом. Попили водицы в Куре, следующая остановка у реки Пирсагат-чай. И тоже как северяне водички попили, тару-посуду наполнили и вперед на север. И пройдут они примерно сорок километров. И остановятся они в месте, где северный караван остановился. В Баку. Ну, конечно лей-пей. Гулянка со всеми вытекающими.
Вот и, получается, от «сладкой» воды, до «сладкой» воды - два дневных перехода. И в серединке ничего нет? Не может этого быть.
Поспорил я как-то с начальником водопочвенной лаборатории института о названии «Апшерон». Уж больно мне толкование одно понравилось. В одной книге вычитал. Там был даден такой перевод. «АБ» - вода, «ШИРИН» - сладкий, разумеется. Так меня на смех подняли. «Откуда здесь сладкая вода!!!»
Но, если эти пришлые, вояки русские, начав разбивать сначала огороды, а потом и сады, находили воду, значит, была вода. Сомневаюсь, что забирали её у местных. Тем более в колодцах на территории Крепости вода если и не солёная, то горьковатая – точно.
И потом, как, к сожалению, ликвидированная, система орошения Губернаторского сада пополнялась водой? Был знаменитый круглый бассейн. Он служил накопителем. Но ведь он существовал до того, как провели водопровод. Как же он тогда наполнялся? Ведь экзотическим растениям, да и не только им, нужна была «сладкая» вода. Нельзя было «засолонить» почву. Тогда расти, ничего не будет.
Мельком отметили, эдак ненароком, о том, что нашли подземный ход. И главное выход его прямо у бассейна. А может, это был кяриз. Значит, и источник был, откуда шел этот подземный ход. Причём где-то значительно выше.
В один из подобных кяризов я сам лазил. Его обнаружили, когда дома снесли на Гуси Гаджиева. На этом месте сейчас дом, в котором был нотный магазин.
Один аксакал, (когда я ему показал на деревья, растущие недалеко от Девичьей башни и которые были живее всех остальных живых), просто так, как будто это всем известно, сказал - «Так эти деревья на подземной реке растут».
И в море, только там, рос камыш. Большой. А море, в сильные холода, только в этом месте замерзало.
И если соединить, на карте (плане) эти две точки, то прямая уйдёт куда-то в сторону Шемахинки. И вот тут надо вспомнить подземную реку, которая проявила себя при строительстве станции «Низами». По трубам отводили тогда воду в «ливнёвку». Один мой знакомый геолог попробовал эту воду на вкус. «Геолог должен пробовать!» Я не рискнул. Как они пробуют – окунают палец, а потом облизывают.
Так вот он сказал, что вода «сладкая». А по трубам воду сбрасывали кубометрами.
Далее прямая уйдёт через район республиканской больницы, через озеро Ходжасан (солёное) в горы.
Так, что вода в ГОРОДЕ была. И недаром Апшерон – Абширином звали.
И ветры знаменитые. Бакинские.
Вот, что интересно, сколько раз возвращаясь из командировок, замечал, что ветер начинается (если возвращались с юга) примерно от города Аляты. А если с севера, то примерно от Насосный или даже Сумгаита.
И трудно было поверить, что в Баку, в это время, свирепствует «норд».
А, горка наша - место мистическое. Есть в ней нечто притягательное и необыкновенное. И мне не раз приходилось сталкиваться с нереальным. Но о Горке надо просто писать. И у меня «заявка» (личная) на это есть, но рука не ложиться на кнопочки. Надеюсь, что напишу, в конце концов. Если успею.
Вот ведь письмо собирался писать. Всё как положено. С приветами. И пожеланием «Лети с приветом – возвращайся с ответом». Разучился. К сожалению. А фото это в июле сделано. В семь часов утра.
P.S. А тут вспомнилось понимаешь одно дело. Тогда я уже не работал в «Азгоспроекте», но при мне заканчивали чертежи (даже рабочие) здания Верховного совета Азербайджана. И даже уже провели геологические изыскания. Здание — это должно было строиться, чуть выше «Зелёного театра», там, на этом месте два жилых односекционных дома стоят. Геологи просверлили свои скважины – добро дали. Работяги со своей техникой котлован под фундаменты выкопали, но…. Каждое утро им приходилось откачивать воду. А воды собиралось сверх, чем достаточно.
А ведь выше той точки ничего не было из жилья (это когда можно было бы на утечки списать). Вероятно, это и было то самое нечто, питающее бассейн в Губернаторском саду. Вот тогда и кяризы по делу стали.
И тогда же вопрос «А почему никто даже не поинтересовался, для чего был нужен кяриз около бассейна, а?»


11.04.2009г.



May 14, 2017 17:19
TBS: А о каком гонении на шиитов и в какой тот период вы говорите?
May 14, 2017 10:39
Dodson: В 1936-м пробивали уже автомобильную дорогу, которая должна была иметь ширину хотя бы на две полуторки (ГАЗ-АА), чтобы могли разъехаться. А мечеть разрушили, в том числе, по идеологическим (антерелигиозным) соображением под благовидным предлогом строительства дороги.
Каравану по большому счёту дорога не нужна, ему нужно направление. Испокон веков караваны шли по пустыням. Им что, там кто-то дорогу прокладывал? И очень сомнительно, чтобы караван, прошедший последний перед Баку переход, уставший в пути, кто-то погнал в гору на Волчьи Ворота. И ради чего? Чтобы потом с этой горы спуститься в Крепость, в центр - опять на уровень моря. Вы бы повели так свой караван? Я - нет. Куда проще провести его по узкой тропе вдоль основания возвышенности или вообще - по берегу моря.
"Умный в гору не пойдёт...." Дальше знаете сами
May 14, 2017 09:51
PEK: Видимо не мог, поскольку караванные пути становились дорогами, а дороги здесь не было и лишь после разрушения мечети в 1936 г пробили дорогу на Сальяны. И караваны шли по равнинной дороге на Баладжары, а позднее к Волчьим Воротам.
Все путешественники посетившие мечеть добирались из Баку морем. Взгляните на карту : 4 пристани на население 100-150 чел., ни торговли, ни промышленности.
Доставка паломников и снабжение селения. Нахождение усыпальницы а затем и мечети в таком труднодоступном месте вполне обьяснимо: гонения на шиитов в тот исторический период.
Могли ли овданы быть для питьевой воды, может быть, но очень сомнительно. Там где есть термальные сероводородные грунтовые воды, питьевой воды не может быть. Я помню в 60-тые, поселок снабжался водой приежзающими водяными цистернами. Если б была артизианская питьевая вода, ктоб стал завозить воду.
Кстати местные пазаны продавали эту воду, возвращающимся с Шиховского пляжа
May 14, 2017 01:19
TBS: А что, караван верблюдов не мог пройти по берегу? Зачем ему через горы шагать?
И овдан неверное для питья, а бани - согласна - серные.
May 13, 2017 04:40
PEK: Так, в 1940 году при разработке нефтяных месторождений близ поселка Ханлар (10 км. от Баку) был открыт новый термальный источник сульфидных вод. В настоящее время здесь действует бальнеологический курорт Шихово.

Минеральные воды источника, находящегося на курорте Шихово, относятся к группе гидросульфидных вод, степень минерализации около 15 г/л. Минеральная вода шиховского источника содержит высокую концентрацию сероводорода (свободного – до 200 мг/л, связанного - до 400 мг/л), а также богата ионами железа, калия, кальция, брома, йода. Это термальная вода, температура около 70 °C.

OTSYUDA



May 13, 2017 03:26
TBS: Дема, а где у нас Биби Эйбат или Шихово фотоальбом?
May 12, 2017 23:40
PEK: Овданы и бани- это сероводородные лечебные источники, известные в наши дни. Существовал санаторий Источник в советское время для лечения кожных заболеваний и деторождения. Известно, что Натаван принимала лечение здесь и в ресультате родила ребенка и сделала назир построив дорогу от города к мечети. С дорогой есть непонятки, т.к. есть информация что построил дорогу к мечети Тагиев. Обратите внимание, что эта дорога заканчивалась на комплексе мечети и не продолжалась как сегодня идет Сальянское шоссе. Дорогу продолжили после разрушения мечети. Так что с юга ни караваны, ни паломники, ни войска не могли пройти. Все движение с Юга шло через Волчьи Ворота. Вспомните как наступали турки на город. На приведенных картах видно что кроме тропинок для ишака ничего нет. Для паломников была построена пристань (она видна на карте) и лестница в 40 ступеней ведущей к мечети.

И хотя Демократ и Георгий, наложив современный Гоогле на старую карту, показали что новодел сидит на том же месте, у меня есть сомнения , при всем уважении к обоим.
Новодел мечети в несколько раз больше по обьему, уже только поэтому фоотпринт не может совпадать.
Одно из помещений принадлежавших комплексу, не было разрушено, и красные установив водяной бак на сводчатом сооружении, устроили баню.
Я это соружение -баню и его расположение хорошо помню. Шиховские никогда не ходили в эту баню, а ездили на 20-й или 74-й. Баня использовалась воинской частью находящейся у моря. Вот расположение бани и дает мне сомнения, что новодел сидит на том же месте.
Местные рассказывали, что дорога прошла через здание мечети, а сегодняшняя мечеть сидит у вновь построенной после разрушения дороги.
Возможно, в масштабах карт это различие нельзя видеть, а возможно моя визуальная память ошибается.
Никакого кладбища за мечетью в гору не было, а был поселок, это четко видно на всех фотках. Кладбище даже в 60-х заканчивалось перед аркой могилой/памятником Ханлару.
У нас двольно хорошая коллекция фоток и по мечети и по Биби Ейбата. Будет полезно посмотреть.
May 12, 2017 11:48
Dodson: Ну, где-то же она должна была стоять. Каждому населённому пункту полагалось иметь свою мечеть. Мечеть, стоящая у дороги, была удобна по двум причинам. Во-первых, её посещали путники. Поскольку достижение путником Биби-Эйбата означало успешное завершение путешествия до Баку, многие во благодарение всевышнего оставляли в ящике при мечети nəzir.
Во-вторых, в древности, когда село только основали, море могло очень близко подходить к горе. Именно поэтому кладбище разместили на склоне горы - чтобы могилы не смывало в море. При таком расположении села и кладбища - по разные стороны дороги - местоположение мечети у дороги между селом и кладбищем представляется наиболее оптимальным.
May 12, 2017 03:52
TBS: Георгий предполагает по количеству овданов и бань, что это был привал караванов после Пирсагата пред Баку. А почему именно здесь была поставлена мечеть, как вы думаете?
2778
May 12, 2017 01:46
Dodson: Так я и указал. В тексте, что вы привели, говорится, что посёлок в окрестностях Баку был назван Шихлар от слова Шейх, . Но такой посёлок есть километрах в 40 южнее. И потом, если он на карте 19-го (по-видимому) века не указан как посёлок вообще, а вместо этого указан мыс Шихов, то информация, что посёлок Шихов имеет название от Шихлар весьма сомнительна.
Скорее всего, было древнее поселение Биби-Эйбат и был некий мыс. Поскольку коренное население картосоставительской деятельностью не занималось, мыс, скорее всего, был безымянным. Местное население промеж себя могло называть его нарицательным именем "burun" - нос, мыс. И такой двойственный перевод слова "burun" как раз исключает его использование в паре со словом Шейх. "Şeyx burunu" кроме перевода "мыс Шейха" имеет ещё и перевод "нос Шейха", что звучит крайне неуважительно для набожного в те годы населения. Название мысу мог дать кто-то, кто впервые нанёс его на карту. При этом логично было бы дать ему то же название, что и у пос. Биби-Эйбат. Но, возможно, были иные соображения, например, Шихов могла быть фамилия картосоставителя. А уже после того как название мыса было зафиксировано на карте, а посёлок стал разрастаться в связи развитием нефтепромышленности, в какой-то момент могла возникнуть необходимость разделения разросшегося посёлка на две административно-территориальные единицы. Ну, в те годы на то могли быть свои неведомые нам сейчас соображения. Вот тогда и могли дать новому селению название Шихово по названию мыса.
Не стоит также забывать, что в Казахском р-не есть по меньшей мере два села в названии которых есть Шихлы. Возможно, слово Ших когда-то имело смысл, не связанный с Шейх. Тем более что в аз-ском языке есть слово Шейх, которое и сейчас звучит точно так же, как когда-то пришло из арабского. И с чего бы ему было на каком-то этапе трансформироваться в Ших, чтобы потом обратно вернуться в форму Шейх?
Ших также вполне может быть топоним персидского происхождения, не имеющий никакого отношения к Шейх.
May 11, 2017 22:32
demokrat: А что в тексте показалось Вам сомнительным?
Думаю важно отметить ошибки и знать их.
1
May 11, 2017 00:39
Dodson: Я понял, что вы не сами это придумали. Но к подобного рода инфе отнёсся бы со скепсисом.
Last 30 messages are displayed.
Show all opinions 
Post an opinion 
LEGAL DISCLAIMER: BakuPages.com is not responsible for content of this page. BakuPages.com can make no representation concerning the content of these sites, nor does their listing serve as an endorsement by BakuPages.com.
Other products and companies referred to herein are trademarks or registered trademarks of their respective companies or mark holders